Слово на день Воздвижения честного и животворящего Креста. Св. Андрея, архиепископа Критского
Возлюбленные! Пусть, подобно органу радования, звучат ныне слова и песни наши. Возьмем псалтирь с гусльми (Псал. 80:3), воспоем Богу нашему, воспоем разумно (Псал. 46:8), – воспоем славу Воздвижения. Покажем, где в Писании явлен образ Воздвижения: может быть, мы узнаем отсюда, как велико и премирно Воздвижение Креста, – и что не напрасно обретение его празднуется во всей земле по всем Божиим церквам. Итак, воздвигается крест, являющийся из земли, недавно сокрытый завистью. Воздвигается крест (не для прославления: ибо какую большую славу он может приобрести, когда к нему был пригвожден Христос?), дабы прославлен был Бог, в нем покланяемый и им проповедуемый. Воздвигается крест, дабы с ним вознесен был рог наш. Воздвигается крест, дабы смирить гордого; воздвигается крест, дабы связать крепкого и чрез нас расхитить сосуды его. Воздвигается крест, дабы явилась тщетною зависть иудеев, дабы не сокрывалось погребенное в земле сокровище жизни, дабы мы прияли бисер, который распинатели показали нам против своего желания.
Сокровище жизни не могло оставаться неизвестным до конца, и несчастные, допрашиваемые различными способами и обличаемые своею злобою, не могли укрываться от недремлющего ока. Что же поэтому делает Бог, на кресте и крестом соделавший спасение посреде земли (Псал. 73:12)? – Влагает царице горячее желание, а на них посылает страх, смутивший всю их жизнь. Когда они увидели, что не могут воспрепятствовать розысканиям, то, показывая вместо нежелания согласие, открыли многоценное знамение Владыки. А оно выходит из преисподних земли, как бы из некоторого иного неба, подобно солнцу, сияя лучами Владыки. Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, – знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Как жених из чертога, вышел из земной опочивальни крест Господень, из-за которого обрученная Христу церковь языческая отвергла многообразное нечестие эллинское. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная на венце Христовом, дабы озарять всю вселенную. Вышло украшение Церкви – крест Христов, дабы украсить всяческую земную тварь. Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, – неудержимый узами, дабы освободить связанных, – из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания. Итак, по справедливости Церковь, радуясь о кресте Христовом, облекается в свой хитон и, являясь подобно невесте, чествует наступление настоящего дня. По справедливости сие множество людей собралось ныне, дабы узреть явленный ныне крест и поклониться Христу, Которого видит возносимым вместе с ним (крестом): ибо он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы его видели. Какой же это крест? – Недавно сокрытый на Голгофе, теперь везде почитаемый. Ему мы празднуем сегодня, ради него собираемся. Он – причина настоящего праздника. Таково объяснение таинства.
Впрочем, пора посредством свидетельств Писания соделать достоверным и воздвижение самого Креста, как это мы обещали немного ранее. Надлежало тому сокрытому и животворящему древу быть поставленным (как городу на верху горы, или как светильнику на свещнице), дабы оно было видно всему миру. Поэтому-то, конечно, первые из христиан, при общем торжестве всей Церкви, повелели воздвигнуть его на высоту и, как бы с высокой башни, показать всему собранию. Это же ныне делают принявшие достоинство первосвященническое. Восходя на возвышенное мѣесто церкви и воздвигая на высоту сей многочестный и преславный Крест, они многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: „се, обретено утаенное сокровище спасения! се – печать, которою мы назнаменались! Вот – Крест, чрез который мы познаны Распятым! Вот – рог, которым мы избодем врагов наших (Псал. 43:6), в котором мы безопасно избежим сетей противника, – уповая на который, мы будем считать раны демонов стрелами младенцев (Псал. 54:22)! Вот ныне мы видим живот висящ пред очами нашими» (Второзак. 28:66)! Итак, внемлем Пророку, который говорит: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Псал. 98:5). Воспоем с Давидом песнь Давидову: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (Псал. 107:6), вознесися судяй земли (Псал. 93:2), да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя (Псал. 88:14), не забуди убогих Твоих до конца (Псал. 73:19), во благоволении Твоем вознесется рог наш (Псал. 88:18). Внидем в самый рай Писания, соберем, как цветы, приличные этому времени (изречения). Возьмем в руководители пророков, которые предвозвещают воздвижение Креста.
И первый пусть ведет нас Моисей, служитель Божий и законодатель, вознесший медного змия, не затем, чтобы он был прославлен, но чтобы послужил знамением (и, ядом меди изображая яд злобы, как на суде, показывал сходство меди со злом). И сам Моисей воздвиг некогда руки (Исх. 17:11), прообразуя распеншегося Христа и воздвигаемый ныне Крест. Уловляя некогда Амалика, Иисус молился: да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елон (Иис. Нав. 10:12), не для того только, чтобы возвестить день креста, в который распрострется тьма по всей земли (Матф. 27:45), и не для того только, чтобы в сей день сделать достоверною высоту силы Божией и мышцу Его, вознесшуюся над врагами, – но чтобы показать и воздвижение Креста, и прообразовать восхождение на него Солнца славы. И Авраам принес жертву (Быт. 22:13), во образ таинственного жертвоприношения, но, повинуясь внезапному гласу с высоты, заклал на вершине горы агнца, преобразуя вознесение креста на высоту. Бывшие с Азариею в огне Вавилонской пещи, молясь, некогда воздвигли руки на высоту и угасили поднявшееся в ней пламя огненное (Дан. 3:24), воздвижением рук изображая возносимый крест. Иона воздвиг некогда глас (Ион. 2:2), крестовидно совозвысив руки, и тотчас привлек свышнюю силу, будучи невредимо извержен зверем. Славная Иудифь воздвигла некогда меч над главою спящего Олоферна (Иудиф. 13:9), прообразуя воздвижение Креста, и соделала спасение Израилю. Даниил некогда во рву львином воздвиг глас к Вышнему, преобразуя воздвижение Креста, когда пророк Аввакум, восхищенный во мгновение ока, принес ему пищу (Дан. 14:37–38). А что разумеет Иеремия, говоря от лица богоубийц: приидите и вложим древо в хлеб его, и истребим от земли живущих (Иер. 11:19)? И что значат подобные этим слова Исаии, который говорит негде: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен. Во смирении Его суд Его взятся. Яко вземлется от земли живот Его. И Той грехи многих вознесе (Ис. 53:7, 8, 12)? Куда (вознесе), если не на древо крестное, пригвоздивши к которому сей хлеб, они не оставили Его прежде, чем вознесли Его на высоту, во свидетельство видящим и во образ настоящего Воздвижения? Как, в самом деле, назвать это, если не воздвижением и явлением креста, равно как и закланием Агнца, вознесенного на крест и пригвоздившего грехи мира (чем ясно указано на Воздвижение Креста)?!... Но довольно приводить свидетельства из Писания, предвозвестившие Воздвижение Креста, – дабы многие не пресытились словом.
Мы же, поклоняясь в нем (кресте) Христу, помыслим о величии силы Его и о чудесном Его домостроительстве о нас чрез крест, как говорит Божественный Давид: Бог царь наш прежде века: содела спасение посреде земли (Псал. 73:12). Сей крест есть и видимое древо и часто в Писании называется «знамением». И подлинно, что значат слова Давида: сотвори со мною знамение во благо (Псал. 85:17); знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Псал. 4:7), дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука (Псал. 59:6)?! Или что говорит и Сам Господь в Евангелии: и тогда явится знамение Сына Человеческаго (Матф. 24:30), и прежде сего: род сей знамения ищет: и знамения не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (Матф. 12:39; Лук. 11:29), которое и само объясняется крестом? А что хотел сказать Симеон Богоприимец, благословляя Деву, когда принял во образе младенца Господа и произнес: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо (Лук. 2:34)? Не ясно ли словом „знамение“ он указал на крест? Крест называется также „силою“, на что указывает Давид: сказал еси в людех силу Твою (Псал. 76:15), – и „мышцею“: избавил еси мышцею Твоею люди Твои (Псал. 76:16). Что крест есть сила Христова, об этом послушай Павла, который говорит: слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1:18, 24). Послушай и Самого Господа, Который говорит Моисею: „ожесточая ожесточу сердце Фараоново, дабы явить на нем всю силу Мою“ (Исх. 4:21; 7:3; 9:12), указывая здесь на силу, явленную чрез жезл Моисеев прообраз креста, на силу всемогущую – содетельницу преславных чудес Его. Так научились мы и мыслить, и мудрствовать о кресте: так всегда мы увещаваем верный народ Божий чтить и величать крест: ибо им были уловлены языки, повсюду распространилась вера. Возделав им, как ралом, бесплодное человеческое естество, ученики Христовы приготовили Церкви обильную жатву уверовавших во Христа. Укрепляемые им (крестом), мученики и падая поражали мучителей. Чрез него познан Христос, и Церковь верных, постоянно раскрывая Писания, вводит Сына Божия, Самого Бога Господа, громогласно возвещающего: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми (Лук. 9:23). Чрез него везде процветает и проповедуется христианство; им укрепляется царская власть, утверждается государство, изнемогают враги, как громом поражаются демоны. Мы веруем, что им и в нем спасаются, что он есть знамение Сына Человеческого, что в нем, по написанному, всяка плоть узрит спасение Бога нашего (Лук. 3:6), и что воззрят иудеи нань, его же прободоша (Захар. 12:10). Мы же, ходящие во свете Его, с Ним прославимся и воцаримся вместе с Богом, составив с ангелами один лик вокруг Святой Троицы, поклоняемой во Отце и Сыне и Святом Духе, ныне и присно и во веки веков. Аминь14.
* * *
См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca. tom. XCVII. col. 1036–1046; cp. Церковн. Ведом. 1899 г., № 37, стр. 1473–1477.