Поучение на Воздвижение честного и животворящего Креста. (О том, что мы не должны предаваться страстям и считать сладострастие истинною сладостью). Преподобного Феодора, игумена Студийского и исповедника
Братие и отцы! Мы бываем в великой радости, когда настанет Владычний праздник, и весьма справедливо: ибо мы тогда просвещаемся, размышляя и рассматривая таинство его как и теперь в Воздвижении Честного и Животворящего Креста. Неизмеримо-радостно и несравнимо таинство его, ибо древо, идеже стоясте нозе (Псал. 131:7) Господа нашего Иисуса Христа, на котором Он был распят и пролил животворящую кровь Свою, мы не только сподобились видеть, но и лобызать. Сколько иной трудится для приобретения погибающего золота?! А мы в один час получили дарование: ибо вместе и лобызали Крест, и стяжали просвещение, освещение и отпущение наших грехов.
Так близка благодать! И кто с верою приходить, тот без труда получает дарование. Однако должно молиться, дабы нам сохранить эту благодать неотъемлемо: ибо мы скоро опять теряем то, что подается нам без заслуг Но мы, братие, будем блюсти дар с великою тщательностью, не будем осквернять священных уст наших словами лживыми, скверными и трудными; не будем омрачать просвещенные наши очи блудными взорами, не будем осквернять просветившееся сердце наше греховными помыслами. И да не царствует, как говорит Апостол, грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его: ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху: но представляйте себе Богови яко от мертвых телу, живых же Богу, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатью (Римл. 6:12–14). Видишь ли, что в подзаконное время обладал грех, но благодать Евангелия, царствующая в правде, избавляет нас от всякого греха, как и Божественное Писание об этом говорит. Ибо мы крестились и освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (1Кор. 6:11).
Умоляю вас, братие, будем благоговеть к дару очищения и хранить святыню. Зачем мы, получивши честь и славу от Христа Спасителя, низвергаем себя в бесчестие? Зачем мы успокоиваем тело и много заботимся о нем, особенно если оно здорово, когда должны оставить его во гробе? Зачем мы считаем сладостным сладострастие, которое, по истине, есть скорбь и болезнь смертная? Ибо сладострастие есть диавольская удица; сладострастие есть жжение неугасимого огня, и однако мы все, как пленные рабы, стремимся к сему пламени, дабы гореть в нем. Слышал я, как один, порабощенный плотскою страстью, говорил, что для него лучше, если его повесят и предадут лютой смерти, нежели отстать ему от греха. Сладострастие подобно злому властителю, который повелевает рабу своему и говорит: „иди», – и идет; „прииди“, – и приходит; „делай это“, – и делает. Таким образом, и еще хуже поступает грех с тем, кто порабощен им, ибо повелевает ему и говорит: „скажи скверное слово“, – и говорит; „делай злое“, – и делает. Таковой бывает подобен Каину, стеня и трясыйся (Быт. 4:12); если он плывет по морю, боится, чтобы не утонуть; если проходит пустынное место, представляет в уме своем, что за ним гонятся разбойники; если загремит небо, думает, что гром – ради его; блеснет молния, боится, чтобы она не сожгла его; он и видя не видит, и слыша не слышит, ибо грех растлил его чувства. Что хуже и горестнее такой жизни? Мне думается, что лучше было бы тому человеку быть предану диким зверям, нежели пагубным страстям: ибо звери съедают тело, а страсти погубляют и тело и душу.
Но не таков добродетельный, как свободный от греха, и не только от сладострастия, но и от всякой другой страсти. Он только радуется и веселится, царствует ради правды и не страшится, пребывает ли на земле или на море, ибо имеет с собою Бога, к Которому во время скорбей взывает, говоря: не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Псал. 22:4); не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (Псал. 3:7); не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Псал. 45:3). Видишь ли добрую и святую жизнь? Это – блаженное житие. Будем крепко держаться его по милости Божией; в сем да пребудем, и потщимся стяжать оное, всего бояся за благоговение. Будем иметь во всем послушание, усвоим себе всякую чистоту, душевную и телесную, и будем иметь пред очами нашими близкую смерть, дабы нам сподобиться наследовать царство небесное, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь16.
* * *
См. Огласительные поучения – преподобн. Феодора, игумена Студийской обители и исповедника, в русск. перев. Изд. 2-е. Калуга, 1896 г., стр. 301–304.