Источник

Слово во славу Святой Отрасли, Божией Матери, Приснодевы, из бесплотных чресл возведенной во Святое Святых. Императора Льва Мудрого

Кто это – расцветшая, как крин среди терния, порожденного человеческой порочностью? Что это – за новые и необычайные начатки? Они не только сами по себе необычно новы и прекрасны, но еще и посвящаются в храме с совершенно новою целью. Кто это – вступающая со славою в палаты Царя? Кто – Та, Которую с почетом окружает хор юных дев, Которая, как бы невеста, одетая в красивое одеяние, с радостью входит в брачный чертог? Кто же – это, Чьи одежды среди нашей крайней греховности благоухают приятным запахом добродетели для того, кто отличается необычною возвышенностью пред всеми? Итак, от каких весьма драгоценных вещей приносятся эти начатки? – Это начатки от того, что недавно еще, по причине проклятия, приносило терния, но изменившись стало приносить добрый плод, имеющий вместо прежней горечи сладость благоволения; и как драгоценный дар, начатки эти приносятся Подателю плодов. Сия невеста, поистине, одарена брачною красотою и избрана в невесты Единородного. Посему Она и поселяется в палатах Бога вместе с Ним; а юницы хором то прославляют Ее, торжественно сопровождая, – то, как девы, сорадуются Деве.

А мы? Ужели мы допустим, чтобы одни только прекрасные юницы услаждались этим божественным удовольствием? Если есть возможность принять участие в этом божественном хоре, ужели мы, со своей стороны, не позаботимся, чтобы также насладиться этою радостью? Может быть, и мы соедниненными усилиями также составим Ей похвалу, и все примем участие в священном шествии вместе с теми, с которыми будем служить Ей, прославляя Ее и радуясь за самих себя? И поистине, вполне справедливо и свято, чтобы все, что относится к почести, мы воздавали Св. Деве. Нам в особенности было бы разумно таким образом принять участие в этом хоре, потому что и нам сообщается слава Девы. Чем болee мы будем восхвалять Ее, тем большую награду получим от Нее. Сами ублажая Деву, Которая дана нам, как драгоценный дар, мы чрез это почитание для себя получим пользу. Но где же – те, чрез кого найден этот драгоценный дар? Где же – те, которых слава столь велика? Лучше было бы сперва обратиться к ним и вместе с ними порадоваться за (такую) Дщерь.

Родители этого святого потомка! примите же нас в число участников радостного хора, окружающего нашу Дщерь. Но что это? Вы удаляетесь, чтобы (в уединении) возблагодарить (Бoгa) за это счастливое рождение, чтобы, согласно своему обычаю, таинственными посвящениями, как бы печатью, запечатлеть свою Дочь, – полагая, что Та, рождение Которой вы испросили молитвами, должна расти и совершенствоваться в молитвах. Может быть, сделавшись родителями Ее, согласно своему обещанию, вы посвящаете Ее (храму) Подателя благодеяний, как ваш дом, как ценное из вашего имущества? Может быть даже, за посвящение своего потомка вы приносите Подателю плодов все произведения своего поля? Предполагать все это составляет общий обычай всех, чем-либо в столь же высокой степени обрадованных. Но нет; совершается, по-видимому, какое-то особенно великое посвящение, которое указывает на имеющую быть чрез эту Деву радость для людей, – радость, которая ныне, действительно, и осуществилась. Но где доселе вы, Иоаким и Анна, скрывали свое удивительное счастье? Где вы скрывали Ее, эту божественное отрасль? Как могла воссиять из слабых чресл столь великая радость, выше которой нельзя ничего представить? Каким образом ваше неплодородное поле дало плод, который ценнее всякого изобилия плодов? Впрочем, зачем мне старательно исследовать это, когда нужно только радоваться и веселиться?

Но для чего вы, прославляя посвящение своей Дочери, воссылаете Ей и молитвы? Не указывает ли это на то, что воздаваемая умилостивительная жертва приносится за всех чрез общее моление? Хотя эта жертва приносится на ваши средства, однако не вменяется ли она для умилостивления Бога за всех людей? О, великая сила дара! О, дар, который Бог произвел из чрева вашего, как бы из некоторого богатого золотого покоя, желая получить от нас обратно на утоление гнева Его, который мы воспламенили! О, дар, чрез который Творец определил дать обновление твари, – дар, который по Своему милосердию Он определил употребить на утешение наше! Человек, сотворенный Богом, под влиянием демонов подпал власти зла. Хотя ему и надлежало за это быть постоянно во зле (ибо какую другую награду может получить тот, который, презрев Божественную заповедь, своею мыслью постоянно прилепляется к демонам?), однако Бог (по Своему милосердию) не мог видеть в таком состоянии того, кого Он сотворил для наслаждения (высшими) благами. Посему всеблагий Бог определил искупить человека. Особенность божественной мудрости любви в том и заключается, что Бог определил не только почтить нас Своею помощью даром, без всякой с нашей стороны заслуги, но определил дать такое средство искупления, что человеческий род мог в этом акте нечто привнести и от себя. Так как у людей не было способных к восприятию Того, Кто превосходит всякую глубину и высоту, то Бог Сам дает недостающее, чтобы утолить разженный против нас гнев, которому мы заслуженно подверглись, и притом дает это так, чтобы казалось, что мы дарим Того, Кто ни в чем не нуждается. Тот, Который имеет особенную, исключительную любовь к человеческому роду, поступает в данном случае так, как поступают и те (если только можно подыскивать сравнения для того, что – выше всякого сравнения), которые, если у друзей их случится нужда в деньгах (для взноса каких-либо податей), сами из своих средств в последний определенный срок уплачивают за них необходимое так, чтобы показать и свою собственную щедрость и друзьям доставить случая величаться, как будто они сами уплатили долги. Также поступает милосердый и любящий нас Бог. Хотя кажется, что Он дарует Деву Иоакиму и Анне, но человеческий род понимает это так, что мы сами можем принести Богу дар, который Он может получить от нас, О, вы, которые доставили нам этот богатейший дар, – вы, которые сообщили нам воспринятую благодать и превзошли своим богатством всех людей! О, блаженная сокровищница, из которой излилась эта благодать! О, позднее рождение плода, затмевающее славу всякого великого и благородного потомка! О, Дева, Которая освободила мать от ее стыда и прикрыла наготу прародителей тем, что предназначена была дать плоть Создавшему плоть! Когда из Тебя новый Адам получил совершенную плоть, ветхий Адам от своего ребра получил удовлетворение (искупление за грех). О, Дева, супругом Которой объявил Себя Превысший небес! О, Ты, чрез Которую Бог определил войти в общение с нами, хотя мы по природе своей подобны праху! О, Ты, чрез Которую определено было на нас снизойти святости, несвоевременное желание которой лишило нас и того, чем мы обладали! Но пойдем и на месте древнего и неодушевленного храма построим новый, одухотворенный, отыщем на святом месте обиталище непостижимой полноты всего Божества и к святой скинии присоединим скинию Славы. Для славы всего человеческого рода почтим Ее с общим усердием; для общей радости усилим Ее хор своими рукоплесканиями; будем веселиться за наше освобождение от уз смерти!... Теперь скачи, Давид! Ибо Та, Которую мы всячески ублажаем и почитаем, происходит из твоего рода!.. Ныне явлена нам твоя Дочь, рождение Которой ты предвидел изощренным мысленным взором, и Которую ты отечески наставлял забыть дом отца своего. Ныне Она, одетая в красивое золотое одеяние, обаянием Своей красоты привлекла к себе Царя и Христа. Посему и юницы, что пред лицом Ее, рабски умоляют Ее, как Царицу. Итак, приходи сюда: воспевая теперь то, что пел ты прежде, устрой у нас согласное служение. Вот, ты видишь теперь свою Дочь действительно такой, что все возносят Ей молитвы, как некогда молился Ей только ты один в своем таинственном предведении и созерцании. Ты видишь, что Рожденная от тебя служит средством освящения и подает покой всем, изнемогающим в труде. Ты видишь, что в Ней освящается святое средство умилостивления. Впрочем, лучше ты сам говори за себя. Мы уступаем тебе эту честь как отцу этой Девы.

Слыши, Дщи, и приклони ухо твое (Пс. 44:11). Ты одна только избрана от вечности в невесты Высочайшего. Ты одна только представляешься способной вместить Того, Который наполняет всю вселенную. Слыши, Дщи! Забудь дом отца Твоего и люби! Ты избрана в матери Тому, Который сидит превыше херувимов. Войди Ты во святой храм Божий. Слыши, Дщи! <Слово нераспознанно> народ Твой, ибо бесчисленное множество на небе и на земле считает Тебя своей Владычицей. Многие девы совершили добродетель, многие достигли славы, многие достигли почестей; но Ты отличалась перед всеми, Ты всех превзошла славой и величием. Ты всех превзошла добродетелью! Воздавая эти похвалы своей Дочери, прими, Давид, вместе со мною участие в составлении хвалебного гимна: в нашем светлом празднике прими радостное участие вместе с нами! Впрочем, твоя радость должна быть еще выше, чем наша; ведь ты имеешь здесь особенное значение. Ибо некогда, когда ты желал создать храм Богу, тебе не было дозволено исполнить это твое сердечное желание. Но, вот, теперь для Тебя воздвигнут лучший храм, который ни в жертвах, ни в курениях не имеет надобности. Посему, приходит конец этому, так как небесный Архиерей освящает храм, который избрал от тебя. Но с этим мы встретимся в особом месте; а теперь будем слагать молитвы, которые обычно бывают по чину.

Приведутся девы (Пс. 44:15), которые поют, восклицал ты, созерцая будущее, в своем псалме. Но, вот, теперь девы, окружая Ее, с веселием сопровождают Ее, как Царицу, отходящую во храм Царя. Вот Тебя, Святая Дева, возводят в храм Божий, как непорочную жертву; Тебя, корень того божественного растения, ветви которого должны дать успокоение всем концам земли, – Тебя сеют на лугу славы. Вот Тебя, радость человеческого рода, окруженную со всех сторон хором, вводят в место радости. Вот в настоящее время – причина Твоего восторга. Но чрез некоторое время доставит Тебе более совершенную радость посланный от Твоего Жениха, когда придет к Тебе, исполненной благодати, чтобы возвестить Тебе благую весть, когда, со счастливой и радостной вестью, скажет Тебе, что с Тобою – Тот, Который обитает везде, –тот, т. е. посланник Жениха, который, служа при этом непостижимом таинстве, возвестит Тебе бессеменное зачатие, – который возвестит Тебе рождение Сына без Отца, Сына, Который Сам есть Отец всего живущего, рождение Сына, Который, теперь привлекая к Себе, как бы запах ароматов, после, воплотившись от Тебя, прольет благоухающий елей на всю землю, – Который, принимая теперь Тебя, святой цветок, в Своем храме, после Сам расцветет из Твоего непорочного чрева.

Но, Дева, слава нашего спасения, Которой определено было святое рождение, с какою святостью Ты была вскормлена и воспитана, – Ты, в лице Которой мы имеем якорь нашего спасения! Дай нам силу прейти быстрые греховные пучины; помоги нам избежать враждебных бурь, смут внешних и внутренних врагов! Будь рулем в нашем плавании для всех нас, как для тех, которыми управляют, так и для тех, которым Ты поручила власть правителей! Всех введи в тихую пристань Твоего Сына, где – совершенная радость, веселие и успокоение, где раздаются гласы празднующих, где обитают радостные, – введи во имя Христа Иисуса, Господа нашего, Которому со Отцем и Святым Духом слава и честь ныне и во веки веков. Аминь33.

* * *

33

Curs. Compl. Pаtrоlоg. Міgnе, tom. CVII, col. 12–21; ср. исследование И. Попова – „Император Лев VI мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении“. Москва, 1892 г., 268–273 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle