Слово в день Сошествия Святого Духа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского
Дух Твой благий наставит мя на землю праву (142:10).
Дух Святой, Дух благий и Источник всякой благостыни одного существа с Отцом и Сыном. Он посылается твари от Отца и Сына, хотя передвечно исходит только от Отца. Посылает Его Отец, по слову Христа Господа, реченному Апостолам: Утешитель, Дух Святой, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему (Ин. 14:26); посылает и Сын, по оному обетованию: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца..., Той свидетельствует о Мне (Ин. 15:26). Итак, эту молитву: Дух Твой благий наставит мя на землю праву мы имеем воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, дабы от обоих истекал на нас один источник благодати, как видел его Иоанн Богослов в Откровении истекающим от престола Божия и Агнца, говоря так: и показа ми чисту реку воды животныя, светлу яко кристалл, исходящу от престола Божия и Агнча (Откр. 22:1). Благим же Духом именуется Дух Святой не только потому, что Он по естеству благ, как Бог (Мф. 19:17), но и потому, что Его Божественной Ипостаси усвояется благость, как Отчей – всемогущество, и Сыновней – мудрость. Он есть источник всякого блага: от Него – все дары, сияющие в Церкви в пророках, в апостолах, в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух видения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судьях, Дух кротости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненом Симеоне; вообще от Него происходят все дары благодати. Посему Дух благий именуется Духом правым, Духом владычним: Им управляется и бывает наставляема Церковь не только к ответствованию в Апостолах и мучениках [по Господню обетованию (Лк. 12:11–12): егда же приведут вы на соборища и власти, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи], но и на всякое дело благое, по тому истинному слову: Утешитель же, Дух Святой, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему (Ин. 14:26); потому-то Он посылается, дабы наставить нас на путь вечности, научить нас оправданиям Своим и ввести нас в первое достояние. Без Его же Божественного наставления наш человеческий дух не знает ходить путем правым и вводить нас в землю праву. И подлинно, дух человеческий суетен, непостоянен, заблудлив, немощен; и мы весьма часто не знаем, коего мы – духа (Лк. 9:55): иногда мы влечемся духом суеты, иногда духом нетерпения, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом любоначалия и, водимые чрез различные стремнины погибели, не познаем лукавого вождя. А имея таковые и подобные препятствия в пути нашем от лукавого демона, часто прельщающего нас под видом благости злом, притом же и сами будучи немощны, мы всячески имеем потребу, чтобы Тот Дух благий наставил нас и способствовал нам в немощах наших (Рим. 8:26). Он же, Помощник наш милосердый, способствует различными образами.
Во–первых, Дух Святой пособствует в немощи нашей, когда творит то, что всякие скорби душевные и телесные мы принимаем от руки Божией благодарно, и хвалим за них Бога нашего. С другой стороны, Он пособствует нам, научая нас, что́ подобает творить и чего надлежит бегать; притом укрепляет волю нашу к тому, чтобы любить благое, вечное, а пренебрегать тленным, преходящим. Еще Дух Святой способствует памяти, дабы ею мы содержали все благотворения Божии с благодарением, дабы помнили заповеди Господни, дабы не забывали праведного и грозного суда Божия, творящего благое возмездие праведникам и наносящего достойную казнь грешникам. Наконец, Дух Святой простирает руку помощи духу нашему против похотей плотских, подает крепость к начинанию дел Божественных и утверждает нас, да пребудем в службе Божией, в ревности и благодати. Пособствует же нам Дух Святой во всяком состоянии, пребываем ли мы в благодати, или во грехах: сущим в благодати, дабы и нам не пострадать падения от нее; восходящих от греха ведет от силы в силу добродетелей, пока мы не узрим Бога богов в Сионе; пребывающем во грехах подает пособие к востанию, да не погибнут, по глаголу Псалмопевца: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бо во ад душа моя (Пс. 93:17). Итак, Дух Святой послан был на святых апостолов и на других верных людей для того, чтобы на пути сем ползком и имеющем в себе сокровенные сети демонские [по слову царя Давида (Пс. 141:4): на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне] руководствовать неблазненно133 и наставлять милостиво, являя Себя в печалях Утешителем, во тьме светом, в бедах избавителем, в сомнениях советником, в горести сладостию, в изнеможении укреплением, в заблуждении исправителем, в неведении наставником. Все это Дух Святой милостиво творил верным по потребе каждого, и доныне не перестает творить, если только мы стараемся источником слез омывать сосуды душ наших от скверн греховных. Образ такой благодати Духа Святого мы имеем в Божественных апостолах, которые прежде были не мудры, но когда были посланы во вселенную с благовестием, то Он исполнил их разумом, витийством и мудростью, так что учением своим они уловили ко Христу всех, как рыб; и сбылось о них Исаино проречение: се аз уготовляю тебе вся сыны твоя научены Богом (Ис. 54:11,13). Они прежде были боязливы, Дух же Святой облек их свыше силой и утвердил на всяческие бедствия, по оному: Аз утвердих столпы ея. Они были недостаточно теплы, но когда нашел на них Дух Святой во огненных языках, возгорелись любовию и одеяны были ревностию, так что могли говорить с Иеремиею: с высоты посла огонь в кости наша (Плач. 1:13). Потому-то слова их, как огненные, могли проникать и окамененные сердца; потому-то Святой апостол Петр одним поучением обратил ко Господу три тысячи, и потом, в другой день – пять тысяч душ. Они прежде были немощны, а Духом Святым утвердились так, что никакая сила адова не могла сокрушить сердец их. Напротив, они сами привели всю вселенную под иго Христово, упразднили идолов и покорили всю вселенную Распятому. Такова сила Духа Святого, наставившего их, способствующего и нам в немощах наших.
Тем же Духом Святым были укрепляемы и святые мученики на всяческия мучения, а дети и юные девицы, когда им сокрушали ребра, готовились мучительские колеса, вменяя себе все это в сладость и в утешение, побеждали самих мучителей своей мудростию и укрощали буйство их. Они были наставляемы Духом благим на землю праву, в каковой земле все право и нет ничего строптивого: ибо там нет искушения, греха, бедствия, болезни, печали и воздыхания, но всегда – веселие, радость, здравие, благодать и слава. Итак, как израильских людей сопровождал в землю обетованную столп огненный ночью, и облако освещающее днем, так нас водит Дух Святой Своим светом в ночи напасти, и охлаждением Своим покрывает нас в день благополучия, и во время странствования нашего не оставляет нас, пока мы не войдем в землю обетованную, на землю праву (ибо благодать Духа Святого есть для нас как бы огонь светящий и облако прохлаждающее). Своею благодатию передваряющею, Он наводит на путь благой, спутешествующею водительствует, последствующею доводит, даром терпения вводит и совершенной благодатию венчает введенных. Итак, никто не входит в ту землю праву, без помощи водительства Духа Пресвятого: ибо как на море, если корабль имеет готовым все нужное для плавания, а лишается одного только ветра благопотребного, – не может благополучно переплывать пучины морские, так нам, плывущим по морю мира сего к вечности, благопотребно веяние Духа Пресвятого, без которого наши старания и готовность суетны, бесплодны. Потому подобает нам воссылать прилежные мольбы с теплыми слезами к Богу Отцу и к Богу Сыну, и с Псалмопевцем вопить непрестанно: Дух Твои благий наставит мя на землю праву. Дух Твой, Боже Отче Единосущный, – Дух Твой, Отче, от Тебя исходящий предвечно, – Дух Твой, Сыне, от Тебя миру подаемый временно, – Дух ваш, Отче и Сыне, единосущный и единочестный, Дух ваш благий да ублажит и удобрит души наши, – злых да сотворит благими, обновляя ветхого человека. Ты, Боже, да послеши Духа Твоего, и созиждутся души наши, и обновиши лице земли (Пс. 103:1), – той земли, которая в древности услышала: земля еси, и паки в землю отъидеши (Быт. 3:19); – да обновит Дух Святой благодатию Своею лицо той земли, чтобы ей быть жилищем для вас самих, а не для лукавого духа.
Равно достоит нам сегодня воссылать прилежные и теплые молитвы и к Богу Духу Святому, и с Материю нашею Церковию непрестанно воспевать: «Царю Небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!» Очисти нас, как огонь очищает злато и сребро. Ты – огонь невещественный, по тому слову: Господь Бог наш огонь поядаяй (Евр. 12:29). Ты – огонь совершающий, а не сокрушающий души наши. Ты – огонь, попаляющий терние греховное и просвещающий души наша. Ты – огонь, отгоняющий холод беззаконий и возжигающий теплоту любви. Ты – огонь, очищающий сосуды душ наших от скверн богомерзких и устраивающий их в честь. Тобою раздежи души и телеса наши, да горим неопально. Тобою – огнем небесным распали нас ныне, да избежим огня гееннского, паления вечного. Тобою – огнем да горят светильники душ наших, чтобы нам войти в чертог Жениха Небесного с мудрыми девами. О, огонь Святой! Горе тем, которые не горят Тобой и не светятся Тобой: некогда они обнимутся мраком непросветимым, и будут ввержены в огонь вечного мучения. Итак, Душе Святой, Душе Пребожественный, Душе Животворящий, попали пламенем Божества Твоего все терния и плевелы грехов наших, отсеки всякую отрасль неполезную, внутрь нас прозябающую, – отруби ветви сухие и нетворящие плодов, совершенно искорени всякое семя злобы из нивы сердец наших, чтобы никто из нас не оказался сжигаемым в вечном огне.
Вся Живоначальная и Пребожественная Троица, Отче, Сыне и Душе Святой, Единый истинный Боже! Отче передвечный, сотворивший нас, Сыне сопревечный искупивший нас, Душе Святой, единосущный Отцу и Сыну, благодатию Твоей освятивший нас! Веру православную расшири, Церковь от ересей соблюди, благочестивого Царя утверди, державу его укрепи, людей Твоих умножь, обилие плодов земных угобзи134, мир желаемый устрой, благочестие всюду насади, надежду в сердцах наших водрузи, пламень любви зажги и по скончании временной жизни живот вечный даруй нам, яко един совершенный Человеколюбец! Аминь135.
* * *
Без соблазна. Кракий церковный словарь. Прим. электронной редакции
Удобрить почву. Толковый словарь Ушакова. Прим. электронной редакции
См. Сочинения св. Димитрия, митропол. Ростовского. Изд. 1895 г., Киев, ч. II ч., стр. 259–266.