Источник

Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского

В сей день, возлюбленные, сошла благодать Святого Духа. С сего дня, восприяв начало и возрастая, она возвеличивается и прославляется даже доныне. Воссияла благодать Святого Духа, и вдруг уста невежественных в слове соделались красноречивыми, языки непросвещенных отверзлись, сердца рыбарей воспламенились дерзновением. Эта, ныне сошедшая с небес благодать, из моей скудости изгоняет страх. Так Апостол Петр прежде явления Духа показал в себе такую робость, что отрекся от Господа пред ничтожной рабыней (Мф. 26:69–70), но по сошествии Духа со дерзновением исповедывал Его пред народами и царями, взывая: не можем мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (Деян. 4:20). Витийство апостолов, происшедшее от Святого Духа, иудеи почли пиянством, говоря: яко вином исполнены суть (Деян. 2:13). Но на сие прекрасно отвечал апостол Петр. Сказав, что теперь еще – третий час дня, он сильно отразил тем клевету и еще доказал сообразность совершившегося чуда. Крест утвержден был в третий час: в третий час и Дух Святой сошел на апостолов в виде огня, возвещая им, что Дух есть Бог. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12:29). Господь снисшел на землю, как дождь на руно (Пс. 71:6), пoелику Он снисшел устроить спасение наше; но в сошествии Духа, дабы открылось, что Дух есть Бог, бысть с небесе шум, яко носиму дыхание бурну (Деян. 2:2). Из сего познай, что Дух Святой есть Бог. Исаия говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне. И серафими стояху окрест Его. И слышах Господа глаголюща: кого послю и кто пойдет к людем сим? Одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я (Ис. 6:1, 2, 8–10; Мф. 13:15; Деян. 28:27). Хочешь ли увериться ты, Духоборец, в том, что на сем престоле высоком и превознесенном восседал Дух Святой? Послушай апостола Павла и убедись. Препровожденный к трону в Рим, Павел нашел там большое число иудеев, и учил их слову спасения: ови убо впроваху. ови же не впроваху. Несогласни же суще, друг ко другу отхождаху, рекшу Павлу глагол един: добре Дух Святый глагола Исаием пророком: слухом услышите, и не имати разумети (Деян. 28:24–26). Видишь ли, что Дух Святой есть Господь и Бог? И не повсюду ли в законе Дух прославляется в Троице? Выслушай, что говорит также Пророк: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6).

Но и в завете благодати, когда Спаситель принимал спасительное крещение, Отец свидетельствовал с неба о Сыне, и Дух Святой нисшел в виде голубя (Лк. 3:22). Этот Самый Дух нисшел ныне в виде огня, и восшел на каждого из апостолов. Видишь ли, что и апостолы суть престолы? Ибо сказано: Бог седит на престоле святем Своем (Пс. 46: 9). Сей Дух умертвил солгавшего Ананию (Деян. 5:9). Сей Дух раздает дарования, разделяя коемждо, якоже хощет (1Кор. 12:11). Сим Духом исполнившись апостол Павел ослепил Еллиму волхва (Деян. 13:9, 11). Сего Духа Гавриил благовестил Марии, говоря: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лк. 1:35). Сей-то Дух всех нас милует, как Бог. Ему подобает слава и держава во веки веков. Аминь121.

* * *

121

См. Curs. Compl. Patrolog Migne, tom. LXV, col. 805 –808; ср. Христ. Чтен. 1834 г., II, 245–249 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle