Слово в день Воздвижения
20
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко.
Праздник, совершаемый ныне Св. Церковию, имеет предметом воспоминание обретения животворящего древа Креста, и целию поклонение распятому на нем Господу.
Взглянем на предмет. Когда, где и как обретено животворящее древо Креста Господня? Константин Великий, испытав во многих случаях силу Креста Христова против врагов, возъимел сильное желание найти настоящий Крест Христов. Побуждаясь сим благочестивым желанием, а паче собственною своею ревностию по славе Креста Христова, мать христолюбивого Царя Константина, Царица Елена, поспешила в Иерусалим. Здесь престарелый Еврей, Иуда, знав по изустному преданию место сокровения креста, предложил раскопать основание под одним идольским капищем. Предложение исполнено. Нашли три креста. Теперь, как узнать из трех крестов настоящий Крест? Чтобы разрешить недоумение, иерусалимский Патриарх Макарий приказал приложить кресты к мертвому. Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего мертвый воскрес. Такое чудо удостоверило всех, что сие животворящее древо есть Крест Христов. Бесчисленное, по сему случаю, стечение народа не позволяло тотчас каждому лобызать сие драгоценное сокровище: посему многие изъявляли желание, по крайней мере, видеть оное. Дабы удовлетворить благочестивому требованию народа, Патриарх, возшед на возвышенное место, воздвиг честное древо крестное и благословил оным народ. От сего-то действия нынешний праздник и назван воздвижением честного и животворящего Креста Господня.
Посмотрим на цель. Для чего Церковь выносит ныне с торжественностию Крест из алтаря, и полагает посреди Церкви? Для того, чтобы мы, созерцая оный, воспоминали о страданиях Господа нашего, о своих к Нему обязанностях; для того, чтобы, поклоняясь распятому на нем Господу, не переставали идти за Ним и нести свой Крест: аще кто хощет по Мне ити, говорит Спаситель, да отвержется себе, и возмет Крест свой, и последует Ми. И иже не приимет Креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Лк. 9:23; Мф. 10:38). Вот существенная цель настоящего праздника.
Христиане! станем мыслию между предметом и целию, и размыслим для нашего назидания о силе и величии Креста Христова.
Что такое был Крест до распятия на нем Господа? Это было орудие казни, которое поставляли вне жилищ, и которого одно имя возбуждало страх и отвращение. Хотя все такого рода орудия бесчестны и поносны, но сие орудие наказания из всех было поноснейшее и бесчестнейшее. Распинали злодеев за важнейшие преступления.
Чем сделался Крест по распятии на нем Господа? Он сделался знамением победы и торжества над диаволом и адом, залогом спасения нашего, лествицею, не только указующею нам небо, но и возводящею нас на небо. Он водружается внутри градов и храмов, есть сладчайшее имя для чад Иисусовых, есть и будет до века предметом поклонения для всех христиан.
Отчего такая перемена в одном и том же орудии? Отчего сделалось оно из низкого высоким, из бесчестного славным, из гнусного достолюбезным? Не изменилось ли вещество? Нет, вещество осталось то же, но изменены сила и действие его. Как скоро распяли на нем Господа Иисуса, то Божественная Его кровь, падая на крест, очистила и освятила его, и дала ему животворящую силу. Древом в раю осуждены мы были, и древом на Голгофе оправданы; древом прельстил нас диавол, и древом же Христос избавил нас от его обольщения. О треблаженное древо, на нем же распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый! Враги твои хотели было скрыть тебя и погребсти навсегда под капищем; но слава и благодарение промыслу Божию! Христолюбцы обрели и извлекли тебя из земли. Буди благословенно во веки веков!
Древо креста есть драгоценнейшее наследие для учеников Христовых на земле. Иудеям отдал Христос тело Свое на мучение, воинам одежды Свои, Отцу небесному дух Свой, всем последователям Своим оставил крест Свой. И подлинно, что в христианском мире не украшено крестом Христовым! Посмотрим ли на храмы? на главах их утвержден крест, как знамение христианской Веры. Войдем ли в храм? Их внутренность украшается крестом, как знамением славы и торжества Церкви над диаволом и адом. Взглянем ли на священные одежды? Они имеют крест, как священное знамение их высокого назначения и употребления. Приникнем ли мыслию в священные действия? Они запечатлеваются крестом, как знамением Божественной силы. Но что я говорю? Обратим взор на самих себя. Не носим ли мы сами креста? Не изображаем ли креста на себе во время молитвы? Так св. Церковь возложила на нас крест при самом Крещении; а для чего? для того, дабы вся жизнь наша с сего часа посвящена была Распятому за нас. Мы, нося крест, должны помнить заповедь Иисуса Христа: иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Святая Церковь заповедует нам изображать крест во время молитвы; а для чего? Дабы прикосновением к челу означить посвящение ума нашего Богу, прикосновением к груди означить преданность Богу всего сердца, и прикосновением к раменам показать посвящение Господу всех сил наших. Между тем, как ум наш работает закону греховному, а сердце исполнено лукавства и злобы, мы, в молитве покаяния, делая на себе крест, представляем Богу Отцу уже не чело наше, покрытое греховным безобразием, но венчанную тернием главу Иисуса Христа, не сердце наше, полное нечистот греховных, но Его проколотые ребра, не руки наши воздеваем, но гвоздиные язвы Искупителя нашего. Таким образом, взирая, так сказать, сквозь креста Иисуса Христа, сквозь Его язвы, мы привлекаем на себя благоволение и благость небесного Отца. Ибо Он не может не услышать молитв наших когда между Им и нами висит, так сказать, распятый, единородный Сын Его, и Сам умоляет о нас. Аминь, глаголю вам, говорит Иисус Христос, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23).
Святая Церковь заповедует нам употреблять знамение креста для укрощения страстей. Св. Златоуст говорит о сем так: егда знаменуешися крестом, помысли о силе креста, и укроти ярость и прочия все страсти. Действительность крестного знамения в сем случае известна истинно верующим. Они, когда овладевают ими разные страсти, когда гнев и досада раздирают сердце их, когда уныние и страх томят душу их, когда видят бесстыдную ложь, то как сами крестятся, так и другим говорят: перекрестись. Более же всего предписывается употребление крестного знамения для прогнания духа злобы. Сей враг тем опаснее, что нападения его не всегда могут видеть и самые опытнейшие в жизни духовной, и что против сего нет другого оружия, кроме веры в Иисуса Христа, выражаемой видимым знамением креста. Действительность сего знамения против враждебной силы известна вам, отцы и матери! Отпуская детей своих ко сну, не благословляете ли их знамением креста? И надзирая над ними во время сна, не то же ли употребляете знамение?
Впрочем, чтобы знамение креста имело силу побеждать врагов невидимых, для сего недостаточно одного механического движения руки, или иного какого-нибудь внешнего действия изображения креста, Спаситель обещал дать сверхъестественные силы только тем, кои веруют во имя Его, кои действуют во имя Его (Мк. 16:17–18). А потому, чтобы крестное знамение имело для нас силу, для сего нужна живая вера в Иисуса Христа.
Видите, христиане, силу и величие креста Господня? Может ли что нибудь быть важнее сего на земле? Даже на небе? Ибо на кресте совершено таинство, в которое желают проникнуть и сами Ангелы (1Пет. 1:12). Может ли быть что вожделеннее его в сем мире скорбей и болезней? Ибо все утешения и врачевства он заключает в себе. Если мы не можем еще видеть тайны силы Креста Христова в самих себе, да зрим ее в разбойнике, распятом при кресте Иисусовом. Провидение, кажется, намеренно утвердило крест его при кресте Спасителя для того, дабы показать, сколь велика сила креста Христова, сколь краток, удобен и безопасен путь от креста на небо.
Будем же, христиане, взирать на крест Христов, как на знамение спасения, и чествовать его, как залог избавления нашего. Будем покланяться ему с верою и любовию, и повторять молитву святой Церкви: непобедимая, непостижимая божественная сила честнаго и животворящаго Креста, не остави нас грешных. Аминь.
* * *
Произнесено 14 сентября 1836 г.