Беседа на слова из Евангелия, читаемого в день Крестовоздвижения: „Поемше же Иисуса и ведоша... на глаголемое лобное место, идеже пропяша Его“ (Ин. 19:17–18). Св. Кирилла, архиепископа Александрийского11
Поемше же Иисуса и ведоша: и нося крест Свой изыде на глаголемое лобное место, еже глаголется Еврейски Голгофа, идеже пропяша Его, и с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса (Ин. 19:17–18).
Несмотря на то, что Иудеи повели Начальника жизни на смерть, Он Сам предал Себя смерти за нас, потому что Божественною силою устроил неожиданный конец Своим страданиям. Именно, страданиями Христовыми сокрушено владычество смерти: ибо смерть Господня соделалась началом воскресения в новую, нетленную жизнь. За нас также, когда Его, совершенно невинного, приговорили к смертной казни, Он понес на раменах Своих тот самый крест, на коем распяли Его, как принявший на Себя наказания, определенные согрешившим, быв по нас клятва, писано бо есть: проклят всяк, висяй на древе (Галат. 3:13). Сему проклятию подлежим собственно мы, как не исполняющие закона Божественного, и непрестанно падающие, по удобопреклонности человеческой природы ко греху; ибо, по словам Писания, проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я (Галат. 3:10). Итак, не другой кто, а мы должны подлежать проклятию: ибо, кто виноват в преступлении, тот и отвечать должен. Но, не ведая греха, Он подвергся проклятию за нас, дабы освободить нас от древней клятвы, и понес крест, не Ему принадлежащий, а нам, потому что, по закону, проклятие относится к нам. Как умирал Он не за Себя, а за нас, чтобы, разрушив Собою, державу смерти, соделаться для нас путеводителем в жизнь вечную; так и крест понес нам принадлежащий, дабы, уничтожив Собою клятву закона, заградить уста всякому беззаконию. Кроме сего, страдания Христовы доставляют пользу душам нашим и в том отношении, что укрепляют нас в благочестии. Достигнуть совершенных благ и соединения с Богом мы можем не иначе, как только тогда, когда любовь к Нему будем предпочитать земной жизни, и будем твердо стоять за истину, если того потребуют обстоятельства; ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, иже не приимет креста, и в след Его грядет, несть Его достоин (Матф. 10:38); а взять крест значит не что иное, как отказаться из любви к Богу от мира, и в надежде будущих благ ни во что вменять самую телесную жизнь. И подлинно, если Господь наш Иисус Христос, из любви к нам, не постыдился понести тот крест, который должны были нести мы; то как мы, жалкие, призванные из ничтожества в бытие и созданные из попираемой нами земли, осмелимся уклониться от трудов для благочестия, и, если случится страдать за Христианское благочестие, считать посрамление за невыносимое нечто, отрицаться насмешек противников и насмешников, как вредного чего-либо, и, предпочитая временную славу благоугождению Богу, предаваться гордости, виновнице всех зол, и чрез это подвергать себя осуждению? В таком случае мы, рабы и ученики, будем мыслить и действовать противно нашему Господу Учителю. Но, чудное дело, мы так слабы, что совершенно не постигаем того, что полезно для нас. Известно, что и Божественный Петр почитал неисполнимым предсказание Спаса нашего Христа о кресте, ибо когда Господь говорил, что подобает Ему ити во Иерусалим, и много пострадати от старец и Архиерей и книжник, и убиену быти: то Петр, не понимая таинства воплощения, убоявшись, говорил: милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие, на что Христос сказал ему: иди за мною, сатано, соблазн ми еси: яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая (Матф. 16:21–23). Из сего мы должны уразуметь, что когда, по обстоятельствам, нам нужно будет доказать наше терпение и мужество; то мы не должны уклоняться от борьбы, и что если уважающие и любящие нас, из опасения бесславия со стороны людей, или вообще из мирских видов, препятствуют нам исполнять правила добродетели; то мы никак не должны слушаться их, потому что в сем случае они ни чем не отличаются от сатаны, который обыкновенно рассеивает соблазны, и обманом и лестью увлекает помыслы Боголюбивых людей к неприличным делам. По моему мнению, Христос именно это разумел, когда говорил: аще око твое десное соблажняет тя, изми e, и верзи от себе (Матф. 5:29); ибо того, кто соблазняет нас, мы не должны почитать своим, хотя бы по расположению и природе он был близок к нам.
А что со Христом были распяты два разбойника, то Иудеи сделали это по злобе; именно, чтобы более обесславить смерть Спасителя, они осудили на оную вместе с праведным беззаконников. Между тем, осужденные на распятие со Христом разбойники обозначали два народа, кои вскоре должны были присоединиться ко Христу, т. е. Израильтян и язычников, потому что Иудеев осуждал закон, коего они были преступники, а язычников – заблуждение их, ибо они почтоша и послужиша твари паче Творца (Римл. 1:25). Впрочем, присоединяющиеся ко Христу сраспинаются Ему особенным образом, именно, умирая прежней греховной жизни, преобразуются в жизнь новую и Евангельскую, как видно из слов апостола Павла, который говорит: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Галат. 5:24); или: аз законом закону умрох, да Богова жив буду, Христови сраспяхся. (Галат. 2:19); или: аще умросте со Христом от стихий мира, почто ака живуче в мире стязается (Колос. 2:20)? (ибо отречение от мирского образa жизни есть начало жизни во Христе). Поэтому распятие двух разбойников со Христом знаменует еще и то, что обозначаемые ими два народа умрут со Христом Спасителем, отвергнувшись мирских удовольствий и плотской жизни, и будут жить вместе с Господом своим, проводя жизнь по правилам Его. Образ не теряет своей силы от того, что повешенные были злодеи, потому что прежде пришествия веры мы все были естеством чада гнева, и повинны смерти. Аминь12.
* * *
Сконч. В 444 г.
См. Comment. in Johan. Evangel. Lib. XII; ср. Воскресн. Чтен. XI (1847–48) г., стр. 247–248.