Источник

Поучение 39. На Воздвижение Честнаго Креста Господня

Очам нашим предлежит крест Христов. Так он лежал некогда на горе Голгофе, когда святая Елена, мать святого Константина Великого, нашла его внутри горы Голгофы. Несметное множество христиан, собравшихся по случаю этого всемирного события, со страхом и трепетом припадали лицом до земли, пред сею страшною святынею, пред крестом.

Для чего Бог, избрал именно крест оружием нашего спасения и какая спасительная сила в кресте Христовом? Вот какие вопросы я намерен разрешить в настоящем поучении.

Прародители наши – Адам и Ева – согрешили чрез дерево, вкусивши от запрещенного плода, деревом надлежало и наказать человека, или Искупителя, который за него взялся отвечать пред правосудием Отца небеснаго, и понести на Себе наказание за человека – грешника. Во время вкушения от запрещенного плода руки согрешили, простершись к древу, ноги, подходившие к оному, очи прельстившись плодами его, голова, оказавшая гордость против Бога, сердце пожелавшее сего плода. И вот избрано Богом такое оружие, на котором и руки и ноги, согрешившие в лице Адама первого – должны были пострадать в лице второго Адама – Искупителя мира, должны быть пригвождены ко кресту: глава должна быть увенчана терновым венцом и сердце прободено копием – сего требовало правосудие Божие. Всецело всеми членами согрешил первый Адам против Бога; всецело должен был пострадать второй Адам – Единородный Сын Божий, взявший на себя грехи всего мира. Древо – познания добра и зла – росло на земле, и крест был водружен в землю; древо крестное было четверочастное, – перекрест означает примирение Бога с человеками; конец погруженный в землю освятил землю и уничтожил грехи, пропитавшие землю, и змея глубинного поразил; верх креста освятил воздух, наполненный духами злобы поднебесными; боковые оконечности очистили пространство всей вселенной. Казнь распятие на кресте была в то время самая позорная и употреблялась в Риме только для рабов; сию же самую казнь избрали враги Христа для большего позора, но они своим умышлением послужили только премудрости Божией, которая от вечности избрана это оружие для посрамления врагов креста Господня. Для чего людям самим Бог предоставил изобретение казни? Сего требовала сама совесть человека, сего требовала злоба диавола: яко да оправдишися в словесех Твоих и победиши внегда судитиши28. Тяжел был крест, изобретенный врагами Иудеями, однако Иисус Христос понес его на плечах Своих; тяжки страдания на кресте, но Иисус Христос перенес их ради нас грешных и недостойных человеков. Позорна смерть на кресте; но она спасла всех грешников, долженствовавших также пострадать и умереть за грехи свои. В кресте, носимом руками Всемогущего Бога, осталась всемогущая Божественная сила, страшная для врагов креста. Вот почему – крест сделался украшением, славою и честью для христиан!

Когда Константин затруднялся в одержании победы над врагом своим Максентием; то увидел на небе крест Христов, составленный из звезд и под ним надпись: «сим победишь». Уразумел царь Константин смысл сих слов, и велел на всех знаменах, на всех воинских оружиях изобразить знамение креста Господня. И действительно победил всех своих неприятелей и врагов. С тех пор христиане стали изображать кресты на своих домах и на всех вещах. Страшна для диавола сила креста Господня: она его опаляет огнем, уничтожает яд, разрушает все его козни, соблазны и искушения. Правда, что враги креста – некоторые люди стыдятся и перекреститься, или изображают его ни себе небрежно, нерадиво, за то и крест не приносит им никакой пользы. Мы христиане – воины Христовы, – мы должны гордиться этим оружием нашего спасения; потому что он нас спасает и сохраняет от всякого зла, мы не только должны знаменовать себя крестным знамением, но и нести крест жизни нашей с величайшим смирением и терпением, и навсегда должны умереть для греха, или грех должен умереть в нас и для нас, как Христос умер на кресте; ибо сам Иисус Христос сказал: «иже хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по мне грядет».29 Кто чуждается креста, тот чуждается и самого Бога; чьи руки не умирают для хищения, ноги для хождения по стропотным путям, глава для гордости, – тот не получит спасения. Господь показал пример, как нам спасаться крестом. Как Он умер за грехи наши, так мы должны умереть для грехов, иначе не получим спасения: а если грех жить будет в нас, то мы не спасемся. Подумайте: Господь распят на кресте за нас, а мы будем служить греху и радовать грехами диавола; Он смирил себя, преклонив главу под терновым венцом, а мы будем гордиться и превозноситься; Он руки имел пригвожденные ко кресту; а мы будем простирать их для ограбления ближнего: у него сердце кошем прободено, а мы будем поражать себя похотью и плотскою любовью; Он обагряется кровью, а мы станем наряжаться в модную одежду, увеселяющую врага, облекшего нас в греховные пелены. Нет! Сего не должно быть, иначе мы все погибнем. Итак: мысль ли пришла к тебе греховная – преклони чело свое пред крестом, – и она забудется: – желание ли грешное, дело ли грешное – перекрести себя, – сим только победишь ты врагов своих душевных и телесных. При крещении на тебя надевают крест, – когда умираешь – на могилу твою ставят крест. Крестом, одним крестом хвались всю твою жизнь, если ты истинный христианин, но только живи под крестом, стой под крестом, как стояла пречистая Матерь Христа Бога. Часто собирай в сердце своем муки креста, болезнуй душею, как распятый для греха, когда соблазны мира, искушения и пленения ада искушают тебя. А если ты бегаешь креста, то ты убегаешь и Распятаго на нем, ты друг Пилата и Ирода, Иудеев и Римлян, распявших на кресте Сына Божия. Скажи: если ты должен и жить, и покоиться под крестом, то можешь ли ты еще находить радости и увеселения в сей жизни? Наказанный за грехи преступник – человек грешник – может ли радоваться на земле? Если ты носишь еще на себе узы греха, если падаешь, не можешь воздержаться от искушения, то пади к подножию креста Господня, проси подкрепления своей немощи; – для сего св. церковь и выносит пред очи твои крест. Веруешь в силу креста – спасешься; не веруешь – погибнешь. О блажен тот, кто идет узким и прискорбным крестным путем много – мятежной жизни сей, и со смирением несет ярем креста Господня на него возложенный, и с верою идет по стопам Господа! Ему уготованы драгоценные венцы на небе, и он насладится неизреченными за то благами. «В путь узки ходшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавшее верою – приидите насладитеся их же уготовах вам почестей и венцев небесных» «Побеждающему дам сесть на престоле моем, вместе со Мною».30 Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle