Источник

178. К рекрутам об исповеди

„Много ли нужно времени для покаяния?“ спросил некоторый молодой монах старца; – „достаточно ли для этого три года? “ – „Много“, отвечал старец. „А год довольно?“ – „Много“. „А три месяца?“ – „Много – сказал старец, – я думаю, что если человек от всей души и от всего сердца покается, то для него достаточно и трех дней“. Значит, братцы, для вас достаточно времени того, какое вам начальство назначило для говения – три дня. Мне кажется, что и одного часа было бы достаточно человеку для покаяния, если человек перестал грешить, дал Богу клятву более не грешить, – вот и все; а три дня нужно для того, чтобы принести плоды покаяния, подумать о грехах, попоститься, помолиться, сделать какое-нибудь доброе дело.

За три дня много кое-чего доброго можно сделать, – уплатить долги, примириться с тем, кого ты обидел, припомнить, что ты сделал грешного в течение года, а быть может, забыл что из старых, давних грехов, – все это можно припомнить в три дня. Вот для чего нужно время. Правда, что есть такие тяжкие грехи, что в них всю жизнь придется иному раскаиваться и плакать, – именно: оскорбление отца или матери, особенно же оскорбление Бога; да и вообще грехи смертные весьма тяжелы для души, и хотя ты раз согрешил, хотя тебя Бог и простил, но ты его не можешь забыть, все же он будет грызть твою совесть. Вспомни, – вот ты однажды что-либо уворовал; а оно у тебя и теперь не выходит из памяти; ибо смертные грехи врезываются глубоко в сердце, держатся долго в памяти, долго мучают совесть. Оскорбишь ты отца своего или мать свою словом; то хотя они простили тебя, но ты сего никогда не забудешь. Адам и Ева всю жизнь плакали и сокрушались, что Бога не послушались, а диавола послушались. Апостол Петр всю жизнь плакал, что отрекся Христа, хотя Христос вскоре простил ему его грех. Так и всякий грех смертный: пьянство, воровство, распутство и другие грехи долго лежат у человека на душе, хотя Бог тотчас после покаяния прощает ему.

Поэтому, вы, воины, берегитесь тяжких грехов – особенно потому, что к ним легко привыкнуть; к доброму делу трудно принудить себя, а к злому и грешному делу скоро человек привыкает: пьяница к пьянству, вор к воровству, распутный к распутству привыкает. А потому берегись греха, как огня. Яд греха быстро и скоро заражает всю душу, стрела его преострая, конец греха всегда гибельный. Вот вы на исповеди перескажите все свои грехи, и более не грешите. Если какая страстишка тревожит твою мысль, твою совесть – выбрось ее из головы, и никогда более не греши, крепись сколько можешь, – Бог сильнее диавола – Он поможет тебе победить всякую страсть, воздержаться от всякого греха; – главное – старайся из головы ее выбрасывать, не думай об нем никогда. Нет сильнейшего и храбрейшего воина, как тот, который побеждает свою страсть. Тянет тебя диавол к водке – не пей ее, брось и будешь благополучен; тянет на какой грех – берегись, уйди от соблазна и искушения. Всякий грех от диавола, всякая добродетель от Бога.

Господь да просветит вас, да вразумит, да поможет поберечься от всякого греха. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle