Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы
18
Честь и слава родителям, которые рождают и воспитывают чад своих в страхе Божием и благочестии! Какою же честию и славою должны быть почтены Родители Божией Матери, Рождество Которой мы празднуем ныне? Конечно, Иоаким и Анна не дали дщери своей того, что приобрела Она сама впоследствии времени чистотою души и тела, своим смирением и преданностию воле Божией; но тем не менее семена добродетелей были насаждены в Ней родителями. Ее родители со смирением и преданностию промыслу переносили свое бесчадство, которое почиталось тогда бесчестием пред людьми и наказанием от Бога, со вниманием наблюдали над собою, и с ревностию старались исполнять заповеди Божии, думая, что Бог не даст им чада по грехам их, с усердием упражнялись день и ночь в молитвах, прося у Него благословенного плода своему супружеству. Не отразились ли все сии добродетели в сердце Марии, и не отпечатлелись ли с большею силою в Ее святой жизни?
Почтим, братия, Рождество Богородицы небольшим размышлением, каким образом отец и мать могут действовать во спасение детей своих?
И во-первых, в рождении. Оно должно быть освящено благословением Божиим и чистотою побуждений. Ибо для чего установлен брак? Неужели только для торжественного утверждения взаимной любви, верности и согласия между супругами?
В сем случае брак был бы не более, как обряд. Но он установлен и освящен самим Богом еще в раю, и возведен Сыном Божиим на степень Таинства Церкви. Посему не одно только сочетание двух лиц в любви происходит в браке, но и освящение самой любви силою благодати, дабы брак был, по слову Апостола, честен и ложе непорочно (Евр. 13:4).
Благодать, освящающая супружество в Таинстве брака, есть основание благословенного деторождения. Если супруги хранят сию благодать в чистоте совести, внимают к ней и благоговеют, если блюдут себя от невоздержания и исполняют супружеские обязанности свято и ненарушимо: то можем сказать, не задумываясь, что дети их освящаются еще до рождения,·потому что благословение Божие, почивающее на родителях, переходит и на детей родительскими молитвами. И чем более родители преуспевают в христианских добродетелях, чем более возрастают и совершенствуются в духовной жизни, тем более сообщают своим детям святых предрасположений к добру. Так, раннее, неожиданное по летам раскрытие в юных детях чувства благочестия и любви к священным предметам нельзя приписать ничему другому, как особенному попечению и заботливости родителей, которые своими непрерывными упражнениями в святой любви и вере, в самоотвержении и смиренной молитве, насаждают благие семена в детях еще и до рождения. Каковы родители, таковы и дети. Аще корень свят, то и ветви, говорит Апостол (Рим. 11:17).
О, супруги! Как вы должны заботиться о сохранении святости брачного союза, если хотите видеть благословение Божие на своих детях! Как должны стараться об очищении себя от страстей и пороков и наполнении своего сердца благими чувствованиями и святыми помыслами, если хотите иметь детей с хорошими наклонностями и свойствами! Знаете ли, что передавая детям свою плоть и кровь, вы сообщаете им часто и свойства своей души и своего сердца! Хорошо, если ваше сердце и душа очищены благодатию; но что, если они исполнены нечистоты греховной? Думаете ли, что она не перейдет к детям? Перейдет и перенесет в себе семена зла и болезней. Вы скорбите, плачете, жалуетесь, видя в своих детях упорство, своенравие, непослушание, раздражительность, злобу, мщение и проч.; но вспомните, не было ли этих пороков в вашем сердце при их зачатии? Вы забыли, а они, верно, гнездились тогда в вас, и от вас сообщились детям. Если неумеренность матери в пище и питии, – одна неумеренность имеет более или менее вредное влияние на плод, носимый под ее сердцем: тем более могут действовать ко вреду нечистые пожелания и сильные страсти.
Во-вторых – в воспитании. Это второе средство у родителей действовать ко благу детей своих. Истинно христианские родители первые наблюдают за раскрытием в детях душевных способностей и сердечных склонностей, первые развивают чувство добра, знакомят с Верою, приближают к Церкви, внушают правила благочестия и страха Божия, приучают к послушанию, терпению, трудолюбию, кротости и смирению. Хотя не могут детям сообщить всего, чего требует каждое звание и состояние, но и немногое пойдет на целую жизнь. Учение их состоит более из действий, нежели слов, но оно тем вразумительнее и незабвеннее. Душа дитяти так нежна и так чувствительна ко всем впечатлениям, особенно со стороны матери, что они врезаются в самую глубину ее, и помнятся иногда до самого гроба.
Счастливы дети, имеющие Богобоязливых и добродетельных родителей. Чему не научатся они у матери, которая разумна, домовита, скромна, целомудренна и благочестива? Чего не займут у отца, который обладает здравым рассудком, честен, воздержен, трудолюбив и исполнен страха Божия? Не видеть ничего кроме добрых примеров, и не слышать ничего кроме назидательных слов, – это много значит для детей. Глубокие и постоянные впечатления редко остаются бесплодными.
Благословенное семейство есть училище благочестия. Отец и мать суть – учители, дети – ученики, наука – вера и благочестие, цель учения – сделать детей чадами Божиими. Благословенное семейство есть сад Господа Бога на земле. Отец и мать – плодовитые лозы виноградные, дети – ветви и отрасли их. Дети так дружно связаны между собою, как листья и ветви одного ствола на одном корне виноградном. Все они один для другого и один в другом. Благословенное семейство есть домашняя Церковь. Отец и мать – служители благодати, члены церкви – дети, ежедневные молитвы поутру, перед трапезою, и вечером, благочестивые наставления составляют дело служения Богу. Кто вырос в таком семействе, тот запасется на всю жизнь утешительными воспоминаниями семейного счастия.
Благочестивые родители не оставляют детей своих и в то время без назидания, когда учатся они в училище наукам и искусствам. Зная, что телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть (1Тим. 4:8), они не перестают внушать им правила веры и благочестия, побуждать и поощрять к исполнению христианских обязанностей, и утверждать на пути добродетели собственным примером. Случается, что родительские уроки благочестия иногда подавляются и заглушаются легкомыслием юности, дурными примерами, пылкими порывами страстей. Что делает тогда родительская ревность о спасении детей? Не жалуется на других за совращение, как делают это слишком пристрастные к своим детям, или к себе, но винит самих детей и себя, не потворствует, но истребляет наклонность ко злу строгим взысканием и наказанием.
Благовоспитание доставляет Церкви и Отечеству самых усердных и ревностных сынов. В самом деле, кто как не благовоспитанные отличаются и поведением, и деятельностью, во всяком звании и состоянии? Не они ли у нас лучшие христиане и лучшие граждане? Не они ли бывают примерными супругами и примерными родителями? Не они ли первые в верности и преданности престолу, и в любви к Отечеству. Полагайтесь, братия, полагайтесь смело на того юношу, который воспитан в духе христианского благочестия! Он никогда не покривит совестию, и не изменит чувству долга; но опасайтесь за того юношу, который воспитан в духе века. Не имея в себе страха Божия, он продаст все священное, только бы удовлетворить своим страстям, и нарушит всякую клятву, только бы получить выгоду или удовольствие! Все ужасные злодеяния суть плоды дурного воспитания. Нечестивые родители и безнравственные наставники суть главные виновники всех беспорядков семейных и общественных. Первые потворствуют злым наклонностям в детях снисхождением, а последние укореняют их и одобряют.
О, если бы дети всегда превосходили своих родителей чистотою нравов и святостию жизни. Давно бы люди пришли в единство веры и познания Сына Божия, в зрелость мужа, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13); давно бы земля сделалась подобной небу. Но к прискорбию, мы все умаляемся против той меры чистоты и святости, которая предназначена нам от Бога и доступна. Отчего это происходит? Главным образом, от нашего воспитания, братия, и нашей привязанности к миру. Мы образуем большею частию свой ум, а не сердце, между тем, как оно есть средоточие жизни; воспитываемся большею частию для мира, между тем отечество наше есть небо, хотим спастись земною мудростию, которая есть буйство пред Богом, и наружными добродетелями, которые без веры ничего не значат. Удивительно ли после сего, что люди века сего идут не вверх к небу по лествице добродетелей христианских, но вниз к аду, по ступеням языческих пороков?
Сократим для памяти, что сказали. Супруги! Если хотите, чтобы дети ваши приносили благословение миру, сохраняйте в чистоте сердца благодать, освятившую ваше супружество, и возращайте ее святостию жизни. Родители! Если хотите детей своих сделать чадами Божиими и гражданами неба, воспитывайте их в наказании и учении Господнем (Еф. 6:4).
В заключение слова моего скажу, чем заключалось ныне чтенное Евангелие: тем же убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е (Лк. 11:28). Аминь.
* * *
Произнесено в 1838 г.