Слово в Неделю самаряныни86
Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин.4:24).
Были люди, есть и ныне, которые употребляют указанные слова Христовы в опровержение наружного Богослужения. Как таковые люди своим лжеучением могут колебать в простодушных внимательность к священным действиям, и охлаждать их усердие к хождению во храм Божий: то, в предостережение от обольщений лукавого духа и в подкрепление нашей веры, не излишним считаю предложить теперь вниманию вашему, братия, слово о тесной связи внутреннего поклонения со внешним.
Справедливо, что поклонение Богу, как Существу духовному, должно быть совершаемо в духе; не менее справедливо и то, что со внутренним поклонением Богу должно быть соединяемо и внешнее. Истинно, что поклоняться Богу, как Существу вездесущему, можно везде и во всякое время; не менее истинно и то, что для поклонения Существу высочайшему должны быть воздвигаемы особенные храмы и посвящаемы особенные времена.
Господь Иисус Христос, сказав: Дух есть Бог; и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися, отнюдь не отвергает внешнего богослужения. Ибо по какому случаю изрёк Он сию заповедь? Самаряне думали, что нет приличнее места для поклонения, как гора Гаризин; а иудеи напротив полагали, что нет священнее места, как Иерусалим. Посему, чтобы с одной стороны отвергнуть богослужение самарянское, как неправое, и отменить иудейское, как образное, а с другой – установить поклонение истинное, Иисус Христос сказал жене самарянской: яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу. Грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин.4:21, 23–24). Как бы так сказал: наступает время, в которое люди будут поклоняться Богу на всяком месте, где только услышат и примут проповедь Евангелия, поклонятся духом, возношением мысли и чувства к Богу, и истиною – делами, истинным исполнением заповедей Его, совершением и причастием истинных таинств. И подлинно, протекло более восемнадцати веков, как совершается в новозаветной церкви богослужение в том самом духе и истине, кои от Спасителя поставлены существенным свойством истинного Богослужения и отличительным признаком истинных поклонников Божиих, совершается духовно, – в возношении ума и сердца к Богу, и чувственно, – в излиянии благочестивых чувствований во внешность; внутренно в живом воспоминании великой тайны искупления, и наружно в выражении сердечной благодарности видимыми действиями.
Из сего усмотреть нетрудно, что Иисус Христос, отвергая богослужение самарянское и отменяя иудейское, установлял новое, духовное и внутреннее, в соединении с чувственным, наружным. Заповедуя молиться духом, Он не освобождает тела от служения молитве своими действиями. Кто был совершеннее Его в молитве духом? Однако ж, моляся духом, Он не пренебрегает видимыми молитвенными действиями. Иногда возводит очи свои к небу (Ин.27:1), иногда преклоняет колена свои (Лк.22:40), иногда падает на лице свое (Мф.26:39).
Потребность внешнего Богослужения очевидна, с одной стороны – по связи души с телом, с другой – по участию тела в дарах благости Божией.
По связи души с телом. Душа, движимая сильными внутренними пожеланиями и живыми чувствованиями, движет тело, так что оно обнаруживает сии пожелания во внешних знаках и действиях. Тело также, поражаемое внешними сильными впечатлениями, движет душу и пробуждает в ней различные мысли, ощущения, желания, которых не было бы, если б внешнего впечатления не было. Посему, когда душа исполняется благоговейных чувствований к Богу и снедается пламенною ревностию прославлять всесвятое имя Его, возможно ли, чтобы сии благоговейные чувствования, сия пламенная ревность не изобразились какими-либо знаками и действиями? И когда внешние чувства поражаются впечатлениями от предметов священных, способными возбудить благоговение и любовь к Богу, или чему-либо Божественному, возможно ли, чтобы душа оставалась совершенно бесчувственною? Изъясним сие примером: может ли пребыть в покое мысль наша, когда гром и молния поражают наши чувства, слух и зрение? может ли пробыть в покое тело наше, когда гневом воспламеняется душа? – Если связь души с телом необходима, то необходима связь и внутреннего богослужения со внешним.
По участию тела в дарах благости Божией. Оно образовано из земной персти рукою Творца и снабжено различными силами и совершенствами от той же руки. Оно очищено и освящено кровию Искупителя и действием Духа Святого устроено в храм Божий. Если вожделенны для нас дары благости Божией, сообщаемые нашему духу: то менее ли вожделенны, сообщаемые нашему телу? Если должно поклоняться Богу духом, приносить Ему в жертву и ум свой, и волю свою, и сердце своё: то не должно ли поклоняться Ему и телом, приносить Ему в жертву все чувства свои? Прославите Бога, повелевает Апостол, в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:20); и в другом месте; молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим.12:1). Смотрите, как уважает тела наши апостол Павел! Кто после сего дерзнёт осквернять тело своё грехами? Кто откажется приносить Богу в дар действия тела? Служить Богу телом не трудно. Посмотрим на примеры святых. Так служили Богу телом, возвещая заутра милость Его и истину Его на всяку нощь в десятоструннем псалтыри с песнию в гуслех (Пс.12:3–4), Соломон, воздевая руки на небо (3Цар.8:22), Даниил, преклоняя колена три раза в день (Дан.4:10), мытарь, бия себе в перси (Лк.18:13), апостолы, назидая самих себя псалмами и пением духовным, поя и воспевая в сердцах своих Господеви.
Не оставим без замечания и того, что мы, живя в мире видимом, и будучи окружены предметами чувственными, более поражаемся видимым и внешним, нежели духовным – невидимым; и потому всеблагий и премудрый Зиждитель Церкви Иисус Христос так всё распределил и устроил, что всё, совершающееся в ней, действует на всего человека – и на дух его, и на тело. Сокровеннейшим действиям благодати усвоил Он видимые знаки и образы, и ничего видимого не оставил без внутренней духовной силы. Так, Слово Божие – слово духа и жизни заключено в письмена; духовные предметы и поучительнейшие уроки изображаются в Нём нередко под образами чувственными, снятыми с природы видимой. Самые таинства, чрез которые совершается внутреннее обновление наше и освящение, состоят из видимых действий. И для чего же все сие сокрыл Он под покровом чувственных знаков? Для того, чтобы не отделялось ни тело от духа, ни дух от тела, и чтобы мы, освящаясь всем существом своим, служили Ему и духом и телом.
И так, думать, как думают некоторые мудрователи, что внутреннее поклонение Богу не нужно свидетельствовать телесным служением, значит забывать и общую потребность природы, и пример и установление Самого Иисуса Христа. Не Он ли Сам заповедал ученикам Своим, и чрез них всем последователям Своим приносить ту бескровную жертву, которая приносится ныне на олтарях Господних: сие творите в Мое воспоминание (1Кор.11:24)? – Не Он ли Сам дал Церкви своей апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей, к совершению святых в дело служения, в созидание Тела Христова (Еф.4:11–12)? Так, братия, и места, в которых ныне совершается служение Господу, священны, и лица, чрез посредство коих совершается служение, священны, и действия, из коих слагается служение, священны. Будем убо усердны ко храму Божию, внимательны к слугам Христовым и строителям Таин Божиих (Кор.4:1) и благоговейны во время богослужения. Как в видимой природе ядро сокрывается под корою, зерно под плевою, плод под листвием: так и здесь под священными действиями сокрываются внутренние духовные истины и дары, как бы под покровом плоти. Рассмотрите каждое действие священнослужения, при котором теперь присутствуете, и вникните: не есть ли все сие Богослужение ясное воспоминание всей земной жизни Спасителя нашего, Его подвигов и трудов? Не есть ли живое настроение к жизни Христовой?
Царь Давид всякий раз, как приглашали его идти во храм, радовался: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс.121:1). Так и вы, верные души, радуйтесь, когда идёте во храм Божий на молитву: здесь и очи Его, и сердце Его (3Цар.9:3). Аминь.
* * *
Произнесено в 1836 г., апр. 20.