О несвоевременном удалении из храма342
«Попросите взаимно друг друга стоять так же, как стояли; а если кто двинется с своего места, постарайтесь удержать его». Так говорил в свое время святитель Иоанн Златоуст против тех, которые уходят из церкви прежде окончания Божественной литургии.
Благочестивые слушатели! Вы, конечно, не удивитесь началу нашего слова, если обратите внимание на то, что обыкновенно происходит в этом святом храме в минуты, подобные настоящим. Лишь только проповедник восходит на кафедру, иные стараются подойти к ней поближе, но другие спешат в то же время уйти из дома Божия, вовсе не думая ни о том, что бывают причиной немалого смущения церковного, и особенно – смущения провозвестников слова Божия, которые именно ради их предприняли труд и пришли сюда, быть может, издалека, ни о том, какую потерю и какой вред причиняют они себе самим столь несвоевременным удалением из святилища.
Приглашаем всех поразмыслить об этом, чтобы тем усерднее употребить свое содействие к вразумлению согрешающих братий.
«Царствие небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих, звать званных на брачный пир; и не захотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой; тельцы мои, и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они пренебрегли то; пошли – кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили, и убили их (Мф. 22:2–6)“.
Что постигло или постигнет тех презрителей и злодеев, и какой участи подверглись или подвергнутся те, которые были в числе многих званных, но не оказались в малом числе избранных, – вам должно быть, братья, очень известно; потому что всю эту притчу вы слышали в ныне прочитанном Евангелии.
Нужно ли объяснять вам, братья, что царь, посылающий рабов своих звать званных на брачный пир сына своего, есть не другой кто, как сам Царь Небесный, всесильный Господь неба и земли, премудрый наш Создатель и всеблагой Промыслитель; что Он-то древле посылал Пророков, потом Апостолов, и преемников служения апостольского, пастырей и проповедников слова Божия, и сих последних будет посылать до скончания века – звать званных в благодатное и славное царство единородного Сына Своего, который, как Жених с невестой, сочетавшись с Церковью, всем верующим предлагает – как на брачном пиру – обилие благодатных даров на земле, и вечную славу на небесах? – Это истины весьма понятные для всякого православного христианина. Но вот о чем позвольте спросить вас: к какого рода званным причислить нам себя? Вопрос чрезвычайно важный; ибо он касается вечной судьбы нашей.
Мы вовсе не желаем, братья, ни о ком предварять суда Божия своим судом, но предоставляем каждого суду собственной его совести. Скажем только, что благо тому, кто, тщательно испытывая сам себя, дела свои, слова и самые помышления, – осуждает сам себя, и ищет оправдания у единого Господа: таковой наверное избежит осуждения на страшном судище Христовом. Но горе нам, братия, если мы сами себя оправдываем пред Богом, тогда как дела наши осуждают нас.
Посудите же сами, чем делают себя те из нас, которые, лишь только увидят посланного Царем Небесным раба, и служителя Христова, готового возвестить всем волю Божию, – призвати званныя на браки Сыну Цареву, – поспешно оставляют церковное собрание! Не показывают ли они чрез это, что не хотят отозваться на призыв небесного Домовладыки, – что они даже не хотят и слышать о том, к чему Он призывает их? При всем разнообразии проповеди, один вожделенный глас слышится для всех: приидите на браки в небесный чертог. – Они же, небрегше, отыдоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя. Кому же оказывается столь явное пренебрежение и досаждение? О, если бы это относилось только к рабам Христовым; но нет, – в лице их они досаждают самому Господу, который, посылая на проповедь учеников Своих, Сам сказал: слушаяй вас, Мене слушает; отметаяйся же вас, Мене отметается (Лк. 10:16)!
«Да мы, – скажут, может быть при сем некоторые, – и рады были бы послушать; но потому-то и уходим, что или ничего нового, или совершенно ничего не надеемся услышатьˮ.
Правда, новостей с этого священного места и не провозглашают, а только напоминают вам и раскрывают пред вами истины древние, или лучше сказать вечные; но потому-то и заслуживают всего нашего внимания сии истины, что они непреложны и неизменны, – что скорее прейдет небо и земля, нежели одна иота, или одна черта прейдет из возвещаемого вам закона Божия. Если же вы хотите настоящей, спасительной для себя новости, то примите слово спасения, которое, может быть, вы доселе столько раз слышали с таким равнодушием, примите его к сердцу, с искренней лобовью и благоговением, как исходящее от самого Бога, – и это будет такой новостью, о которой возрадуется душа ваша, и возвеселятся самые Ангелы небесные.
Быть может, правда и то, что слабый голос наш не может достаточно наполнить собою такого обширного пространства, какое занимается сим святилищем. Но не увеличиваете ли вы сами естественного затруднения, в этом случае, когда начинаете шумную передвижку с места на место именно в то время, как надлежало бы царствовать глубокому молчанию? При соблюдении этого условия, и слабый голос могли бы услышать на далеком расстоянии. Если бы не услышали вы всего, что вам было бы сказано, то и немногое услышанное наверное не осталось бы без плода.
Если же при всем том вы думаете, что мало получили бы пользы от проповеди, то знайте, что во всяком случае труд вашей любви и терпения, ваша решимость удержаться еще на весьма непродолжительное время в храме Божием, – не остались бы без величайшего вознаграждения. Вспомните, кто вслед за проповедью, с открытием царских врат, является народу, при возглашении: «со страхом Божиим и верою приступите?“ – Сам Христос воскресший – в пречистых тайнах Своих. Вспомните, какую сладость ощущает душа верующая, когда непосредственно за сим осеняется благословением небесным, при возглашении: «спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твоеˮ когда снова знаменуется благодатным осенением тайн Христовых, в память спасительного вознесения Господня; когда потом слышит: «с миром изыде“, и после напутственной на выход из храма иерейской молитвы, читаемой за амвоном, еще раз осеняется благословением Господним, и отпускается с благожеланием от лица Церкви, да спасет и помилует Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых! Не лучше ли же, братья, остаться в священном собрании с молитвой и благословением, как и свойственно чадам веры и упования, присным Богу и сожителям святых, нежели ятися бегу, подобно соглядатаям и праздношатающимся пришельцам?
Итак, братья христиане, поразмыслив о том, как нехорошо делают те, которые выходят из церкви пред началом проповеди, прежде окончания Божественной литургии, и как много теряют они, последуйте наставлению вселенского учителя, святителя Иоанна Златоустого, которое мы привели вам с самого начала нашего слова, и которым позвольте и окончить слово:
«Попросите взаимно друг друга стоять» до конца божественной службы, «так же, как стоялиˮ сначала, внимательно и благоговейно; «а если кто двинется с своего места, постарайтесь удержать его, – дабы и за свое собственное усердие, и за попечение о братьях получить сугубую награду, и с большим дерзновением возсылать свои молитвы, и умилостивлять Бога, и заслужить – как настоящие, так и будущие блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу, со Святым Духом, слава и держава, во веки вековˮ. 343 Аминь.
* * *
Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, произнесенное в кафедр. Исаакиевском соборе, 25 авг. 1868 г.
Св. Иоанна Злат., бес. о непостиж. III.