Источник

Слово в день Сошествия Святого Духа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского

Дух Господень исполни вселенную (Прем.1:7).

Бог некогда обещал послать Духа Своего Святого людям, говоря чрез пророка Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоил. 2:28), – потом, говоря чрез пророка Исаию израильтянам: наложу Дух Мой на семя твое (Ис. 44:3). И исполнилось уже то обещание Божие пoелику (Бог не только) однажды послал в мир Духа Своего Святого, но показал Его различным образом. Во–первых, Дух Святой явился в виде голубя, когда Иисус крестился в водах иорданских, как свидетельствует Святой евангелист Матфей: и крестился Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя (Мф. 3:16). Во–вторых, Дух Святой явился в облаке, когда Христос преобразился, как говорит тот же евангелист Матфей: и облак светел осени их (Мф. 17:5). В-третьих, Дух Святой показался в ветре, когда, по свидетельству св. апост. Луки, бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще (Деян. 2:2). В-четвертых, Дух Святой показался в огненных языках, когда сошел на Апостолов, как мы читаем в Деяниях Апостольских: явишася им разделени язы́цы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася еси Духа Свята (Деян. 2:3,4). Итак, в этом поучении хочу передложить вашему благочестию то, для чего Дух Святой явился миру в различных видах, т. е., в виде голубя, в облаке, в ветре, и в огненных языках. Но сначала, молю Тебя, Душе Святой, прииди ныне к моему сердцу и невещественным огнем попали грехи мои, и научи меня добре глаголати, да и аз возвещу имя Твое братии моей, и по среде церкве воспою Тя; у вас же, любезные слушатели, прошу прилежного слушания.

Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам. Во–первых, потому, что Святая Церковь (т. е., верующие христиане) называется голубицею, как говорит ей Дух Святой в Песни Песней: востани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубице моя (Песн. 2:10), и что голубица – не хищная птица, но простейшая, не имеющая лести в себе. Сам Христос Спаситель наш, увещевая учеников Своих, говорит: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10:16). Посему и Дух Святой привык пребывать в тех, кто имеет сердце свое простое, смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицею, дабы хотящий быть освящен Духом был, как голубица, не имеющая лести». (Дух Святой явился в виде голубя) еще потому, что чрез богомыслие мы взлетаем на высоту, как некогда возопил Псалмопевец: кто даст ми крыле яко голубине? и полещу и почию (Пс. 54:7). Вопрошу тебя, блаженный Давид, куда ты хочешь лететь на этих голубиных крылах? Отвечает он: в жилища небесные, водворяться с Богом: ибо об этих дворах тот же Дух Святой в одном месте говорит: коль возлюбленна селения Твоя Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. 83:2–3). И потому Дух Святой явился в виде голубя, чтобы крылами Своими переносить хотящих водвориться в жилища небесные. Метафраст пишет в житии святой мученицы Марины, что, когда она страдала за Христа, тогда над ней явилась голубица, летающая с золотым венцом. Итак, Дух Святой явился голубицей для того, чтобы подать нам венец живота вечного, даровать который обещал Христос всякому верующему, говоря: буди верен до смерти, и дам ти венец живота (Откр. 2:10).

В облаке же на Фаворе Дух Святой явился, как и Сам Бог некогда древле явился Моисею в облаке, ибо об этом пишется в Исходе: сниде Господь во облаце (Исх. 34:5). Пред скончанием света на землю придут Илия и Енох, и убьет их антихрист; потом Бог воскресит тела их, и они взойдут на небо облаком, как говорит Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе: взыдоша на небо на облацех (Откр. 11:12). И потому Дух Святой явился в облаке, чтобы мы могли чрез облако то взойти на небо. Облако извевает из себя дождь и окропляет землю, ибо влажный пар, который на земле поднимается от воды и бывает облаком влажным, потом в дождь претваряется и ниспадает на землю. Посему и Дух Святой явился в облаке, дабы излить дождь Своей благодати на сердца наши. И как говорит Апостол Павел: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам (Рим. 5:5). В облаках рождаются громы и молнии; иначе же молнию и громами называются учители церковные (ибо как молния сиянием своим прогоняет тьму, и как гром устрашает людей, так и учители церковные проповедию своею разгоняют темные грехи людские, и устрашают грешных людей, напоминая им о вечном мучении за прегрешения). Так Псалмопевец называет молнию учителей, говоря: осветиша молния Твоя вселенную (Пс. 76:19); а в Апокалипсисе Святой Богослов нарицает учителей громом: глаголаша седмь громов гласы своя (Откр. 10:3). Пастыри и учителя своей клятвой убивают злых и непослушных, как устрашает и убивает гром; таков был апостол Павел, говоря: аще кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа (1Кор. 16:22). Поэтому-то Дух Святой явился в облаке; но, как облако содевает молнию и громы, так и Дух Святой содевает пастырей и учителей.

Дух Святой являлся в бурном дыхании ветра: ибо ветер имеет силу отделять плевелы от чистой пшеницы. Плевелами называются грешники, а пшеницею – праведники (Мф. 13:29). Дух Святой разлучает плевелы от чистой пшеницы, т. е., грешников от праведных. Доброй пшеницей были Ной и жена его, так как благочестиво жили, а прочие все были плевелами, пoелику беззаконновали. И посему Дух Святой отделил плевелы от пшеницы, т. е., спас Ноя и жену его и сыновей его и жен сыновей его от потопа, а прочее все плевелы, т. е., грешники, были потоплены всемирным потопом. Доброй пшеницей были Лот и жена его и две дочери, благочестиво живущие. Содомляне же все были плевелами, не имущими в сердцах своих страха Божия, потому Дух Святой отлучил плевелы от доброго семени, Лота с женою и с двумя дочерьми его вывел из Содома, а содомлян всех погубил огнем жупельным. Опять, ветер имеет такую силу, что не только развевает плевелы, но и искореняет высокие деревья – финики цветущие, кипарисы благовонные, дубы Васанские и кедры Ливанские; подобно сему и Дух Святой ниспровергает и искореняет напыщенных, горделивых и высокомерных людей, которых пророк Давид уподобляет высокому дереву, говоря: видех нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры ливанские (Пс. 36:35). Но Дух Святой исторг это дерево из корня, как там же прибавляет Давид: И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:36). И пророк Даниил назвал гордого Навуходоносора высоким деревом, говоря: се древо среди земли, и высота его велика. И возвеличися зело, и досязаше до небесе (Дан. 4:7–8). Но Дух Святой искоренил то дерево: и возгласи крепце: посецыте древо, и обийте ветви его, и оттрясите листвие его, и разсыплите плод его (Дан. 4:11). Ветер имеет еще и такую силу, что проникает в расселины и пещеры подземные, очищает в них воздух от тлетворных паров и иногда, не находя выхода, движет и колеблет землю. Всякий человек – земля, ибо так говорил Бог Адаму: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19). И когда Дух Святой проникает (как ветер в пещеру земную) в сердце человеческое, тогда движет и потрясает ту землю, т. е., человека, наставляет его к покаянию и сокрушенно сердечному и ко всякому благочестию. Об этом и Псалмопевец говорил, молясь Богу: дух прав обнови во утроби моей (Пс. 50:12).

Дух Святой сошел в виде огненных языков, дабы даровать апостолам словеса огненные: пoелику Слово Божие называется огнем, как пишется об Илии и Енохе: огонь исходит из уст их и пояст враги их (Откр. 11:5). Еще огнем называется любовь: ибо Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12:29); но тот огонь есть любовь всесовершенная, по слову святого Иоанна Богослова: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин. 4:16). Дух Святой сошел в огне, дабы утвердить апостолов святых в любви, потому и блаженный Павел говорит ко всем нам: ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны (Еф. 5:2). В Ветхом Завете Бог часто являлся в огне: явился Моисею в купине огненной, извел Израиля из Египта в землю обетованную ночью столпом огненным, дал закон Израилю на горе Синайской огнем курящимся. Даниилу явился Бог на престоле огненном. Потому и Дух Святой явился в огненных языках, как тот же Бог, Который и в древности являлся в огне. Наконец, с огнем придет Христос судить живых и мертвых, ибо Псалмопвец говорит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя (Пс. 40:3–4). Пред пришествием Христовым вся вселенная будет искушена огнем Христовым: гореть будут небо, земля и все стихии, как говорит апостол Петр: земля же, и яже на ней дела сгорят; и в другом месте: небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются (2Пет. 3:10,12). И будет тогда земля чиста как стекло, а воды как кристалл; небеса тогда будут много чище, нежеле ныне. Так говорит Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе: Видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть к тому (Откр. 21:1). Потому Дух Святой явился во огненных языках: пoелику имеет едино Божество со Христом Сыном Божьим.

Потребно вам знать, слушатели мои возлюбленные, и о том, почему Матерь наша, Святая Церковь, в другие праздники не имеет обычая, чтобы были приносимы древа зеленые, а только на Сошествие Святого Духа. Этим она дает знать, что Дух Святой сходит лишь на таковых, кто процветает в добродетели так, как процветают древа в листве, по словам Псалмопевца: праведник яко финикс процветет (Пс. 91:13). Сам Христос Спаситель ныне увещевает нас, говоря: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит Его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). А кто пребывает во грехах, на таковых не сходит Дух Святой, пoелику сказано Самим Богом: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). Во–вторых, (приносятся древа зеленые в праздник Сошествия Святого Духа), дабы показать, что никто не бывает достоин принятия благодати Божией, кроме того, кто смирением уподобляет себя листвию, падающему с древес, почему Псалмопевец говорит: кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призиряй (Пс. 112:5, 6). В-третьих, дабы мы знали, что от Сошествия Святого Духа Матерь наша, Святая Церковь, процвела, как древо, различными листвиями, то есть различными ликами праведных – девственников, учителей, мучеников, исповедников, преподобных, пустынников, о чем давно Осия пророчествовал: процветет яко крин, и прострет корение свое яко же ливан, и будет яко же маслина плодовита (Ос. 14:6,7). Когда Святой апостол Петр проповедывал слово народам Иерусалимским, тогда на всех слушающих учение его сошел Дух Святой, как мы читаем в Деяниях Апостольских: еще же глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слышащия слово (Деян. 10:44).

О, Христе Боже наш! Даруй и нам благодать Твою и ныне посли Духа Твоего Всесвятого на нас и на всех предстоящих людей Твоих, да, приявши Его в сердца свои, возопием все единодушно: «Видехом свет истинный: прияхом Духа Небесного, Ему же со Отцом и Сыном подобает честь и поклонение во веки веков»! Аминь132.

* * *

132

См. Сочинения св. Димитрия, митропол. Ростовского. Киев, 1895 г., II ч., стр. 248–258; ср. Воскресн. Чтен., VII (1843–44 г.), стр. 77–79


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle