34. В день Вознесения Господня
Мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо.
Куда же было и смотреть апостолам, как не на небо, когда Господь туда вознесся пред их очами, а их оставил на земле, так сказать, круглыми сиротами, среди убийц – иудеев, которые распяли на кресте их Господа и Учителя. Чего же доброго и им было ожидать на земле? Особенно, когда они вспомнили Его слова, что их поведут пред царей, судей, властей и владык земли, и будут их бить и мучить всячески „но вы, апостолы, – говорите им все то, что вы видели и слышали от Меня, во свидетельство им и язычникам“, как бы так сказал Господь. „А если убьют нас?“ спросили апостолы. – „Не бойтесь, – убьют тело, а душа останется жива, и будет в руках Моих“. Так, почти так им Господь не раз говорил, и они это все помнили. Поэтому – сколь прискорбно было им оставаться на земле без Господа и Учителя, да еще без денег, без имущества – с одними жезлами и мышцами. – Одно только орудие всесильное дал им Господь, – благодатное слово вложил в уста их, – и этим-то орудием – словом Божиим они, несмотря на то, что все были побиты и умучены, победили царей, философов, царства и народы, и покорили Христу и утвердили на земле царство благодати. Правда, что Он им сказал и то, что без Меня вы ничего не можете сделать, – вы будете видимо говорить и делать, а Я невидимо все буду совершать; ибо вовеки пребуду с вами: Аз есмь с вами во вся дна до скончания века59.
Не забывайте этого и вы, христиане, что Господь, хотя видимо для очей апостолов вознесся на небо; однако обещал пребывать и пребывает на земле, в Своих святых храмах, и на всяком месте владычество Его. Если человек может иметь дома – в разных городах и в разных местах и посещать оные, по временам, или быстро посредством телеграммы передавать волю свою и свои распоряжения управляющим своим; то везде присутствующий и всемогущий Бог – не может ли не только посещать, но и всегда пребывать на всяком месте и все слышать и все видеть? Только от грешников Он отвращается, только грешные дела и места Он ненавидит; Он отдает их в руки бесов; ибо Он Свят и Праведен, и любит только святых и праведных и их добрые дела. Правда, что Он щадит и грешников до времени ожидает их обращения; ибо знает, что человек имеет волю на то, чтобы от запада грехов обратиться на восток добродетелей. Он даже бесов до времени, не предает вечным мучениям ада до времени пока созреет пшеница, пока соберется в рай положенное число святых; и тогда уже пошлет Своих ангелов, которые соберут пшеницу, созовут святых в рай; а плевелы, т. е. нераскаянных грешников и всех бесов бросит в огнь неугасимый. Станем же, христиане, мы отвращаться грешников, или лучше, всех грехов. Станем вразумлять нераскаянных, как апостолы вразумляли иудеев и язычников; особенно сами постараемся очищать себя от всех грехов; ибо они весьма тяжелы, и если обременят нашу душу и совесть, то не допустят нас подняться на небеса, куда Господь Своим вознесением указал нам путь.
Постараемся приобрести крылья веры и любви, укрепим себя постом и молитвою, украсим себя добрыми делами и милостынями. Для того, говорю, и вознесся Господь, чтобы нам указать дорогу в рай и отвести нас от пути, ведущего в ад; ибо ад глубок и мрачен, душно в нем, жарко, тесно, страшно, холодно и мучительно.
Господи! вознесшийся на небо во славе Своей – вознеси и нас по смерти туда же. Аминь.
* * *