Источник

Поучение 35. На Воздвижение Честнаго Креста Господня

В раю выросло древо искушения и падения, на Голгофе – древо искупления и спасения – крест Христов, в раю нашелся плод греха и смерти, на Голгофе созрел плод добродетели и вечной жизни. Каким оружием диавол погубил людей, таким же оружием спасает нас Христос. Одно древо разлучило Бога с человеком, другое соединило и примирило; одно навлекло проклятие, другое сняло клятву, низвело благословение; одно тяжестью греха низвело во ад и предало людей вечной погибели, другое – чрез степени добродетелей соделалось лествицею, возводящею к небесам и двери райские всем отверзло. О! треблаженное древо, на нем же распятся Христос, Царь и Господь21, и пр. Итак, нет другого пути в рай, кроме страданий, нет другой лестницы, ведущей на небо, кроме креста. И если сам Христос – за древо греха поднял на рамена древо спасения, за плод смерти испил чашу смертных страданий; почто же ты, христианин, уклоняешься от креста, не хочешь принять наказания за грех, которым грешишь, испить чашу страданий, которую сам своими грехами заслужил? Заблуждаешься, если в жизни настоящей избираешь себе широкий и веселый путь; грешишь, если еще простираешь руку к запрещенному плоду, которым искушает тебя диавол; погибнешь, если пьешь беззаконие яко воду, и покрываешь себя листьями смоковницы пороков и беззаконий, опоясуешься грехом, яко вервием. Смотри на терновый венец Искупителя, и смиряй свою гордыню; присматривайся к язвам гвоздинным, и не собирай руками тленных сокровищ; всматривайся в прободенное ребро и не люби ничего мирского, ибо в мире царствует только похоть плоти, похоть очей и гордость житейская22. Погрузись ты мыслью в тайну креста Христова, брось греховную багряницу и облекись в хитон Христов, спасающий тебя.

Отклони от уст своих чашу удовольствий земных, припоминая оцет с желчью смешанный, который вкусил твой Искупитель. Вспомни заушение Его по ланитам, и если кто ударит тебя в ланиту, подставь ему и другую ради Христа. Распни и ты себя со страстьми и похотьми! Не считай крест соблазном для себя, по примеру Иудеев, и безумием в подражение Еллинам, – крест есть Божия сила и Божия премудрость23, крест орудие твоего вечного спасения. Не замечаешь ли, что князи людстии, как некогда Иудеи, собрашася вкупе на Господа и на Христа Его24? Ученые своими безбожными науками, собравшись вкупе на Христа, отвергают веру в Бога в Троице святой покланяемого и в искупителя мира – Богочеловека; богатые собрались вкупе на Христа и обирают Его и братьев Христовых; знатные собрались вкупе и предаются грехам и беззакониям; и бедные ныне только жребий бросают о хитоне Христовом, или разрывают его на части для починки своих рубищ, чтобы тщеславиться нищетою Христовою. И теперь Спасителю мой! Тебя распинают уже не Иудеи, но христиане своею нераскаянностью, – весь мир, ибо весь мир во зле лежит25.

Распни, распни себя, христианин; умри греху и страстям, если хочешь воскреснуть со Христом, победи самого себя, если хочешь царствовать со Христом в царстве славы со всеми святыми и Ангелами. Нет! Ты Сам, Христе Боже! Распни нас на кресте житейских злостраданий, растерзай греховный хитон наш болезнями: пригвозди злую волю к кресту Твоих Евангельским, скрижалей, умертви уды наши греховные: и прежде нежели погибнем, спаси нас силою крестных Твоих страданий. Аминь.

* * *

21

Ирмос на Воздвиж.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle