Источник

Слово на поклонение честному и животворящему Кресту. Св. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Ныне приносится треблаженный и животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения. Приступим же и обнимем его со страхом и любовью. Испуская лучи Христова воскресения, крест своими дарами всех просвещает и освящает. Будем же лобызать его, душевно радуясь. Ныне – радость на небе и на земле, потому что предлагается миру светоносный и животворящий Христов крест, силою которого прогоняются демоны, изгоняются болезни, удаляется мрачная тьма и освещаются все пределы земли. Ныне исполнилось пророческое изречение, говорящее: вот поклонимся на место, идеже стоясте нозе Бога нашего (Псал. 131:7). Крест Господень – оружие, доставляющее трофеи и победы; он – непреоборимое оружие царей, рог Церкви, истребитель врагов и спасение верных; и действительно, блаженны и треблаженны те, которые сподобляются обнимать его с непорочными губами и с чистыми устами. Поистине, они на деле исполняют то, что сказано Господом: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Матф. 16:24).

И смотри, как Господь говорит, не делая никому принуждения. Он не сказал: „хотите ли или нет, но вам надлежит испытать это»; а как говорил? Аще кто хощет по Мне ити. „Я не делаю насилия, не принуждаю; но делаю каждого господином своего выбора: зову к тому, что прекрасно и честно, а не к худому и ненавистному, – не к наказанию и истязанию, но к небесному царству и к небесной жизни. Ате кто хощет по Мне ити, будет ли то муж или женщина, начальник или подчиненный, и если он желает спастись, пусть идет этим путем». Три предмета, о которых говорится: отречение от самого себя, подъятие креста и следование. Отрекающийся от другого, например, от брата или друга, хотя бы видел этого бичуемым или терпящим что-либо иное, не защищает его, не проявляет к нему сострадания, не испытывает в виду его никакого чувства скорби; раз навсегда отрекся от него, как бы от чужого. Так, следовательно, Бог, желает, чтобы мы не дорожили своим телом, чтобы не уклонялись, хотя бы нас ради Него подвергал кто-либо бичеваниям, или наказывал, или гнал, или причинял нам что-либо другое; это значит отречься. И возьмет крест свой. Ты видел, как Небесный Царь вооружил следующего за Ним воина? Он не дал щита, не дал шлема, ни панциря, ни наколенников, ни иного чего-либо из такого, но дал то, что крепче всего этого, безопасность, проистекающую от креста, знамение победы над демонами. Это – меч, это – панцирь, это – шлем, это – наколенники, это – надежная охрана, это – венец, это – победная награда, это – сокровищница всех благ как настоящих, так и имеющих когда-либо быть. „Посмотрите, говорит Христос, на то, что совершил Мой крест; сделайте и вы такого же рода оружие – и совершите то, что хотите». А в другом случае Он обещал даже большее по сравнению с тем, говоря: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин. 14:12). Что же значит это изречение: возьмет крест свой, и по Мне грядет? – То, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, „нося кровь свою в душах», готовые к претерпению заклания и к ежедневной смерти, все делая так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера, – как бы несомненно долженствующие умереть. Это именно говорил и апостол Павел: по вся дни умираю (1Кор. 15:31). Не одна ли дана тебе природою смерть? Однако, если хочешь, можно бесчисленное количество раз умереть за своего Господа. Но что значит: возьмет? Пусть будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах: пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью. Пред таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленным человеческим оружием и крепких мужеством, как человека, одаренного такою свободою; ничто в такой степени не обращает смерти в бегство, как проявление к ней презрения. А чтобы никто не подумал, что достаточно только этого, т. е., быть готовыми к смерти (ведь таковы и разбойники и все убийцы), то для этого присоединил: и по Мне грядет. „Я не ищу, говорит Он, только мужественного человека, не ищу только неустрашимого в виду конца его жизни, но – честного, целомудренного, умеренного и преисполненного всякого рода добродетели».

Оградим же себя, возлюбленные, силою креста и, вооружившись по отношению к остальному, да не устыдимся святых символов нашего спасения и да не оттолкнем от себя невоздержанием великое основание благ, которым мы живем и существуем, но, как венец, понесем, Христов крест, то есть, умертвим свои страсти. Ведь все у нас совершается чрез него: надлежит ли возродиться, является крест; нужно ли питаться тою таинственною пищею, быть рукоположенным или сделать что-либо другое, всюду у нас – знак креста. Поэтому с большою ревностью мы начертываем его на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это – знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня. Потому он и назван печатью, что им, как бы некоторою царскою печатью и перстнем, запечатываем все Божии залоги, какие бы мы ни получили; и уже ничто злое не дерзает приблизиться. Если мы вручим кому-либо власть над народом и если возведем кого-либо в достоинство священства, то, после того как совершим бесчисленное множество молений и призовем сошедшую затем благодать Духа, запечатлеваем избранника крестом, как бы запирая сообщенный дар в надежном казнохранилище. Таким образом, крест употребляется и при священнодействиях. Крест Христов – меч и древо, на котором закланные иудеями-богоубийцами Христос разрушил дела диавола, пригвоздив на нем (т. е. древе) наши грехи. По этой причине крест и употребляется при священнодействиях, как бы некоторый меч и царский бич, поражающий и прогоняющий всякий демонский набег и сатанинское нападение. Поэтому божественные и священные учители, как бы некоторые копьеносцы, предложив царский бич, им прогоняют всякое неприятельское и враждебное войско, уделяя божественные и царские дары лицам, посвящающим в таинства, и вместе с ними воздавая почитание Царю-Христу. Посему, когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и тогда ты угасишь свой гнев и все остальные страсти. Всякий раз как ограждаешь себя тем знамением, преисполни свое чело великим дерзновением: грудь, очи и всякий член представь в качестве благоугодной Богу жертвы. В этом и состоит разумное служение Богу. Это знамение и во времена наших предков отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, но исцеляло укушения ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды? Поэтому вырежь его в своем уме и обними его – спасение наших душ. Этот крест спас вселенную, прогнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом, людей соделал ангелами. Благодаря ему, демоны уже не страшны, но презренны, и смерть не есть смерть, но сон и бодрствование. Благодаря ему, иссушаются плотские страсти, враждующие с теми, кто постится. Поэтому, если бы кто-либо из иудеев сказал тебе: „ты покланяешься Распятому»? – то ты ответь ему ясным и сильным голосом и с радостным лицом: „да, и покланяюсь, и не перестану покланяться“. И хотя бы он стал смеяться, плачь о том, что он безумствует и не понимает того, что говорит; и возблагодари Господа Христа за то, что Он проявил к нам такие благодеяния, которых никто не в состоянии даже и постигнуть без помощи небесного откровения. Ведь и смеется он потому, что, как душевный человек, не приемлет яже Духа Божия (1Кор. 2:14).

Но что говорит безумный и непокорный иудей? „Если Христос есть Бог, как вы говорите, и Сын Божий, и пришел для спасения людей; то зачем Он распят и умер такою позорною смертью?» Мы ответим ему немногими словами, выбрав их из писаний пророков. О, беззаконный и неблагодарный иудей! Христу надлежало быть распятым, потому что закон и пророки возвестили так: человечеству надлежало получить спасение чрез Христа. Прежде всего говорят – Моисей: „вы увидите живот ваш, висящ пред очами вашими, и не будете веры яти житию вашему» (Второз. 28:66); Исаия: яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен (Иc. 53:7); также Иеремия: приидите и вложим древо в хлеб его (Иер. 11:19). А что распятый Христос есть Бог, послушай Ездру, который говорит: „благословен Господь, распростерший Свои руки и спасший Иерусалим пред очами нашими“! И когда змеи умерщвляли народ, Моисей, по повелению Божию, повесив змия на древе, говорил: взирайте на него, и не умрете (Числ. 21:8–9). И опять Иеремия, как бы от лица распявших Господа, говорит: приидите, и истребим его от земли живущих (Иер. 11:19); и, в свою очередь, Христос устами того же Пророка говорит: аз же яко агня незлобивое, ведомое на заколение, не разумех (Иер. 11:19). А также затем, как бы от лица Христа, говорят: Давид, ископаша руце мои и нозе мои, и разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий (Псал. 21:17, 19); и снова (Исаия): прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим, иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих (Ис. 65:2). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука (Псал. 59:6); и опять: сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся (Псал. 85:17). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих. И идите, изсецыте, и не помилуйте. Старца, и юношу, и жены, и младенцев, питающихся матерним молоком, избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: благословите древо, имже бывает правда (Прем. Солом. 14:7). А Исаия говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: кипарисом, и певгом, и кедром, вкупе прославити место святое (Пс. 60:13). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие поды сладкими (Исх. 15:25), прообразуя этим Христов крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу (Исх. 17:6), прообразовал этим крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа. И это – по истине путь жизни, и все, остающиеся на нем, живут; оставившие же его получат смерть и бесконечное наказание.

Над нами царствует Христос: мы покланяемся честному и животворящему Его Кресту и храним последний, как многоценное сокровище. Крест Господень, действительно, блистательнее и великолепнее всякого царского венца? Он превосходит своим блеском даже самые солнечные лучи. В древнее время распятие было наказанием за порочную жизнь и безнравственные дела; теперь же крест – символ божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которого невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов ни обедают, ни спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста – двоякий: один – из вещества: (или из золота, или из жемчуга, или из драгоценных камней), он часто и похищается варварами или ворами; а другой – невещественный, потому что сущность его (не из вещества, но) – из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение. Крест хранит спящих, он доставляет безопасность бодрствующим, он спасает находящихся в опасностях; благодаря ему, прекращается война и утверждается мир. Прославляю Твое, Господи, о мне таинство домостроительства, исполненное долготерпения и незлобия; покланяюсь честному и животворящему Твоему Кресту. Господи, обнимаю страсти Твои, лобызаю гвозди и целую язвы на членах Твоего тела; чрезмерно радуюсь трости, копию и губе; как царскую диадему, надеваю на себя венец из терния; как блестящими камнями, горжусь заплеваниями, и, как наиболее великолепным украшением, горжусь заушениями. Исповедую, что Ты – истинный Бог, один из лиц Святой Троицы – Иисус Христос, за меня восприявший страдание, повитый плащаницею, подвергнутый осмеянию со стороны беззаконных иудеев, наконец, погребенный и воскресший в третий день и снова грядущий судить живых и мертвых. Твоя слава и держава, с Отцем и Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь10.

* * *

10

См. Полн. собр. творен. св. Иоанна Златоуста, т. 3, 1897 г., стр. <текст нераспознан>. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это слово причисляется к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle