Источник

Слово на поклонение животворящему Кресту. Св. Иосифа, архиепископа Фессалоникийского17

Ныне совершается празднество Кресту: да радуется лик ангельский! Предстоит зрелище Креста: да покланяется сонм смертных! Веселится Божественная сила Креста: да бежат далеко полки демонов! О, Божественный Кресте, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные врата райские, тобою сокрушается держава смерти, чрез тебя ад лишается добычи, чрез тебя умершие получают жизнь, чрез тебя разбойник радуется в раю, чрез тебя небесное сочеталось с земным, тобою ниспослано познание истины, тобою дарована баня возрождения, тобою приобретено для земнородных оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, чрез тебя мы восприемлем Тело и Кровь Христовы, тобою мы удостоиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, чрез тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются торжества наши. Но какой язык может изобразить, сколько благ и какие Христос Бог чрез тебя даровал человеческому роду?

Зная все это, чистыми очами воззрим на чтимое и животворящее древо, на котором был пригвожден Христос Бог наш и прободены гвоздями святые длани Его, на котором богоубийцы пронзили копьем божественные ребра Его, и поднесли для пития уксус, смешанный с желчью, – при чем мимо ходящие кивали главами своими и со изумлением говорили: уа, ины спасе, Себе ли не может спасти (Марк. 15:29, 31)? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Матф. 27:40, 42). Это говорила нечестивая и слепая толпа иудеев, усладившаяся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же, верные, воспоем животворящие страсти Господа, пригвождение ко кресту, Его погребение, тридневное восстание из мертвых, дабы вместе с Ним совоскреснуть и сопрославиться с Ним, если состраждем, как предуказал сосуд избранный, божественный Павел (Рим. 8:17). и как, наконец, к этому приглашает нас святейший Крест, праздник которого мы ныне совершаем. Итак, если мы желаем, чтобы сей крест был верным стражем и помощью в нашем спасении, будем всегда желать носить с собою Его знамение, дабы не оскорбить его худыми и нечистыми делами, постыдными и скверными словами, вследствие чего виновник и изобретатель зла действует свободнее и смелее и с большими силами влечет нас в бездну погибели. Но, подкрепленные силою Животворящего Креста, со всяким тщанием будем отгонять его – виновника зла.

Поистине, я снова должен обратить слово к тебе, которому посвящен нынешний день. Радуйся, Кресте, слава концев земли и радование всей вселенной: тобою, воистину, веселятся концы земли и радуются собрания верных. Радуйся, Кресте – могущество царей и необоримое вооружение: ибо всецело уповающие на твою помощь, победивши полки варваров, с веселием воздвигают трофеи. Радуйся, Кресте – несокрушимая сила вождей: укрепленные твоим знамением, они прославляются пред теми, которые не признают тебя и не подчиняются твоему владычеству. Радуйся, Кресте, посрамляющий и сокрушающий главы нечестивых начальников и приводящий в рассеяние толпу неверных. Радуйся, Кресте, вождь и спутник путешествующих, утверждающий и делающий прямыми стопы их и своею силою разгоняющий полки демонов. Радуйся, Кресте, сладость и обновление живущих: твое знамение для них – приятная пища; пресладкий сон, прочное начинание пути жизни. Радуйся, Кресте, исполнение желания надеющихся на твою помощь; они никогда не обманываются в своем уповании. Радуйся, Кресте, упокоение и защита плавающих: от твоего изображения и знамения стихает и успокаивается бушующее, оглашающееся страшным шумом и вздувшееся горами, волнение. Радуйся, Кресте, мудрость кормчих: под твоим водительством и покровом они с незначительным древом управляют судами, нагруженными множеством товаров, и пристают к гавани. Радуйся, Кресте, управитель и покой путешествующих: с тобою они, отбросив всякий страх, готовятся к отправлению в чужие страны. Радуйся, Кресте, покров и утешение монахов: возлагая на тебя упование, они спокойно разлучаются с родителями и друзьями и, находясь в уединениях, навыкают жить с единым Богом. Радуйся, Кресте – упокоение подвижников, умерщвляющих плоть, для того, чтобы им достигнуть жизни вечной и просиять яко светила. Радуйся, Кресте – единое прибежище и обиталище живущих, возбуждающий чтущих и любящих тебя, а также являющий земных ангелов, изгнателей демонов. Радуйся, Кресте, присоединяющий честь и украшение достоинству священников: чрез тебя они поставляют нечестивых, просвещают светом непросвещенных, привлекают к совершению благодати достойных. Радуйся, Кресте – очищение диаконов и священников, ибо чрез тебя, достигши сего служения, они отделяют все нечистое, беспорядочное от народа чистого. Радуйся, Кресте – вооружение мучеников: тобою они сокрушали страшные козни диавольские и чрез тебя они остались в строю победителями столь могущественного врага. Радуйся, Кресте, сплетенный на небе венец, превосходящий лучи солнца, данный в честь и украшение почитаемым главам небожителей. Радуйся, Кресте, собрание и провозглашение пророков, извещение и слава апостолов: твоею добродетелью они научили и соединили все племена во едину веру и согласие. Радуйся, Кресте – укрепление и убежище всех: ибо тобою всякий верный и благочестивый избежит всякого вреда.

Но, о треблаженный Кресте! какие воззвания и похвалы ты доставляешь тем, кои установили совершать твое празднество! О, святое и всесвятое древо! Кто воспоет тебя по достоянию? О, корень жизни и животворящий! Кто коснется твоей святыни чистыми и достойными устами? Кто из верных, дабы избежать опасностей, не осенит себя твоим великим знамением? Кто не напечатлеет твоего изображения для украшения и очищения своего? Кто пред всяким движением и начинанием не изобразит перстом твоего знамения и печати, дабы все шаги его управлялись Божественным разумом? О, сколь велика твоя сила и сколь многи имена твои! Ты именуешься скипетром, жезлом правды, жезлом царствия, печатью, знамением, упованием, вооружением, мечом, щитом, копьем, верою, луком, стеною, входом к горнему граду. Чрез тебя, Кресте, мы познали Троицу, дабы веровать во Отца, Сына и Святого Духа – Отца не имеющего начала и происхождения, Сына происходящего от Отца не без начала (потому что по разуму Он не имеет начала во времени); наконец, Духа восседающего на равном обоим седалище и с равною честью. Посему, да удалятся из божественного чертога Арий и Савеллий и нечестивый гонитель Духа – Македоний: это – трехглавый дракон: равные по нечестью и дерзости они поражены уже мечом истины. А также – и те, которые в настоящее время (последние по времени оказались первыми по безумию!) как будто выскочили из какой-то ямы заблуждения, и которые прекрасно (конечно, за свою ересь и учение) названы иконоборцами и осквернителями христиан. Христа они поносят бесчестием и презрением почитания самого изображения, а христиан обвиняют в том, что они будто бы предались идолам, – обвиняют на том основании, что христианами воздается честь и поклонение божественным изображениям. Защитникам этого рода учений и учителям распутства нет чести или жребия в Церкви Божией.

Мы же, священное собрание, светло вознесем ныне поклонение Кресту. Его любовь и радость непрестанно будем носить в своем сердце и никогда не удалим от себя. А она удаляется чрез нерадение, беспечность, леность, бездействие и другие постыдные дела, в которых не желает пребывать святыня Креста. И если мы учредим собрание такого рода, то, воистину, соберемся во Христа и устроим празднество, которое соединит и сохранит нас и соделает нас достойными того, чтобы нам стать причастниками животворящего Его страдания, а также светоносного воскресения, – и некогда приять соучастие в будущем воскресении, идеже есть всех веселящихся о Господе жилище. Ему Самому и безначальному Его Отцу и благому и животворящему Духу подобает слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь18.

* * *

17

Сконч. в 830-м году.

18

См. Biblioth. Patr. Concionator. Parisiis, 1662 ann., tom. VIII, раg. 136–137.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle