Источник

Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 19

Сей день Господень; радуйтеся людие.

Так воспевает ныне святая Церковь, прославляя Рождество Пресвятой Богородицы. Совершая празднественно воспоминание сего великого события, она не хочет, чтобы кто из нас, христиане, оставался без участия в торжестве; называет настоящий праздник днем Господним, и всех приглашает к радости. Сей день Господень, радуйтеся людие.

Каждый день есть день Господень, – ибо кто сотворил время, тот сотворил и день. Но есть дни, которые ознаменованы важными событиями христианской веры, есть дни, которые освящены особенными милостями Божиими к человеку: эти дни преимущественно называются днями Господними. Таков настоящий день. Ибо кто рождается ныне? Та Жена, о Которой еще в раю было возвещено: семя жены сотрет главу змия. Та Дева, о Которой предрек один из Пророков так: се дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7:14). Не Господень ли ныне день? И не обязаны ли мы воспоминать о нем с чувством особенного благоговения? Для чего рождается? Дабы быть Материю Сына Божия, силою Коего все живет, движется и существует, Материю нашего Спасителя, кровь Которого искупляет нас от греха, проклятия и вечной смерти, Материю всех верующих и первою ходатаицею о нашем спасении. Не Господень ли ныне день? И не должны ли мы радоваться и торжествовать? Спаситель мира, как Бог Всесильный, мог сойти с неба на землю и прежде рождения Девы Марии. Он сошел однако же не прежде и не после, как когда произошла на свет Мария, и явилась способною принять Его. Очевидно, что рождество Богоматери связано с рождеством Христовым особенным таинственным действием промышления Божия. Не Господень ли ныне день? И не должно ли смотреть на настоящее торжество как на событие, имеющее величайшую важность в Царстве Христовом.

Пойдем мысленно за рожденною ныне Мариею по путям жизни Ее и извлечем из оной важнейшие черты для назидания ума и сердца.

Св. Дева Мария произошла на свет от престарелых родителей, св. праведных Иоакима и Анны. Предание Церкви говорит, что Иоаким и Анна были приготовлены к рождению дщери многими испытаниями их смирения и преданности воле Божией, тяжко скорбели и плакали, страдая от поношения и укоризн за бесчадие, долго молились о разрешении уз естественного неплодства и постились, обещая посвятить будущий дар на служение Богу. Так, поистине, и долженствовало быть – у родителей Девы – Матери Сына Божия. Промысл Божий вел Иоакима и Анну к рождению Марии путем очищения чрез скорби и страдания и путем усовершения, научая их смирению и преданности судьбам Всевышнего. Но все это происходило без нарушения свободы, в естественном порядке.

Итак Мария есть плод молитвы и благочестия. И что иное произрастила Она сама, как не молитву и благочестие?

Родители, заметив в своей трехлетней дщери необыкновенно ранее парение мыслей к Богу, спешат исполнить обет свой, – посвящают дщерь в благодарственную жертву Богу, и вводят в храм, – воспитатися пред Господем.

Мария во храме! Что она тут делает? В чем проводит время? Наши трехлетние дети соскучились бы жить одни под чужим кровом, расплакались бы без отца и матери; но не такова была Та, которая была плодом молитвы. Она живет в преддверии храма под надзором вдовиц, подобно как в доме своих родителей, под нежным дыханием их любви, проводит время в детской молитве, учится чтению, читает Священное писание и упражняется в других благочестивых занятиях, приличных возрасту и полу. Разумеется, что первоначальные действия молитвы и благочестия были неполны и несовершенны. Но что в начале бывает в малом объеме, то впоследствии увеличивается, приходит в зрелость и совершенство. Так древесная почка делается ветвию, ветвь – древом; из семени вырастает стебель, стебель обращается в листья, в листьях образуется цвет, в цвете заключается плод. Подобным образом раскрывались семена добродетели в Деве Марии. Чем более возрастала в летах, тем более преуспевала в молитве и посте, – кротости, смирении и послушании.

Чему научает нас посвящение трехлетней Юницы на служение Богу? Неужели и наши дети должны быть вводимы во храм? А что же, возлюбленные, скажете ли, что воспитание, каким приготовляема была к своему призванию Пренепорочная Дева, было бы нехорошо для ваших детей? Но я говорю только о благочестивом древнем христианском обычае как можно чаще приводить детей в храм к церковному Богослужению, и советую всякому отцу и матери свято блюсти этот обряд. Основание его в Евангелии. Когда ученики Христовы не допускали детей до Него, то Он сказал им: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне: ибо таковых есть Царствие Небесное (Мф. 19:14). Где же Господь преимущественно обитает, как не во храме? Где скорее можно научиться благочестию, как не во храме? Где удобнее напитать алчущую и жаждущую спасения душу хлебом животным и уврачевать ее греховные раны таинствами Веры, как не во храме? Нет нужды, что дети наши малы, юны, неспособны видеть Господа очами веры и понимать Его учение; но они переимчивы и любознательны; для них сперва нужен язык вещей, потом язык действий, наконец язык слов. Храм Божий говорит вещами, – это св. Иконами; говорит действиями, – это Богослужением; говорит словами, – это чтением Слова Божия и пением Церковных песней. Пусть первый вид, который поразит взор наших детей, будет благолепие храма; пусть первые предметы, которые займут их любознательность, будут священные действия Богослужения; пусть первые слова, которые они услышат, – будут слова церковных молитв. Поверьте: сердце, обученное страху Господню во храме, измлада, – никогда не забудет благочестивых впечатлений; а это много значит в христианской жизни. Но возвратимся к Пречистой Юнице – Марии.

Мария есть плод обета. Воспитываясь во храме, и Сама Она произнесла пред Богом также обет – не принадлежать никому, кроме Его Единого, пребыть навсегда Девою, – и удивительно ли? Непрестанно беседуя с Богом в молитве, Она более и более прилеплялась к Нему Единому Премудрому и Святому; поучаясь день и нощь в Законе Божием, Она не слышала ничего кроме гласа Божия в Его слове; живя мыслями и желаниями на небе, Она не желала ничего, кроме одних благ Царствия Божия. Такое постоянное пребывание в молитве и упражнение в делах благочестия, утвердили в душе Ее святые помыслы о целомудрии. Обет девства Ее – плод постоянной чистоты и святости сердца.

Можем ли мы, христиане, давать подобные обеты, – обрекать своих детей в юных летах в то или другое состояние? – Чтобы давать такие обеты, надобно иметь такое око, которое бы видело в будущем все обстоятельства, соприкосновенные к совершеннолетию детей наших, видело их наклонности, свойства и характер в полном развитии.

Но кто может иметь такую проницательность и дальновидность? Не благоразумнее ли будет не делать обетов, чем, сделавши, приходить в затруднение при исполнении? Не безопаснее ли предавать судьбу детей Всеблагому и Премудрому промыслу Божию, Который несравненно лучше знает, кому какой назначить жребий служения в общественной жизни? – Мы можем ошибаться в своих предположениях, и ошибаемся, а Он – никогда. Но каждый из родителей-христиан должен давать Богу и постоянно носить в сердце, и всеми силами стараться исполнять обет – воспитывать детей для жизни по Боге, в каком бы состоянии ни находились сами родители, или какое бы ни предстояло детям.

Мария есть плод смирения и преданности Богу. И что иное раскрылось в этом плоде, как не смирение же и преданность? И когда же? В ту единственную во всех временах минуту, когда Сын Божий воплощался. Архангел благовестил Св. Деве Марии: и се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1:31); Мария отвечала смиренно: се раба Господня, буди ми по глаголу твоему (Лк. 1:38): Сила Вышняго осенила Ее, – и Слово стало плотию, а Св. Дева – Богоматерию. Припомним, к назиданию, что и Сын Божий принял не какой-либо величественный образ властелина, но смиренный образ раба, и ничему так много не учил, как кротости и смирению: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29); что и Богопроповедники Апостолы Его ни о чем так часто не говорили, как о потребности смирения: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Флп. 2:5).

Святая Дева, соделавшаяся Божиею Материю, не переставала быть рабою Господнею. Называют Ее благодатною, благословенною, – величают Ее – Материю Господа, а Она изливает чувства благодарности пред Ним, яко призре на смирение рабы Своея (Лк. 1:48). Ангелы воспевают рождение Сына Ее; волхвы, руководимые дивною звездою, приходят поклониться Младенцу; Она слагает только все глаголы в сердце Своем. Законники дивятся необычайной мудрости двенадцатилетнего Отрока – Сына Марии; народ благоговейно внимает Божественному слову Учителя, которого знают Отца и Матерь, но об учении Которого не могут не сказать: николиже глагола тако человек, яко сей человек (Ин. 7:46); дивные чудеса, совершаемые Иисусом, поражают всех изумлением и возбуждают к Чудотворцу благоговейную веру; слава сих чудес распространяется по всей Иудеи и доходит до отдаленнейших стран. А Матерь такого Сына – все так же смиренна, как и тогда, когда Ангел возвестил Ей высокое Ее призвание: се раба Г осподня! В смиренных обязанностях рабы Господней сосредоточивались все мысли Ее, и в точном исполнении их – все желания.

Как бы полезно было, если бы такой пример смирения Божией Матери как можно чаще повторяли родители, которые имеют детей, приобретших своими достоинствами уважение и доверие в обществе, – повторяли дети, которые имеют родителей, возведенных на высокие степени славы и чести! Немалого бы зла избежали те и другие. Что обнаруживает тщеславие? Любовь родителей к детям или детей к родителям? – Нет, любовь к самим себе: ибо тщеславие не иначе действует, как в видах самолюбия, стараясь извлечь из чужих достоинств удовольствие и выгоды. Что влечет за собою оно? Слепоту ума и сердца, при которой черные пятна нередко идут за белые, недостатки за совершенства, слабости за потребности века, пороки за добродетели. К чему ведет? Ведет к надменности и неуважению чужих достоинств: ибо тщеславие всегда больше хвалит свое, чем чужое, хотя бы оно было гораздо совершеннее и достойнее; ведет к своеволию и самоуправству: ибо надеется на силу и могущество других, помощь и защиту в случае нужды; ведет к роскоши и расточительности: ибо старается жить, без заслуги, а иногда и без достаточных средств, соответственно той высоте, на которой стоят родители или дети, блистать, как блистают они своими отличиями.

Мария есть плод скорбей и страданий. – И чем иным была обременена жизнь Марии от рождения Сына до Его смерти, как не скорбями и страданиями? Оружие огненное, которое предрек Матери Сына Божия Праведный Симеон, проходило сердце Ее не у креста только Христова, но и в продолжение всей крестной жизни Его! Дева-матерь носит во чреве Сына Божия от Духа Свята: обрученник Ее смущается; рождает Сына и не имеет места, где положить Божественного младенца, кроме вертепа и яслей; бежит с Младенцем во Египет от Ирода, и, возвращаясь, не имеет достаточных способов к содержанию себя; приносит Младенца во храм для благословения, и слышит ужасное предсказание от Божественного Старца Симеона: и Тебе самой пройдет душу оружие (Лк. 2:35). Таково начало жизни Матери Божией! Но посмотрите на жизнь, какую проводит Она, когда Сын Ее вступил в общественное служение нашему спасению. Там слышит клеветы на Сына и поношения; не стрелы ли это для материнского сердца? а там видит гонения и преследования; – не копия ли это? Там совершается предательство, там подписывают приговор крестной смерти, – не меч ли это? Сына ведут на Голгофу? Мать следует за Ним. Его возносят на Крест, – Она стоит при кресте. Ему протыкают руки и ноги, – Она видит. Он испускает последний вопль и вздох, – Она слышит. Скажите: что может быть ужаснее таких минут Матери? Кажется, самый крест заплакал бы о своей жертве, если бы имел сознание и чувство. Но Матерь стоит при кресте тверда и непоколебима, с пламенною верою и непобедимым упованием: ибо стоит с Господом и Господь с Нею.

Из сего нетрудно уразуметь, почему во всех нуждах обращаемся мы преимущественно к Ней с нашими молитвами. Потому, что кроме Сына Божия, никто, с таким беспримерным самоотвержением не послужил нашему спасению, как Она; никто столь много не испытал горестей и печалей, как Она, и никто яснее не видит наших нужд, усерднее не внемлет нашим мольбам, охотнее не ходатайствует пред Подателем всех благ, как Она же. Притекайте же, христиане, притекайте с верою и любовию к первой Ходатаице о спасении нашем и первой Защитнице и Утешительнице всех скорбящих, Матери Божией.

Чтобы удержать в памяти все сказанное в нашей беседе сократим в малый объем. Св. Дева Мария была плодом молитвы и благочестия, и произрастила в Своей деятельности также молитву и благочестие, – плодом обета, – и произнесла Сама обет девства, – плодом смирения и преданности, – и Сама такими же добродетелями прославила Бога, – плодом скорбей и страданий, – тем же самым была исполнена и жизнь Ее. Не очевидным ли образом подтверждается та истина, что всякое древо добро, творит плоды добры, и что аще корень свят, то и ветви? (Мф. 7:17) Вот урок всем нам от настоящего торжества.

Мати Божия! И мы все, подобно Тебе, плоды каких-либо родительских добродетелей. Молим Тя, оживляй в нас благие семена росою милосердия Своего, если они вянут и сохнут, согревай теплотою любви Своей, если они возрастают и цветут, – простирай над ними Свой благодатный покров, дабы не попалил их зной страстей, не потопили волны житейских нужд, не разметал вихрь мирских сует и не исторгла буря скорбей и напастей. Буди с нами всегда и везде. Аминь.

* * *

19

Произнесено в 1843 г.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 2: Слова на праздники Господские и Богородичные и на дни святых. - 1857. - III, 461 с.

Комментарии для сайта Cackle