Источник

О праздновании воскресных и праздничных дней344

Шесть дней есть, в няже достоит делати.., а не в день субботний (Лк. 13:14)

Не подлежит никакому сомнению, что старейшина сонмища, в котором Спаситель исцелил больную женщину в субботу, отнюдь не по ревности к закону Божию провозглашал о необходимости празднования седьмого дня. Омраченный неверием, он завидовал славе Божественного Чудотворца, и хотел представить Его в глазах народа нарушителем закона. Господь обличил лицемера, изъяснив и словом, и собственным примером, что как верно то, что человек обязан в седьмой день, да и вообще во всякий праздник прекращать все свои житейские дела, кроме дел необходимости, так несомненно и то, что делами благотворения не только не нарушается, а еще более святится покой праздничного дня. Итак, слышанное вами, братья, при сегоднешнем богослужении, святое благовествование внушает нам размыслить о нашей обязанности праздновать дни, нарочито посвященные Богу, и о том, каким образом мы должны их праздновать.

1. Можно быть уверенным, что нет, братья, между вами человека, которому бы не было известно, что наша обязанность праздновать дни, посвященные Богу, основывается на четвертой заповеди Божией. Помни, сказал Бог всему израилю, и всему роду человеческому, помни день субботный (в новой благодати – день воскресный), еже святити его. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седмый (а к сему, как в Ветхом, так и в Новом Завете, относится и всякий праздник) – суббота (то есть, покой) Господу Богу твоему (Исх. 20:8–10). Это знают все.

Но опыт показывает, что многие как будто не знают, или не хотят знать и понимать, что четвертая заповедь Божия требует столь же строгого исполнения, как и всякая другая из святых десяти заповедей Божиих. От сего происходит, что иные, гнушаясь и самой мыслью о том, чтобы, например, что-нибудь украсть, или вообще сделать что-нибудь постыдное, – по-видимому, не считают тяжким грехом похитить для себя время, посвященное Богу, и работать, или заниматься житейскими делами в праздник. Таковым нужно напомнить слова святого апостола Иакова: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен; то есть: «кто сохранит весь закон, и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всемˮ. Рекий бо, продолжает апостол Христов, не прелюбы сотвориши, рекл есть, и не убиеши: аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона (Иак. 2:10,11). Это потому, что самое благоговение наше к Божественному Законодателю и сердечное убеждение в премудрости и благости непреложных предписаний Его закона – не позволяют нам думать, что которое-нибудь из сих предписаний не имеет особенной важности. Такая нечестивая мысль совершенно не свойственна доброму и богобоязненному христианину. Благочестивый христианин боится навлечь на себя гнев Отца Небесного, каким бы то ни было образом, и самый малый грех считает для себя величайшим несчастием, особенно же грех намеренный и произвольный.

Если вы, братья, боитесь Бога и любите исполнять Его святую волю, то не станете мыслить и говорить, например, так: «что за важность в том, что я позволяю себе работать в праздник? Только бы я не делал чего-нибудь дурного! Не хуже ли было бы, если бы я от безделья стал бесчинствовать?» Вы не станете так рассуждать, потому что, положив руку на сердце, и возведши очи к Живущему на Небесах, тотчас поймете, что действительная важность заклочается в заповеди Божией, – что нарушение ее и есть уже дурное, как и всякий грех; а если вы не делаете еще чего-нибудь хуже, то это что за извинение? Какой честный и благонамеренный человек станет извиняться в сделанном им худом деле тем, что он мог бы сделать еще хуже?

Довольно нам знать, христиане, что прогневляя нарушением заповеди Божией Господа Бога, мы теряем Его небесное благословение! А без благословения Божия, посудите сами, благочестивые слушатели, какого ожидать нам успеха в наших делах? – С благословением Божиим и один час труда принесет нам больше пользы, чем без него целые годы неутомимых трудов и усилий. И главное: то, что получим мы с благословением Божиим, – прочно и верно; приобретенное же без него, только кажется приобретением, а на самом деле должно быть считаемо потерей, как и действительно сопровождается, весьма нередко, явной потерей. Иногда, по своей близорукости, мы считаем бывающие у нас потери случайными; а они вовсе не случайны: есть им причина, и она – в недостатке благословения Божия. –

Помощь моя, говорит царственный пророк Давид, помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120:1,2)! Кто свято чтит дни, посвященные Богу, тот чрез это самое приобретает благословение и помощь от Господа на дни работные, или будничные, и наверное с успехом сотворит в них вся дела своя (Исх. 20:9), во славу Божию, ко благу ближних, и для своей истинной пользы. А кто, не имея довольно страха Божия в своем сердце, и надеясь больше на свои силы, нежели на Господа Бога, работает и в праздники, тот, хотя бы, по-видимому, и приобретал что-нибудь в эти дни, и даже более обыкновенного, на самом деле теряет, – теряет именно благословение Божие на свои труды и занятия!

Зная и помня это, люди бедные не станут соблазняться вознаграждением, предлагаемым им богатыми, за работу в праздник; а богатые не станут соблазнять бедных, и как бы подкупать их на грех, к их и своему собственному вреду; ибо на том, что сделано с нарушением заповеди Божией, как и на самом делании – нет благословения Божия!

Да и то нужно сказать, что нет благословения Божия на делах того дома, в котором слуги или наемники, по нерадению, или по небогобоязненной расчетливости своих господ, работают в праздники, как говорят, на себя, как бы признавая будничное время принадлежащим не себе, а одним лишь домовладыкам, – собственно потому что их плата далеко не удовлетворяет нужд бедных тружеников. Или же эти труженики, не посылаемые и даже не пускаемые господами, по праздникам, в церковь, и не руководствуемые к упражнениям благочестивым, свойственным святому дню, – увлекаются, вместо сего, жаждой корысти. Во всяком случае, можно, наверное, сказать, что из-за них и самые домовладыки их теряют благословение Божие; тогда как, напротив, многократные опыты, о которых удостоверяет слово Божие, показывают, что благочестивые, верные Богу и святому Его закону, слуги привлекают благословение Божие не только на себя самих, но и на дома своих господ. Так ради Иакова благословил Бог дом Лавана; ради Иосифа, Бог благословил дом Пентефрия!

Есть, братья, между нами и такие, которые хотя и празднуют в святые дни, но только до половины дня! Братья! к чему такое лукавство? Мы как будто хотим поделиться с Богом даже и тем временем, которое должно принадлежать Ему всецело! Праздник должен принадлежать Богу, с утра и до вечера. И никакие житейские дела, кроме дел крайней необходимости, неуместны в праздники. Без такой необходимости, работа в праздник не извиняется ни обыкновенными нашими нуждами, ни самой бедностию. Само собой понятно, что тем более неизвинительны такие занятия, которым трудящиеся посвящают свое время вовсе не по нужде, а более для препровождения времени.

Если грешно работать по праздникам для приумножения способов пропитания, то тем более от нечего делать, и как будто из опасения – от праздности сделать что-нибудь худое. Праздник не есть праздность, которая точно бывает матерью многих пороков. Но только человек грубый и непроникнутый чувством благочестия, не умеет по-видимому ничем иным почтить праздничного дня, как шумным веселием, пьянством и всякого рода бесчинием. Добрый христианин этого не сделает, даже и потому, что и в праздник – не празден; но совершает дела, свойственные дню, который вполне должен быть посвящен Богу. А какие это дела, – показывает нам пример самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

2. По свидетельству святого Евангелия, Христос Спаситель в праздничные дни обыкновенно являлся в молитвенные собрания верующих израильтян, поучал их в слове Божьем и благотворил нуждавшимся в Его святой помощи, подавая исцеления недужным, и плененным от врага – свободу.

Поэтому, подражая сему святому примеру, и мы, возлюбленные, приходим по праздникам в храм Божий для молитвы, слушаем поучения, и не отказываемся от благотворений. Но если вникнуть в дело, и посмотреть, каково большей частью бывает исполнение этих обязанностей, то окажется, что многое нужно исправить нам в своей жизни. Так, например, если позволите спросить: многие ли даже из присутствующих ныне, при Божественной литургии, находились и при вечернем и утреннем богослужении, относящемся к сему воскресному дню? А если не находились, то, значит, и не исполнили вполне одной из важнейших обязанностей относительно святого дня, – не приняли полного участия в общественном богослужении! Быть может, иные поступили еще хуже, когда то самое время, которое добрые и благочестивые христиане употребляют на всенощное богослужение празднику с вечера, – употребили на участие в суетных беседах, в нескромных играх и шумных удовольствиях: и наверное – собственным опытом доказали, что невозможно служить Богу и мамоне, – явившись и в сие святилище с душой, вовсе не молитвенным образом настроенной? – А найдутся, конечно, и такие, которые в прошедшее воскресенье, или прежде того, и у обедни не были, не по болезни телесной, а по недугу душевному, осуетившись помышлениями своими, и не чувствуя в сердце своем живого стремления к возлюбленным селениям Господа сил, к святому храму Бога живого! Ах! братья, когда же и где же оживите вы в себе чувство благочестия, как не в дни святые, как не среди молитвенного собрания верующих? – Частое и усердное посещение храмов Божиих есть один из верных признаков души благочестивой, преданной Богу; а леность к богослужению есть один из смертных грехов.

Но позвольте, братья, сказать и то, что даже между посещающими храм Господень в воскресные и праздничные дни, и следовательно – между людьми, по-видимому благочестивыми, нельзя не заметить и таких, которые весьма равнодушны к слову Божию. Увы! вам самим, верно, случалось видеть таких (если еще не быть в числе их), которые, лишь только провозвестник слова Божия восходит на кафедру, – устремляются к двери, как будто услышав собственно к ним направленное повеление: «оглашенные, изыдите!ˮ Но ведь и оглашенные (готовящиеся к принятию христианства), в древности, оставались слушать поучения, а только не могли оставаться в храме при совершении таинств. Стало быть, уходящие от проповеди как будто считают сами себя хуже оглашенных, – не по смирению, а напротив по высокому мечтанию о себе, по совершенному равнодушию и холодности к святой вере! Так, братья, что бы ни говорили таковые о нашем недостоинстве и неумении увлечь их силой красноречия, они забывают, что (страшно и сказать) пренебрегают небесным хлебом, словом Божиим, которого и одна крупица, дошедшая до слуха и сердца их, могла бы утолить их голод душевный! После этого, можно ли ожидать от таких явных и открытых презрителей, чтобы они дома, с благочестивым усердием, принялись за душеспасительную книгу, в праздничные дни, – прочитали ее домашним, и побеседовали с ними о Боге и Его святом законе? Трудно этого и ожидать от них! Да и благословит ли Бог самые даже священные их занятия дома, когда они не оказали должного уважения к святой Церкви, и быть может своим преждевременным удалением из храма соблазнили других?

Наконец, что касается до дел благотворения, которыми освящаются праздничные дни, как то: подаяний бедным, посещения больных и заключенных в темницах; то и в этом отношении, может быть, неизлишне напомнить нам, что чем больше станем проникаться любовью к Богу и к ближним, тем усерднее будем исполнять эту священную обязанность, истинно и существенно. То есть, не отказывая ни в какое время ближним в благотворении, постараемся нарочито откладывать часть (в собственном смысле этого слова) нашего имущества, для воскресных и праздничных дней; и тогда употребить эту часть во славу Божию. А для вернейшего успеха в этом, не станем, в праздничные дни, предпочитать посещений по приличию, или для своего собственного удовольствия, – таким посещениям, от которых прямо зависит утешение и польза ближних и наше собственное спасение.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты совершил некогда в день седьмый, во славу Отца Небесного, чудо милосердия над бедной женой, которая, быв одержима духом нечистым, около 18 лет не в состоянии была поднять своих взоров от земли на небо! Молимся Тебе, преблагий Господи, сотвори и над нашим недостоинством подобное чудо благодати Твоей! Даруй и нам силу и крепость преодолеть дух века сего, гнетущего нас непрестанно к земле, и от множества житейских попечений недопускающего нас служить Тебе, Богу и Спасителю нашему, с полным усердием даже во дни, посвященные святому имени Твоему! Рцы нам, Господи: «се отпущени есте от недуга вашего“, да, услышав всемощное слово Твое, последуем Тебе всем сердцем, и спасемся. Аминь.

* * *

344

Слово, произнесенное в Казанском соборе, в Неделю 27-ю по 50-нице 9 дек. 1856 года.


Источник: Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах / [Соч.] Законоучителя Воспитательного о-ва благородных девиц прот. Василия Гречулевича. - Новое изд. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. журн. «Странник», 1868-1877. / Т. 1. [Ч. 1]. - 1868. - [8], 470, II с.

Комментарии для сайта Cackle