Источник

Слово на прославление спасительного Креста, чрез который мы освободились от (следствий) падения прародителя. Императора Льва Мудрого19

Прежде, когда люди проводили жизнь в невинном веселии и удовольствии, древо было причиной скорби и печали (причиной падения), а теперь священное торжество, созданное древом (креста), как денница, воссияв в мире, разогнало все горести и печали. И, как прежде человек чрез древо лишен был образа Божия, так теперь чрез древо снова приобрел образ Божий и вернулся в свое отечество. Прежде плод древа причинил смерть: теперь Тем, чрез Кого просиял крест, сокрушены смерть и грех, и снова воцарилась невинность. Злой демон воспользовался древом, как приманкой, и обман лишил нас того нравственного образа, который доселе еще не вполне достигнут нами, и печальным образом увлек нас из рая. А милосердый Бог даровал нам древо, как орудие спасения, так что чрез него мы легко можем пленить и усмирить нашего противника: чрез это древо Бог даровал нам средство поселиться не только в раю, но и на самом небе.

Горечь креста, которая несколько раньше смущала нас, теперь обращена в сладость; а для демона, который вовлек нас в грех, воистину, обратилась в горечь. Теперь его радость, которою он хвалился, как будто поразил нас неизлечимой болезнью, превратилась и для него самого в яд. Он радовался, когда видел меня изгнанным из рая, а землю – приносящею мне (хотя и по заслуге) терния вместо плодов; но, вот, земля уже не приносит более волчцев и терний и не проклята в делах наших. Ибо самая природа древа, чрез которое столь многое совершилось, доставила мне обилие прекрасных плодов. Теперь произошла полная перемена печали в радость, проклятия – в благословение и терний – в сладчайшие плоды. Осталось неизменным только наказание, которому подвержен враг за то, что по злобе совершил со мною. Змий пресмыкается по лицу земли: добровольно покинув свое божественное достоинство, он уже не может отказаться от той злобы, которая распространяется по земле. Он снедает еще тяжелую землю, которая навлекла на него горести за то, что он старается снова привлечь в тину земную того, кто по глубокому состраданию возведен от земной грязи к блаженству. Эти козни его продолжаются и теперь. Между тем как эта невыносимая скорбь и неутешное горе для врага постоянно усиливаются, для нас все то, что прежде служило стеснением, превратилось в покой и сладкое отдохновение. Ибо целью Божественного Провидения было не только то, чтобы сожалеть предавшегося греху, (или) освободить нас от окружающих несчастий, но также и то, чтобы причину скорби обратить в средство прославления, и чтобы враг получил смертельную рану от того же, чем поражал нас. И он блуждает теперь, стеная и рыдая о благодатной силе древа, посредством которого он сделал некогда меня изгнанником. Стыдясь своей наготы, я бежал от лица Бога; а теперь я вижу его самого (врага) изгнанным от всей твари. За то, почему я тогда почувствовал нужду в листьях, ты блуждаешь теперь сам, лишенный всякой помощи. Но я снял с себя обман листьев и одежды; поскольку я уже не имею нужды в них, так как снова получил то древнее одеяние, которое было запятнано чрез древо, и которое чрез древо же возобновили руки, создавшие меня из земли, т. е. те руки, объятие в силу которых некогда предызобразил Моисей, поставивший знамение, когда преследовал неприятельский народ, Амаликитян еще прежде примирения народа с Богом. И это, действительно, было предызображено Моисеем (Исх. 17:11). Мы радуемся счастливому окончанию того, что служило для нас прообразом, так как вместе с Амаликитянами низвергается и начальник тьмы со всем своим невидимым войском. Подобно рукам Моисея, поднят был крест, и он блеском своим изгоняет, как бы мрак, самого диавола из пределов земли. Возносится (прославляется) божественное древо, на котором некогда был распят преступными руками и поруган Тот, Который пришел избавить этих несправедливых и неблагодарных от смерти. Возносится то древо, которое некогда воздвигло преступными руками нечестивое собрание, принужденное Жизнь предать смерти. И чрез это нечестивые виноградари – иудеи лишили самих себя собственной жизни, подняв руки свои, по своей дерзости, на Наследника. Хотя они и признали в Нем Наследника, но, по ненависти и неистовству опьянения, не приняли слов Его, как свидетельствует о сем Св. Писание. Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор. 2:8): иудеи не уразумели, ибо не хотели разуметь. Обратив все помышление свое в ненависть, они не признали величия славы, хотя и очевидной, и не дали места разуму, чтобы удержаться от такого неистовства, стремясь в своем опьянении только к пролитию крови Господа. Но они видели и узнали Наследника: они, действительно, узнали Его не для того, чтобы почтить Его, а для того, чтобы предать позорной смерти. Такова ведь природа ненависти: она не принимает того, что сознает, – не желает видеть того, что видит. Под влиянием ее неблагодарный народ, узнав Наследника Господа славы (ибо как не могли узнать Его Божественного величия те, среди которых просиял Он столь великими и столь многочисленными чудесами?), как неизвестного вознесли на крестное древо, – вознесли Того, Чей жезл, предызображающий Его величие, вверг в пучину морскую Фараона с колесницами и всадниками, и открыл дорогу к свободе народу, угнетенному трудной выработкой кирпичей. Теперь уже я не буду угнетаем рабством греха: ибо спасительный жезл мира (крест) уже уничтожил самого злого нашего врага со всем его могуществом и властью над грехом; мне, несчастному и лишенному помощи, он освободил дорогу. Хотя и дерзко настигал меня преследователь, однако от нападения он был удержан некоторым непреодолимым препятствием. Он видит это божественное орудие (крест), и могущество его падает; блеснули лучи его, и пропал наступающий и некоторое время продолжавшийся мрак. Увидел этот злой гений царский жезл, – и беспомощный тиран, пораженный страхом, повергнут в величайшее затруднение. Итак, что же? Или, может быть, ты, изобретатель и отец всякого нечестия, против высокого будешь изрыгать безобразное, – будешь хвастаться тем, будто ты намеревался простереть руки свои и весь мир возвести на высоту, как яйцо без скорлупы? Нисколько! Но ты понесешь за это велеречие большое наказание. Тебе не только нельзя простереть рук, но нельзя даже и двинуть ими: они связаны и бездеятельны по силе креста, распростертого до пределов земли. Действительно, некогда Бог оставил человека за то, что он внимал твоим лукавым внушениям, но не для того, преступнейший, чтобы он сделался вполне твоей добычей (ибо не столь сильно разгневался милостивый Бог!), но допустил только то, чтобы человек познал и почувствовал свое падение, – чтобы он лучше понял, как ему должно бояться и избегать твоих лукавых набегов; или, лучше сказать, – не оставил (ибо я сам своею испорченностью лишил себя Его отеческой любви), но поручил тебе, чтобы, под давлением несчастия, я слова вверил себя Его отеческому попечению. А ты думал, что я, обольщенный твоим обманом, совершенно лишен отеческой заботы и предусмотрительности, что мне не осталось никакого утешения и никакой надежды на возвращение, и что тот, который запечатлев образом Божиим, окончательно предан твоей власти! И ты напряг все усилия, чтоб приобресть его в собственность, как похищенную добычу! Пойми теперь, что напрасно был устроен тобою этот бесчестнейший обман, и напрасно ты увлек меня из рая, соблазнив древом познания. Напрасно ты тщеславился тем, что заставил меня потерпеть, торжествуя и превозносясь теми своими обманами, которые ты устроил. Смотри же, что случилось со мной (впрочем, ты уже видишь это и испытываешь поэтому невыразимую скорбь); вот, на место черепа у меня появилось древо жизни, чрез которое я снова получу и рай, и бессмертие, и единение с Творцом, и древние преимущества. А ты теперь испытываешь от более сильной зависти, чем прежде: поскольку теперь ты даже не знаешь, куда деваться; цепь твоих ухищрений ниспровергнута, и ты уже не шлешь более случая к обману. Ты теперь не только не осмеливаешься злостно шипеть, но даже вовсе не можешь выносить той деятельности и тех добродетелей, которые произрастают из божественного растения. Вот, Господь даст мне, как Своему возлюбленному сыну, царский скипетр, и, поразив тебя, лукавый змий, этим жезлом, Он дарует мне жизнь. Ныне мне дано оружие спасения, при помощи которого я выйду победителем из всех козней. О, древо, единственное из всех растений, утучненное, орошенное божественным потоком! О, древо, произросшее на месте черепа и покрывшее всю землю своею тенью! О, древо, которое, осенив меня своею тенью, освободило меня от греха! О, растение, произросшее на земле, но вершиною своею достигающее небес! Ангелы видят неизъяснимый плод твой и недоумевают пред неизмеримой мудростью Сеятеля. Они видят плод твой, т. е. спасение людей, победу над смертью, возвращение людей в свое отечество, удаление пламенного меча, поражение диавола, и трепет, и бегство, и тление и всего его рода.

И эту божественную силу Креста, слушатели, некогда в подобиях предызобразил отчасти тот пророческий жезл, который пожрал произведение египетских чар и вывел народ из египетского рабства (Исх. 14:16), – а отчасти – и тот, ударом которого из скалы проистекло обилие воды, и который утолил томительную жажду, когда народ проходил по пустыне (Исх. 15:25), – отчасти же – и тот, который, расцветши, показал своим произрастанием избрание первосвященника (Числ. 17:8). Ныне этому жезлу воздается поклонение и от старейшего патриарха (евреев), как скипетру царскому, который и есть благодатный жезл Сына. Спасательное древо креста предназначалось для поклонения не только тем, которых Отец дал Своему Сыну по наследству, но и для самого старца Израиля, который представляется отцом Того, Кто рожден без Отца. Что евреи до сего времени медлят eщe в познании истины, – нисколько не противоречит моим словам: ибо, по Божественному изречению, хотя бы число сынов Израиля было велико, как песок морской, – останок спасется (Римл. 9:27). А спасения нет ни в ком, только в Распятом Единородном (Деян. 4:12). Впрочем, все эти и тому подобные предызображения креста не легко обнимаются умом, не только словами.

Посмотрим, каковы нынешние проявления силы честного Креста. Вооруженные им, мученики лишили власти и могущества князя мира сего. Силою креста свв. мученицы тяжело поразили того, кто силен во зле, и тем загладили грех, причиною которого была слабость женской природы. С помощью этого креста духовные пастыри не допускают зверей к овчарне и сберегают стадо от всех их козней. Силою его люди, забыв, что отягчены тягостью проводят на земле жизнь, лишенную похотей плоти. Этот крест – основание церквей, слава пастырей, венец царей, сила государств, ниспровержение неприятельских городов, помощь верных; он – охрана всего мира. Он объединяет весь мир и уничтожает стену, воздвигнутую враждой, и посылает мир земным и небесным.

О, Божие Слово, по Своей благости сотворившее человека и (когда он по ненависти искусителя был погублен и вовлечен в греховную жизнь, соблазненный плодом древа) силою крестного древа вернувшее его к непорочной жизни! Ты каплями Своей Божественной крови искупил тех, которые добровольно предались в рабство гpехa. Ты приобрел в Свою собственность стадо и народ Своей заботой и предусмотрительностью. Ты одарил нас, хотя и незаслуженно, крестом Твоим, т. е. спасительным оружием, несокрушимою оградою. Сила этого креста совершенно уничтожает необозримые полчища врагов, подчиняет их Своей деснице и прекращает раздоры. Созижди же, силою креста Твоего, тех, которые не знают Тебя, – не знают, что крест водружен на всеобщее спасение. Созижди, дабы едиными устами и единым сердцем нам прославлять Твое святое Имя, ибо Твое есть царство и слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь20.

* * *

19

Сконч. в 911 г.

20

Curs. Соmpl. Рatrоlog. edit. Migne, series graeca. tom. СVII: col. 88–96; ср. Исследование Н. Попова – „Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении». Москва, 1892 года, стр. 278–283.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle