Источник

95. В неделю 24-ю по Пятидесятнице

Христос есть мир наш, сотворивый обоя едино. (Еф.2:14).

Диавол знал, что ничто столько не оскорбляет Бога, как грех. И вот, когда Бог низверг его с неба за его гордость, он принес грех с собой на землю; увидевши блаженство новосотворенных людей, Адама и Еву, склонил их на грех и навсегда разлучил их с Богом. Покайся они сейчас, сознай они свой грех, – Господь простил бы их: но диавол не допустил их до этого. Много диавол потерял, будучи свергнут с неба; но люди больше потеряли: диавол один дух, а люди потеряли и душу, и тело, они потеряли блаженство по телу и по душе, – потеряли рай видимый и невидимый, – общение, сердечную дружбу с Богом и любовь Божию. Одно их счастье, что они, хотя по своей воле согрешили, но эту волю склонил на грех диавол; Бог еще более разгневался на диавола, а к людям обещал послать Примирителя, Искупителя, Спасителя мира, каковым и родился на земле единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Послать примирителем между Богом и человеком какого-либо ангела невозможно было: примиряющий должен быть равен с примиряющимся. Святому какому-либо принять на себя грехи всего мира, – дело невозможное; человек сам враг Божий: как же ему быть примирителем? Один Сын Божий мог все планы Божии в спасении человеков выполнить; ибо по Божеству Он Бог, а по плоти человек, – значит Примиритель, равный с примиряемыми, с Богом и человеком. Притом грех столько наделал человеку зол, столько умножил греховных плевел, столько наделал порчи во вселенной, что нужно было изнова все обновлять, пересотворять – и землю, и людей: яд греха все на свете заразил – до последней пылинки. Как же Бог все пересотворил? Он употребил в дело свою Божественную благодать, которую Сын Божий со своим на земле рождением принес с неба на землю – а Он принес сугубую благодать, благодать на благодать, как сказано в Евангелии. Итак, благодать Божия поставлена, так сказать, противоядием против греха: она гонит и уничтожает грех, в чем бы он ни был, где бы он ни был. Вот благодать Божия и стала обновлять все и всех на земле: рождается младенец душевный и плотский, – благодать Божия, уничтожая в нем и родительский, и все грехи, перерождает его в духовного; вновь как бы его творит силой и действием пресвятой троицы; согрешит человек, благодать Божия, действуя на ум светом Евангелия, на все силы души и тела покаянием, приобщением тела и крови Христовой, творит в ветхом, греховном нового человека по образу и по подобию Божию. За вину и грехи людей принял наказание на себя Богочеловек – Сын Божий; значит вина за грехи с процентами, так сказать, уплачена. За смерть людей сам Примиритель – Сын Божий умер, и умер на древе, – потому что люди согрешили древом. Будучи безгрешен, Господь невинностью своей уплатил за виновность людей. Все силы души человека – и разум, и сердце, и воля напитаны благодатью Божией; почерпай ее только в Евангелии, и в таинствах, и особенно в бескровной жертве, которую сам Христос руками священника приносит на каждом престоле. Хотя благодать Божия помогает воле нашей, но не принуждает нашу волю поступать так или иначе – к добру или злу. Куда же яд греха девается? Он частью тает от благодати, как воск от огня, частью скрывается в душах тех, которые отвергают благодать и не желают себе спасения, – это сыны противления, которые придерживаются плоти, мира и соблазнов диавола и живут по плоти, а не по духу, по воле диавола, а не по воле Божией; частью грех живет в тех народах, которые не знают Бога и Евангелия; а частью скрывается в землю вместе с мертвецами, а после воспламенится вся земля, все грехи, и все грешники, и все бесы, – Господь пошлет собрать пшеницу в житницу свою, а плевелы все – соблазны, грехи и грешников сожгет огнем неугасаемым. Господи! Спаси нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle