Беседа на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит (Матф. 7:17; Лук. 6:44): то Матери Самой благости и Родительнице вечной красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо совечный и неизменный Образ благости Превышнего Отца, предвечное, пресущее и преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, – для всего этого находит самую добрую Служительницу, сию Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего; Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по богоугодным словам и делам.
Некогда виновник зла – змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало его восстать против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому и подобному, смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен, и, позавидовавши, со страшною яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть – родительница не только ненависти, а и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, поскольку он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородным для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека. Если бы Адам возможно крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а, с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками; то, дабы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобресть себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подлежащих оному, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, дабы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает: бысть первый человек в душу живу, а второй человек в дух животворящ (1Кор. 15:15). Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Посему новому Адаму надлежало быть не только человеком, а и Богом, дабы он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдою, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдою, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть. Таким образом, подобно тому, как сей исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был подвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своею благостью. Воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы снова покорить его Себе так же, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоявшей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своею: так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдою, премудростью, истиною.
Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним ипостасно. Но соединение высочайшего естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Посему для зачатия и рождения Подателя чистоты потребна была Дева совершенно непорочная и пречистая. Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало сему воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слово и Сын собезначальный и совечный Всевышнему Отцу, соделывается сыном человеческим, сыном Приснодевы. Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13:8), неизменяемый по Божеству и непорочный по человечеству. Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия, беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его (Ис. 53:9), – Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс. 50:7). Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение. Плотское возбуждение к рождению являет нам признаки первоначального осуждения и во всяком случае рождает для тления; и, как страстное возбуждение, оно свойственно тому, кто не сохранил чести, данной нашей природе от Бога, а уподобился бессловесным. Посему Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой: поскольку сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не поколением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Ибо когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла ангелу благовестившему: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лук. 1:38), и зачав родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для сей высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из коего Дева – Боголепная колесница пренебесного Бога – должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался „сынами Божиими“: ибо из этого поколения имел родиться Сын Божий, так как и имя Сифа означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь обещающий и дарующий жизнь бессмертную верующим во имя Его. И какая строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был для Евы, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт. 4:25); а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил (лишь) прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть жизнь и воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию, Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие сего упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший сие избрание сын Сифа – Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт. 4:26).
Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя чрез все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царепророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избранны Богом Иоаким и Анна, которые хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходящих из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешении бесчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как чадо, – чтобы от таких многодобродетельных была зачата предобродетельная и пречистая Дева, чтобы, таким образом, и целомудрие в соединении с молитвою оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания, и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы Божии, со своей стороны поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне во храм Божий это, воистину, святое и Божественное Дитя-Богоматерь – Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, не взирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее во храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее во храм – во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Посему-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей чрез Своего ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении небесных духов. И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом как бы для сожительства с Ним в течение немалых лет: ибо чрез Нее в свое время имели открыться небесные обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее рождение. Вот, значит, почему избранная с начала века среди избранных оказалась святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, чтобы оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца. – Приснодева Мария, как сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, дабы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.
Мы же, помышляя о соделанном ради нас чрез Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лук. 11:27): то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и чрез них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам бессмертную жизнь, и непреложное спасение, – тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее во храм – во Святое святых. Переселим себя, братие, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкою против души и скоро преходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от земных попечений и возвысим его в небесные глубины – в то святое святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с богоугодным дерзновением и пользою будут доходить до Нее, и мы, благодаря Ея предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и со вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь34.
* * *
В сокращении. См. рукоп. Московск. Синод. Библиот. (69 – XX), л. л. 192 об –195.