94. В неделю 24-ю по Пятидесятнице
«Приступи ко Иисусу человек некий ему же имя Иаир, и той князь сонмищу бе: и пад при ногу Иисусову, моляше Его внити в дом свой». (Лк.8:41).
Христиане! Были когда-то блаженные времена, когда Господь ходил по земле и витал между народом, так что всякий человек легко мог подойти к Нему и попросить Его о чем угодно. В одно время подошел к нему Иаир, князь, начальник общества, – бросился к ногам Спасителя, умоляя Его зайти к нему в дом, где лежала при смерти дочь его. Удивительное дело! Князь ли, или старшина, чиновник ли Иаир, – он прямо бросается к ногам Спасителя, считая Его за учителя, за чудотворца, быть может, даже за пророка, но не за Бога; а между тем падает к ногам. Иаир не смотрит на то, что он сам князь, или начальник, или чиновник: он не стыдится поклониться учителю до самой земли. Ныне не только князю, старшине, чиновнику, купцу, но даже мещанину стыдно взять благословение у священника. Скажешь: «то был Христос Господь». А чей образ на себе носит пастырь твой? Не Христа ли? Не есть ли он ангел, страж дома Божия? Кто тебя ведет к вечному спасению? Кто преподает таинства? Кто сообщает дары благодати Духа Святаго? Нет! Осуди лучше свою гордость, и это будет справедливо. У Иаира была одна и единородная дочь: быть может, смерть этой дочери повергла Иаира в такую глубину смирения. У тебя одна душа, – единородная она у тебя дочь; если ее потеряешь, вовеки уже не возвратишь. Быть может, эта дочь твоя давно уже умерла, или лежит в таком расслаблении от греховной и плотской жизни, что ее трудно воскресить даже покаянием и молитвами всей церкви. Но – что я говорю? Разве ныне думает кто-либо о болезнях души? Почти никто. Душа больна, если не можешь воздержаться от пьянства, разврата, осуждения, гордости, клеветы, срамословия и от других страстей; она больна, крепко больна, и находится на смертном одре, больна смертными грехами. Много тебе нужно проводить времени в покаянии и слезах, повергая себя перед образом Спасителя милосердного, – да еще подумывать: простит ли тебе Господь грехи твои или нет; быть может придется с грехами явиться и на суд Божий. Кроме покаяния ты должен еще с совершенной верой, как оная кровоточивая жена, не коснуться только к ризам Спасителя, но излить на Его ноги алавастр мира, раздать имение свое нищим или приобщаться с великой верой и смирением святому телу и крови Его, дабы Он животворящей силой благодати, находящейся в сем пренебесном таинстве, оживотворил твою душу, воскресил и причислил бы тебя к лику спасающихся, а не погибающих христиан. День и ночь о сем помышляй: жива ли твоя душа, приносит ли она плоды добродетелей? Горит ли в ней елей благодатных дарований? Надеешься ли ты крепко на Бога? Любишь ли ты Его всей душой? Уверен ли ты в своем спасении? Питаешь ли крепкую надежду? Или душа твоя умерла от грехов? Или ты потерял всякую надежду на Бога? Или ты уже не можешь отстать от грехов? Подумай хорошенько, – и спасайся, пока живешь на земле. Господи! Спаси нас. Аминь.