Источник

Слово на всеславное Воздвижение честного и животворящего Креста. Св. Андрея, архиепископа Критского

Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лицо всей вселенной озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассеивается мрак, разливается свет. Мы славим Крест, и возносимся с Распятым, дабы, оставив землю вместе с грехом долу, стяжать небо и небесное. Крест воздвигается, и шумные клики демонов умолкают. Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается, и грады торжествуют и народы совершают празднество. Так, одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает скорбь.

Сколь же важно видеть самый образ Креста?! Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх. Так важно стяжание Креста! Кто стяжал Крест, тот стяжал сокровище. Вы, может быть, думаете, что под сокровищем я разумею золото, или драгоценные камни, чем прельщаются люди плотские, преданные суетности? Нет. Лучшее и драгоценнейшее из всех сокровищ, и по имени и по качеству, по всей справедливости есть Крест, на котором, чрез который и в котором утверждено и воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят. Если бы не было Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то из ребра не истекли бы потоки бессмертия – кровь и вода, очищающие мир; рукописание греха не было бы раздрано, свобода не была бы дарована нам, мы не стали бы наслаждаться древом жизни, рай не был бы отверзт для нас, пламенное оружие не отступило бы от Едема, и разбойник не сделался бы обитателем рая. Что я говорю? Если бы не было Креста, то и Христос не был бы на земле. А если бы не был Христос на земле, то не было бы и Девы, и второго рождения Христова; Бог не вочеловечился бы, не было бы ни Младенца, ни яслей, ни пелен, ни обрезания осмодневного, ни воскормления, ни послушания родителям, ни возрастания телесного, ни явления в мир; не было бы ни крещения, ни чудес, ни Иуды предателя, ни судии Пилата, ни толпы иудеев, с воплем требующей распять Неповинного. Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен. Посему Крест – великое и драгоценное стяжание. Великое потому, что чрез него явлены великие благодеяния, тем более великие, что чудеса и страдания Христовы одержали победу над всею вселенною; драгоценное потому, что Крест служит знамением страдания Христа и Его победы; страданий, ибо Он добровольно вкусил на нем смерть, – победы, ибо им поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест соделался общим спасением для всего мира.

Крест – надежда христиан, спаситель отчаянных, пристанище обуреваемых, врач немощных, изгнатель страстей, податель здравия, жизнь погибающим, законоположник благочестия, обуздатель нечестивого злохуления. Крест – оружие против врагов, скипетр царствия, диадима красоты, закон неписьменный, образ неначертанный, жезл силы, твердыня веры, подпора старости, путеводитель слепых, свет для седящих во тьме, наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды. Крест – лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию. Крест – страж в нощи, крепость во дни, руководитель во мраке, обуздатель в радости, одушевитель в печали, ходатай, умилостивитель, примиритель, поборник, защитник, покровитель. Крест – помощник в искушениях, хранитель в опасностях, утешитель в скорбях, предстатель в нуждах, кормчий на море, отрада в несчастьях. Крест – охранитель спящих, бодрствователь с бдящими, сотрудник трудящимся. Крест – сила бессильным, покой обремененным, пища алчущим, подкрепитель постников, советник подвижникам, одеяние нагим, спутник странникам. Крест – укротитель богатых, промыслитель о бедных, заступник вдовиц, покровитель и питатель сирот. Крест – честь правителей, крепость владык, победа вождей, печать девства, союз супружества. Крест – хранитель градов, оградитель жилищ, посредник друзей, отмститель врагам, противник супостатам, преследователь язычников, оборонитель от варваров, блюститель тишины. Крест – царь любви, смиритель мира, союз твари, определитель границ любви – высотою неба, глубиною земли, длиною и широтою вселенной. Кратко сказать: Крест – глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес.

Посему-то Крест и именуется славою Христовою и высотою Христовою. Посему-то он и почитается чашею вожделенною и совокупностью страданий Христовых, претерпенных за нас. А что Крест составляет славу Христову, послушай о сем Самого Христа. Он говорит: Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем, и абие прославит Его... Прослави Мя Ты, Отче, и Тебе Самаго славою, юже имех у Teбе, прежде мир не бысть. И еще: Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю (Ин. 13:31; 17:5; 12:28). Здесь Христос говорит о той славе, которая сопровождала Его Крест, т. е. о смятении тогда стихий, и сострадании природы: ибо надлежало, чтобы твари сострадали Творцу. А что Крест составляет и высоту Христову, слушай, что сказал Христос: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:32); и в другом случае: якоже Моисей вознесе змию с пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, для чего? – да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:14, 15). Видишь ли, что Крест составляет славу и высоту Христову? Желаешь ли знать, что такое – слава, и что такое – высота Христова? Внимай, что говорят – Давид: Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (Псал. 107:6), – и опять Исаия, от лица Христова: ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюся, ныне вознесуся (Ис. 33:10). Итак, поскольку слава состоит в высоте, то и Христос, вознесшись на Крест, прославляется. Если же Крест Христов составляет славу, то и в настоящий день Крест воздвигается для того, чтобы Христос прославился. Не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но воздвигается Крест, дабы прославился Христос. А Христос прославляется, дабы с Собою вознести нас. Посему, когда воздвигается Крест, тогда с ним совозвышается и дух благочестивых. Прославляется Христос, и с Ним прославляются славящие Его. Воздвигается Крест, и попирается гордыня демонская. Прославляется Христос, и посрамляется древнезлобный змий. Воздвигается Крест, и восставляет падших. Прославляется Христос, и изглаждает стыд повершенных грехом. Воздвигается Крест, и падают идолы. Прославляется Христос, и уничижается диавол. Воздвигается Крест не потому только, что Христос был вознесен на нем, но и потому, что, быв обретен, обличил безумие Иудеев.

А когда и как обретен Крест? – При императорах, веровавших во Христа: впрочем, он обретен не так, как если бы кто-либо нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, – но обретен силою Божественною и безыскусственною, единственно силою и твердостью веры; ибо Крест – сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес; тогда Иудеи, уязвляемые стрелами зависти и одержимые страхом (чтобы какие-либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище – т. е. Крест и все прочие орудия крестные, как-то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростью, – благоволил открыть в царствование сына ее над христианами, без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы. искавшей оного без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала eй дар свой. т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему-то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня, – что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло как злато, – что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет, – что буря демонская утихла при появлении Креста, – что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы, – что Церковь восприяла свое украшение, что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму. Это – Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава апостолов, зерцало пророков, венец мучеников, залог поклоняющихся Христу.

С тех пор, как существует Крест Христов, Христу приносится поклонение. Со времени Креста Христова мы познали Сына Божия. Со времени Креста Христова мы чтим Сына со Отцем. Со времени Креста Христова обряды иудейские упразднились, язычество пало, христианство возвеличилось, воздух освятился, мы освободились от кровавых жертв, соделавшись участниками в бескровном жертвоприношении. Со времени Креста Христова рассеялось демонское зловоние, и мы стали обонять духовною воню мира излияннаго (Песн. Песн. 1:2). Со времени Креста Христова обратились в ничто баснословные родословия богов. Со времени Креста Христова мы исповедуем таинство Богорождения Иисусова по человечеству. Со времени Креста Христова мы познаем безначальное Начало, происходящее из Начала предвечного. Со времени Креста Христова мы научены веровать в Отца и Сына и Святого Духа, и отвергли пагубный и суетный бред языческого многобожия. Со времени Креста Христова мы отгнали от себя тени предзнаменательных образов и примирились со светом истины благодатью. Со времени Креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, заклания животных в жертву прекратились, демоны прогнаны, идольские капища разрушены до основания. Повсюду – церкви, алтари, песнопения, всенощные бдения; повсюду – богословие, совершение крещения, единодушие верующих, познание Писаний, презрение к земному, стяжание небесных благ, общение с Богом. Но для чего много говорить? Со времени Креста Христова люди сожительствуют с Ангелами, небо отверсто для земнородных, и Бог присутствует и вселяется между человеками.

О Кресте – Христова и наша многоименитая похвала! О древо благознаменитое, на котором Христос распростерся! О, Лоза бессмертия, из которой Христос – виноград источил для нас жизнедательное питие! О Кресте, коим изглаждено рукописание греха, и начертан завет свободы! О Кресте – сокровище неисчисленных благ, путеводитель к раю, ключарь царствия, разрешитель грехов, дарователь побед Христос, распятый на тебе, соделал тебя древом жизни. Христос, пригвожденный к тебе, соделал тебя лествицею, ведущею к небесам. Христос, повешенный на тебе, явил тебя ходатаем благословения. Христос, распростертый на тебе, разрешил узы скованных грехом. Христос, добровольно вознесенный на тебя, совознес с собою мир. Христос, вознесенный на тебя ради нас, совлек медного змия, вознесенного на знамя. Нет более медного змия, который, чрез одно воззрение на него, исцелял язвы уязвленных змиями (Числ. 21:8). Уже нет более змия стерегущего пяту при пути (Быт. 49:17). Уже более не проклят всяк висяй на древе (Второзак. 21:23). Каким это образом? – таким, что благословенный отрок Иисус, Сын Божий, переменил нам клятву в благословение. Крест уже не есть более предмет проклятия; клятва пригвождена ко Кресту; Христос уничтожил клятву, и низвел на нас благословение.

Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений. Он называется различными именами. Он именуется „жезлом правоты“, – „царствия“, „силы“, „наследия“. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Избавил еси жезлом достояния Твоего (Псал. 44:7; 73:2). Жезл силы послет ти Господь от Сиона (Псал. 109:2). Крест именуется „палицею“: жезл Твой и палица Твоя, ти мя утешиста (Псал. 22:4), „древом жизни»: древо живота есть всем держащимся ея (премудрости), и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда (Притч. 3:18); „древом“: и будет яко древо насажденое (Псал. 1:3). Где? – при исходящих вод. Каких вод? – Богодухновенных Писаний. Крест именуется „подножием“: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Псал. 98:5); „местом“: внидем в селения Его, поклонимся на место, идежe стоясте нозе Его. Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремани: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю (Псал. 131:7, 4, 5). Патриарх Иаков предзнаменовал сей Крест. Когда крестообразно возложил руки на внуков своих, Ефрема и Манассию (Быт. 48:14). Тот же Патриарх предызобразил Крест, когда поклонился на верх жезла Иосифова (Быт. 47:31). Жезл того же патриарха Иакова был образом Креста при переходе чрез Иордан, ибо Иаков говорит: с жезлом сим преидох Иордан (Быт. 32:10). И несколько прежде явлено было Аврааму знамение Креста в образе рогов держимого в чаще овна (Быт. 22:13), когда Патриарх таинственно совершал прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятого.

Крест предобразован и Исааком, несшим дрова всесожжения, и спешно следовавшим за отцом своим, как жертва, которую Авраам спешил принести (Быт. 22:6). Силу Креста предозначал и жезл Моисея (обращенный в змия), который одержал победу над жезлами Египетскими, пожрав их, а для Египтян обратил в кровь воды речные, чтобы они не могли быть годными для питья. По мановению жезла Моисеева явились из вод жабы, налетела саранча, распростерлась осязаемая тьма, и все прочие казни постигли Египтян (Исх. 7)... Тот же Моисеев жезл был образом Креста, когда Моисей жезлом разделил Чермное море – сюду и сюду. и расступившиеся воды составили для него и для народа стену одесную и стену ошуюю (Исх. 14:21, 22). Прообразованием Креста был столп огненный и столп облачный, которыми Бог путеводил странствующего Израиля, бежавшего из Египта (Исх. 13:21). Вид Креста изобразил и сам Моисей на горе, воздевая горе руки свои, когда Иисус сражался с иноплеменным Амаликом, и когда Моисей был поддерживаем Аароном и Ором, а Израиль укреплялся и преодолевал (Исх. 17:11). Образ Креста предначертал и жезл, ударивший в камень в пустыни, и произведший из неплодного чрева его обильные источники (Исх. 17:6). Прообразовал тайну Креста и Исаия, претренный на двое деревянною пилою. Умолчу об Амане, повешенном на древе (Есфир. 7:10), и о Сисаре, пронзенном кущным колом, хотя и они ясно изображают Крест (Суд. 4:21). Но нельзя не упомянуть о милоти Илииной, предозначавшей силу Креста, когда Илия, разделив милотью Иордан, перешел по нему, как по суше (4 Царств. 2:8). Можно ли прейти молчанием и чудо Елисея, когда он опустил древо в воду, и тем извлек со дна реки железную секиру, подняв тяжелый металл легким куском дерева (4Цар. 6:6)? А что – жезл, в одну ночь произрастивший ветвь, цветы и плоды (Числ. 17:8)? не очевидно ли и он прообразовал Крест?

Велик, поистине, Крест, повсюду в Писании свидетельствуемый и предзнаменуемый, предъявляющий образы всех тех чудес, кои ежедневно силою Его совершаются. Достопокланяем Крест: ибо чрез него мы познали Господа. Достопокланяем Крест, ибо благословен Распявшийся на нем. Достопокланяем Крест, ибо чрез него мы прияли благословение и свободились от клятвы. Достопокланяем Крест, ибо чрез него мы изрыгли горький плод древа преслушания, и вкусили сладость спасения. Благословенно древо: чрез него прияли благословение языки. Благословенно древо: на нем Бог распростерся плотью. Зреть Бога распятого, и притом среди разбойников, какое зрелище может быть изумительнее? Благословенно древо: чрез него разбойник вошел в рай, и вкушение от сего древа истребило древле вкушенную горечь. Может ли что быть досточуднее?... Жилище, которое заключил прельщенный Адам, отверз благоразумный разбойник, и, откуда Адам был изгнан, туда разбойник призван, и там украшен титлом гражданства. Какая согласная разность! Вышел грабитель, и вшел грабитель: первый чрез послушание, последний чрез исповедание; один обвинен вместе с обольстителем, другой распят вкупе с Творцом своим.

Благословенно древо, из которого устроен ковчег, таинственно спасший мир от потопления. Благословенно древо, от которого разбойник вкусил, и удостоился райского наслаждения. Благословенно древо, от коего прародитель Адам не вкусил прежде, поспешив вкусить от древа познания, почему и переменил жизнь на смерть, – и качество которого познал уже после, когда пришел в раскаяние, за что и воззван в прежнее состояние. Благословенно древо, могуществом которого мышцы гордых ослабляются, выи врагов преклоняются, варвар отступает, тогда как никто не гонит его. Итак, в настоящий день возвысим гласы свои, и сокровищу Креста принесем с поклонением изречение Писания. Сокровищем же Креста называю Христа Сына Божия. К сему-то сокровищу и должно наипаче обратиться нам со словами Писания: Вси язы́цы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един (Псал. 85:9, 10). Аминь13.

* * *

13

См Curs. Compl. Patrolog edit. Migne, tom. XCVII. col. 1018–1036; cp. Христ. Чтен. 1839 г., III, 307–326 стр.; Церковн. Ведом. 1897 г., № 37, стр. 1297–1301; Воскр. Чтен. XV (1851–52) г., стр. 217–218).


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle