Источник

Поучение 40. В неделю 15-ю по Пятидесятнице

Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? (Мф.22:36)

Братие! Для чего этот законник спрашивал Спасителя о том: какая большая заповедь в законе? Неужели для того, чтобы можно было одну заповедь исполнить, а другую не исполнять? Да, братие, и между нами много встречается подобных законников, которые по своему мудрованию любят объяснять и перетолковывать заповеди Божии и постановления церкви. Одну заповедь, думают они, должно исполнять, а другую можно иногда и не исполнить, но так думать могут только те, которые находятся под тяжестью страстей; так думают люди ленивые и нерадивые о своем вечном спасении. Если Бог сказал: «люби Бога всею душею твоею и всем помышлением твоим, а ближнего своего, как самого себя любишь»31; то скажи мне – можешь ли ты Бога любить, а ближнего своего ненавидеть? А что писание говорит? А вот что: если ты ближнего не любишь, которого видишь очами своими – как же ты можешь любить Бога, которого не видишь очами?32 И правда, что тот, кто брата своего не любит, не может и Бога любить. Если ближний твой есть творение Божие, как и ты, – есть брат твой и по плоти, и по духу, с которым тебе придется жить не только здесь, но и на небе; то скажи, как будешь жить – между теми, которых теперь ты не можешь любить? Значит Бог для твоего же благополучия дал тебе сию заповедь: как самого себя любишь, так люби и ближнего; чего себе желаешь, того и ему желай; что сам имеешь, то и ему давай при нужде. «Странная заповедь, скажешь; как я могу другого любить, как себя самого люблю?» Странная? Однако сию заповедь дал Бог именно для твоего благополучия. Подумай, что было бы на свете, если бы каждый любил ближнего, как самого себя любит? Был бы на земле рай, потому, что не было бы ни бедных, ни несчастных, все были бы равны, и по состоянию, и по здоровью; все наслаждались бы в равной мере благополучием на земле. Поэтому – исполнение всякой заповеди доставляет благополучие на земле. Что если бы все равно любили Бога, все равно ходили бы в церковь, считали бы своих родителей, не было бы на земле хищения, убийств, разврата, грабежей, а все жили бы, как живут под одною кровлею дети одного отца? Между тем, не исполняя заповедей Божиих, мы сами растравляем свою жизнь, губим сами себя: ибо что причиною нашего несчастья, нашего неблагополучия в жизни? Не хищение ли и грабление, не угрызение ли друг друга словами, не убийство ли и биение, не злословие ли и осуждение, не страсти ли наши и похоти, не нетрезвость ли и не воздержание? Страсти нас пожирают именно потому что мы не стараемся в точности исполнять заповеди Божии. Но не столько на заповеди Божии, сколько на постановления церкви и учреждения Вселенских соборов нападают мирcкие законники и безумные мудрецы мира сего. «К чему, говорят, эти посты, эти частые праздники, эти обряды церкви? Все это, говорят они, выдумали люди». Но разве может долго существовать то, что выдумали люди? Не изменяются ли каждый год законы гражданские, а постановления церкви существуют тысячелетия – без изменения. Не чрез Моисея ли Бог устроил церковь? Не чрез Апостолов ли освятил, не на Вселенских ли соборах силою Духа Святаго утвердил? Докажи, что не Духом Божиим св. мощи остаются – навсегда нетленными; тогда ты докажешь, что не Духом Святым чрез св. и Богоносных Отцев утверждены все постановления церкви о постах, молитвословиях и разных обрядах. Скажешь: «в Евангелии, много нет написано того, что ныне в церкви узаконено». Да, Евангелие то кто писал: не Апостолы ли по внушению Духа Святаго? В Евангелие не сказано, чтобы ты осенял себя знамением креста Господня, неужели ты не станешь и креститься? И кто сии совопросники о постановлениях церкви? Люди гордые и роскошные, люди буйные и развратные, преданные страстям и беззакониям. Трезвый и смиренный человек никогда не дерзнет восставать на постановления церкви. После продолжительных ночей, проведенных за игрою и пированием, после роскошных столов объядения и нетрезвости видит он, что ему тягостно подыматься с одра и спешить в церковь, – и вот он отвергает ее святейшие постановления. Напрасно ты принял крещение, напрасно ты причислен к членам церкви Христовой; – лучше было бы тебе оставаться без веры, без таинств, без заповедей и без закона Божия. Но сколько ты не отвергай эти постановления – ты никогда не заглушишь своей совести, никогда не помрачишь светлости заповедей церковных. Тебя беззаконика и мать и отец оставят на распутьи жизни, а церковь не престанет молиться за тебя Богу: и в жизни, и в смерти, и после смерти. Ты говоришь, что мы – пастыри церкви – все это выдумали. Друг мой! разве мы не могли бы быть полезны отечеству в службе гражданской? Может быть были бы полезнее тебя; но мы решились лучше страдать с людьми Божиими, нежели вкушать временную греха сладость? Не нужда, не бедность заставила нас надеть ризу, но воспитание, призвание к духовному сану. Трудись и ты на поприще службы гражданской, и священно будет твое звание, твои труды. Но замечательно, что чаще всего люди невоздержные, гордые и преданные грехам всякого рода восстают против заповедей Божиих и постановлены церкви, а человек благочестивый, имеющий страх Божий, никогда не посягает на эту святыню. К чему ты спрашиваешь, какая большая заповедь в законе и которую можно исполнять, а которую можно и не исполнять? Ты все исполняй, потому что все учреждены по повелению Божию, по внушению Духа святаго. Больше исполнишь, больше получишь награды. Подумай: неужели ты разумнее пророков и Апостолов и св. Отцев? Лучше же и спасительное для нас им повиноваться, их слушать и их волю исполнять, нежели исполнять свою волю своевольную и развратную.

Господи! Вразуми ты этих безумных мудрецов мира сего. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle