Беседа на Евангелие шестой недели по Пятидесятнице1
Исцеление расслабленного в Капернауме (Об осторожности в суждениях о других)
Какое евангельское чтение предложено было нам, братие, сегодня?
О чуде исцеления Иисусом Христом расслабленного и об обличении Им фарисейских злых мыслей по поводу сего чуда (Мф. 9:1–8. Зач. 29).
...
«Иисус вошел в лодку и переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».
...
В Евангелии говорится, что однажды к Иисусу Христу принесли для исцеления расслабленного, положенного на постеле, или по-славянски на одре, и Иисус Христос, видя веру принесших, сказал больному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи».
Что за болезнь раcслабления, что такое одр, на котором принесли к Иисусу Христу расслабленного? И как понимать слова: «видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи»?
Под названием «расслабления» в Священном Писании Нового Завета разумеется несколько болезней: и удар, поражающий все тело, и паралич одной какой-либо части, например, руки и т. п. «Одр» – это постель вроде простого матраца или одеяла с ручками, чтобы легко было носить. У евангелиста Марка (Мк. 2:4) при описании сего чуда говорится, что расслабленного хотели было внести в дом, в котором учил Иисус Христос, но за множеством народа не могли. Тогда взнесли его на верх дома, раскрыли кровлю и сквозь отверстие спустили одр перед Иисусом Христом. Взойти на верх дома и разломать крышу было легко, потому что в странах на Востоке, где жил Господь, кровли домов плоские, там можно было свободно ходить и там обыкновенно проводилось жителями вечернее, прохладное время. Для входа на кровли устраивались лестницы с улицы.
"Веру их», т. е. или тех одних, которые принесли расслабленного для исцеления, или и их и вместе веру самого расслабленного. «Дерзай» – это слово ободрения. Быть может, больной но грехам своим почитал себя не достойным милосердия Иисус Христа. «Прощаются грехи» – болезни иногда посылаются в наказание за грехи, посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех. И Господь видел причину болезни расслабленного во грехе, потому и говорит прежде о прощении грехов.
Когда, исцеляя расслабленного, Иисус Христос сказал ему: «прощаются тебе грехи твои», то при этом некоторые из книжников сказали сами в себе: «Он богохульствует». Иисус же Христос, видя такие их мысли, сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
Что такое хула или богохульство? Как понимать слова Иисус Христа: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи»? И что значит название Иисус Христа Сыном Человеческим, которым здесь, как нередко и в других случаях, Он называл Себя?
"Хулить» – значит унижать. «Богохульствовать» – значит унижать имя Божие, присваивать себе то, что принадлежит Богу. Книжники, т. е. еврейские ученые, обвиняли Иисус Христа в том, что Он присвоил себе право, принадлежащее только Богу, т. е. отпускать грехи, как Он отпустил расслабленному. Слова же Иисуса Христа книжникам: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи?» значат следующее: «Разве легче, вы думаете, сказать: «встань и ходи», чем сказать: «прощаются тебе грехи»? Нет, то и другое одинаково нелегко, для того и другого нужна Божественная власть, потому что и выздороветь больной может только тогда, когда будут прощены ему грехи, причинившие болезнь». Название Иисуса Христа Сыном Человеческим значит то же, что человеком вообще (т. е. будучи вцелом человеком), Иисус Христос есть Сын Божий; родившись на земле от Пресвятой Девы Марии, Он сделался «Сыном Человеческим». Господь особенно любил называть себя сим смиренным названием, чтобы показать свое братство с людьми и свою особенную близость к ним.
Что особенно поучительного в сегодняшнем евангельском чтении?
Оно поучает нас, братие, быть как можно осторожнее в суждениях о других, потому что легко можно ошибиться тут или не понять их действий, или осудить их и, таким образом, согрешить. «Он богохульствует», – сказали об Иисусе Христе некоторые из книжников, когда Он для исцеления расслабленного сначала отпустил ему грехи, за которые тот был наказан расслаблением.
Да, еще, позволительно ли нам, братие, и судить-то о других, когда Господь в Евангелии прямо сказал: «Не судите, да не судимы будете сами» (Мф. 7:1)? Вот вопрос.
Но что такое, братие, обыкновенно называется грехом осуждения, который запрещается Христом Спасителем в словах Его: «Не судите»?
«Осуждать других» – это худо думать и говорить о них, видя их недостатки, слабости и пороки. Осуждать безо всякого на то права и призвания Божия. Осуждать не с намерением исправить их или самих себя или других, а с явным или тайными намерением унизить их и осмеять. Осуждать часто только по одному невыгодному о них слуху или молве. Вот что значить осуждать! Следовательно, если кто из нас судит другого как судья, священник, судит как начальник, хозяин, отец, учитель, писатель – судит значит, имея на то право и призвание. Судит с добрым намерением, чтобы и и самому избегать худых его поступков и других отвлечь от оных или судит с целью исправить самого осуждаемого – тот прав, тот не грешит. Даже еще может быть грехом и то, когда мы не скажем, а скроем, что знаем худого о своем ближнем – а через это произойдет вред другим. Например, скроем и не скажем на суде об известном нам преступлении другого. Скроем и не скажем, а через это произойдет вред другим, когда, например, берут прислугу, учителей худых и вредных – и мы похвалим их. Но если мы судим ближнего безо всякого на то права и без доброй цели исправления и судим с злою целью унизить его, поболтать, посмешить этим других, поглумиться над ним самим, то мы тяжко грешим и строго будем судимы за то Богом, потому что без нужды и говорить-то о другом худое – грех.
Сам Иисус Христос и апостолы и все истинные их последователи судили и осуждали действия, например, противные вере и благочестию, и принимали против всего по их суждению злого те и другие меры. «Когда Господь Иисус Христос говорит: «Не судите» и пр., – пишет толкователь Евангелия (Мих.), – то говорит Он об осуждении неправедном, самолюбивом, эгоистичном, выражаемом при том без необходимости, по личным корыстным побуждениям и особенно людьми, которые сами порочнее, чем те, которых они строго судят». Так понимали и объясняли эти слова Христовы и св. отцы.
Итак, братие, как вы видите, не грех судить о других, имея на то важный причины, без этих же причин суждение обращается в тяжкий грех осуждения.
Закончим беседу рассказом, из которого видно как дело суждения обращается в грех осуждения и как обыкновенно строго карается Богом грех этот.
Однажды к св. Иоанну Савватийскому в пустыню пришел некоторый старец из соседней обители, чтобы посетить праведника. «Как живут твои собратия?» – спросил у него св. Иоанн. – «Хорошо, молитвами твоими», – отвечал инок. – «А как живет такой-то инок?» – еще спросил его св. Иоанн об одном иноке, о котором носилась худая слава. – «Он нисколько не переменился», – сказал посетитель. – «Горе ему!» – воскликнул Иоанн и с этим словом объят был каким-то чудным сном.
Он увидел себя стоящего перед Голгофою, где висит Иисус Христос на Кресте между двумя разбойниками. Иоанн устремился поклониться Спасителю мира, но едва успел приблизиться, как вдруг Иисус Христос обратился к находившимся тут Ангелам и сказал им: «Прогоните сего отсюда. Он – антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда». Когда Иоанн, будучи изгоняем, бежал из дверей, то тут задержалась его мантия так крепко, что он принужден был оставить ее.
С этим Иоанн пробудился, с глубоким вздохом сказал: «Ужасен для меня день сей!» и, рассказав посетителю о своем сне, присовокупил: «Оставленная моя мантия значит то, что я за осуждение брата лишился Божеской милости».
И с этого времени Иоанн семь дней пробыл в молитве в пустыни и в келью не входил, очень постился и не говорил с людьми. И, наконец, опять в чудном сновидении Господь отдал ему обратно мантию, из чего Иоанн заключил, что наконец Господь отпустил ему грех осуждения (Прол. окт. 25).
Посему, братие, будемте как можно осторожнее в своих суждениях о других!
* * *
В шестую неделю приходится иногда Неделя св.Отцов шести Вселенск.Соборов. См. неделю перед Троиц. днем.