Источник

Беседа о честном и животворящем Кресте. Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Крест Христов был предвозвещен и таинственно прообразован от времен древних, и никто никогда не примирился с Богом независимо от силы креста. После прародительского преступления, происшедшего в раю Божием от древа, грех ожил, а мы умерли, и прежде телесной смерти подверглись смерти духовной, состоявшей в удалении души от Бога. И сколько ни жили мы после прародительского преступления, мы жили во грехе и жизнью плотскою: грех же не подчиняется закону Божию, ибо не имеет к тому силы: и те, которые живут по плоти, не могут угодить Богу, почему и Апостол сказал: плоть похотствует на духа, дух же на плоть (Галат. 5:17). Бог же есть дух, истинная благость и добродетель: по образу и подобию Его сотворен и наш дух, но грехом он обезображивается. Посему, каким образом возможно было кому-либо из всех людей угодить Богу духом, и соделаться другом Божиим, когда не был упразднен грех, и не была изгнана жизнь по плоти? Упразднение греха совершено крестом Христовым. Посему один из богоносных отцев наших на вопрос некоего из неверных, верует ли он в Распятого, ответил: „да, в Распявшего грех». Однако, многие друзья Божии были засвидетельствованы Самим Богом и прежде, и после закона, когда еще не был возвещен крест, и царепророк Давид, один из таковых друзей Божиих, говорит: мне зело честни быша друзи Твои, Боже (Псал. 138:17). Как же могли быть друзьями Божиими те, которые жили до креста?

Подобно тому как прежде явления человека греха, сына беззакония, т. е. антихриста, возлюбленный Христу Богослов говорит: и ныне есть уже антихрист (1Ин. 4:3); так и крест существовал у праотцев прежде своего исполнения. Великий Павел яснее поучает нас, как существует антихрист прежде своего явления среди нас, говоря, что тайна его уже деется (2Солун. 2:7); так и крест Христов существовал у праотцов, еще не явившись, поскольку тайна его уже была в действии среди них. Оставляя ныне Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Ноя и современных им мужей, угодивших Богу, начну с Авраама, который сделался отцом многих народов, иудеев по плоти, нас по вере, – начну с этого отца нашего по духу, удостоившегося первого призвания от Бога. Какое же это было призвание? – Изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу (Быт. 12:1). Это речение уже заключает в себе тайну креста, на что прямо указывает Павел, который, похваляясь о кресте, говорит: имже мне мир распяся (Галат. 6:14). Ибо, кто оставляет безвозвратно отечество или мир, у того отечество по плоти и мир умерщвлены и упразднены: это и есть крест. Далее, когда Моисей убежал из Египта и взошел на гору Хорив, какое первое слово было ему от Бога? – Иззуй сапоги от ног твоих (Исх. 3:5). И в этом проявляется таинство креста. „Если ты (говорит Господь) ушел из Египта, и оставил служение Фараону; если тобою, насколько возможно, отвергнут тот мир греховного служения; то тебе должно присоединить и следующее: – иззут сапоги от ног твоих, отложить кожаные одеяния, которые ты надел, в которых действует грех, и не допускает тебя в святую землю; т. е., не живи более по плоти и греху, пусть не господствует более закон во удех, противовоюющий закону ума и пленяющий законом греха (Римл. 7:23), пусть он более не действует, умерщвленный силою Боговидения“. И это есть крест, который, по божественному Павлу, состоит в распятии плоти со страстьми и похотьми (Галат. 5:24). Тайна креста проявлялась также в жизни Исаака. Исаак был образом возлежащего у Авраама и, будучи, подобно, Христу, послушлив до смерти и давши во всесожжение агнца вместо себя, он предпоказал Сына Божия, Агнца, предавшего Себя на заколение за нас; и самое древо, при котором стоял овен, прообразовало тайну образа крестного, почему оно и называлось „древом отпущения“, как крест – древо спасения (Быт. 22:8, 13). Тайна креста проявилась и в сыне Исааковом Иакове, который размножил себе стада древом и водою (Быт. 30:37–43); оное древо было преобразованием древа крестного, а вода – Божественного крещения, которое заключает в себе тайну креста, ибо, по Апостолу, мы в смерть Христову крестихомся; да и Христос приумножил Себе духовные стада на земле древом и водою, т. е. крестом и крещением. Иаков предызобразил крест и тогда, когда поклонился на верх жезла (Быт. 47:31; Евр. 11:21), и когда благословил сынов своих, возложивши руки крестообразно (Быт. 48:14); Иаков сподобился и великой тайны креста, т. е. боговидения (по которому человек распинается и умирает греху, а живет для добродетели): видех бо, сказал он, Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32:30). Моисей спасся древом и водою (Исх. 2:3–6), плавая по струям Нила; и спас народ израильский древом и водою, проявляя древом крест, а водою – крещение, как говорит и тайнозритель Павел: вси в Моисея крестишася во облаце и в мори (1Кор. 10:2). А еще прежде моря и прежде жезла Моисей свидетельствовал собою, что он несет крест Христов волею, поскольку „поношение Христово он почел для себя большим богатством, нежели сокровища египетские» (Евр. 11:26); поношением же Христовым у безумных почитается крест. Моисей весьма ясно предызобразил самый образ креста и имеющее совершиться на нем спасение, когда, поставивши жезл и крестообразно распростерши на нем свои руки, он совершенно победил Амалика (Исх. 17:11); а также, когда, вознесши змия медного на знамя, и, таким образом, воздвигнувши образ креста, он повелел угрызенным из иудеев со дерзновением взирать на него и исцелялъ язвы уязвленных змиями (Числ. 21:9). Но не достанет мне времени говорить об Иисусе Навине, Давиде и о других, которые, будучи руководимы силою креста, рассекали реки, останавливали солнце, покоряли города нечестивых, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, избегали острия меча, угашали силу огня, заграждали уста львов, обличали царей, воскрешали мертвых, словом связывали небо и снова разрешали его, претворяя в нем неплодные облака в плодоносные (Евр. 11:33–34). Если все это совершила вера, как сказал Павел, что вера есть сила во спасение (Римл. 1:16); то посему вся возможна верующему (Марк. 9:23). Таков для верующих и крест Христов, как свидетельствует Павел: слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1:18).

Но оставим всех тех, которые жили прежде закона и под законом. Сам Господь, чрез Которого – все, прежде исполнения креста говорил: иже не приимет креста своего, и в след Mене грядет, несть Мене достоин (Матф. 10:38). Видите, как прежде водружения креста он уже служил спасением? Когда же Господь, необинуясь, говорил ученикам о Своем страдании и крестной смерти, Петр не воздержался, но, зная присущую Ему силу, стал просить, говоря: милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие (Матф. 16:22), однако же Господь обличил его, как мудрствующего об этом не по-Божески, а по-человечески. Призвавши же народ с учениками Своими, Господь сказал им: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже 6o аще хощет душу cвою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Матф. 16:24–25). Итак, Господь призывает и народ вместе с учениками и тогда уже возвещает эти великие, необыкновенные и, поистине, не человеческие, а Божественные глаголы: значит, Он требует этого не от избранных только учеников Своих, но и от всякого верующего в Него. А последование Христу обозначает жизнь по Его Евангелию и исполнение всякой добродетели и благочестия; отвергнуться же себя и взять крест свой значит не только не щадить себя, по требованию времени, но и быть готовым к позорной смерти за добродетель и истину Божественных учений. Великое это дело и необычное – отвергнуться себя и предать себя крайнему бесчестию и смерти, однако не – странное. Цари земные, отправляясь на войну, никогда не позволяют следовать за собою тем, которые не готовы умереть за них. Что же удивительного, если и Царь Небесный, по плоти живший на земле, для противодействия общему человеческому врагу ищет таких, которые последовали бы за Ним? Ни цари земные не могут возвращать к жизни погибающих на войне и воздать им должное за опасность (ибо что может получить от них тот, кого уже нет в живых?): для сих же, если они погибли праведно, остается надежда на Господа; Господь дарует вечную жизнь тем, которые последовали Ему и подверглись смерти за других. Далее, цари земные ищут таких последователей, которые были бы готовы к смерти за них, а Господь Самого Себя предал смерти за нас и призывает нас быть готовыми к смерти не за Него, но за нас самих, говоря: иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже ипогубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Марк. 8:35). Что это значит? – Человек – двойной, один внешний – тело, а другой внутренний – душа. Всякий раз как внешний наш человек предает самого себя смерти, он губит и душу свою, которая отделяется от него. А кто погубил душу за Христа и Евангелие, тот действительно приобретет и спасет ее, уготовав ей жизнь небесную и вечную, вновь получит ее в воскресении, сделавшись чрез нее и по телу небесным и вечным. Кто же любить свою душу и не готов за Христа погубить ее вследствие того, что любит и этот временный мир, тот погубит ее, лишивши истинной жизни, и сам должен будет наказать ее вместе с собою, предавши вечному мучению. О таких скорбит милосердый наш Господь и, указывая на бездну несчастья, говорит: кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей (Марк. 8:36–37)? – Не иное что, как представляющиеся прекрасными блага мира сего, которые он предпочитал спасительной смерти. Какой же выкуп может быть найден среди мирских благ за разумную душу, которой по достоинству не равен весь этот мир? Итак, если бы один человек приобрел весь мир, но погубил свою душу, ему от этого не было бы никакой пользы. Какое же, значит, несчастье, когда человек, имея возможность приобрести лишь самую малую часть этого мира, за нее должен погубить душу свою, избравши ее вместо креста и следования за Подателем жизни! Посему и Павел, похваляясь токмо о кресте (Галат. 6:14), рассудил быть незнающим ничего, точию Иисуса Христа, и сего распяша (1Кор. 2:2). О чем же он говорит? Крест есть, прежде всего, распятие плоти со страстями и похотями (Галат. 5:24). Но Апостол разумеет здесь не только телесные удовольствия и страсти, поскольку писал Коринфянам: в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте, а по человеку ходите (1Кор. 3:3)? Таким образом, кто любит славу, или просто хочет сделать по своему желанию и путем спора одерживает победу, тот есть плотской и по плоти ходит. Отсюда и возникают споры, как и говорит Иаков, брат Господень: откуду брани и свары в вас? не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших? Желаете, и не имате: убиваете и завидите, и не можете улучити: сваряетеся и борете, и не имате, зане не просите (Иак.4:1–2). Распять плоть свою со страстьми и похотьми и значит сделаться бездеятельным в отношении ко всему, что не угодно Богу; а если к этому увлекает тело, то следует, вопреки хотению своему, вознести его на высоту креста, осуществляя наставление Господа: иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лук. 14:33).

Но, братие, слушая наше искреннее проповедание воли Божией благой, угодной и совершенной, пусть никто не скорбит и не огорчается в мысли, что сии наставления наши недостижимы, но прежде всего пусть вспомнит, что царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф. 11:12), и пусть послушает Петра, первоверховного апостола Христова, который говорит: Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1Петр. 2:21). Затем, каждый, узнавши по справедливости все, чем он обязан Господу, пусть добросовестно поразмыслит об этом и, если не может отдать все, пусть со смирением принесет столько, сколько может и сколько возьмет у себя, и в остальном пусть опять смирится пред Ним и посредством этого смирения восполнит недостающее. Посему, если кто заметит, что его помысл устремляется к богатству и приобретению, пусть знает, что помысл этот – плотской, а не крестный, и посему должен быть отвергнут: ибо тот, кто пригвожден ко кресту, не может стремиться к чему-либо подобному. Итак, надлежит вознести его (помысл) на высоту креста, дабы самому не низвергнуться вниз и не удалиться от Распятого на нем Христа. Как же можно вознести его на высоту креста? Имеющий помысл, надеясь на Христа, как на Подателя и Питателя всего, пусть воздержится от неправедного средства обогащения и пусть пользуется праведными прибытками, да и к сим не должен прилепляться чрезмерно; но пусть правильно пользуется ими, имея сообщниками и нуждающихся, насколько возможно. Далее, кто видит, что в нем усиливается помысл блуда, пусть знает, что он еще не распял себя. Как же он распнет? Пусть избегает любопытных воззрений на женщин, непристойных общений с ними и неуместных разговоров, пусть уменьшит возбуждающие страсть вещества, воздержится от излишнего питания, пития и сна, пусть к этим лишениям присоединит и смиренномудрие, призывая в сокрушении сердца Бога против ceй страсти; тогда и сам он скажет: видех нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры ливанския: и мимо идох, и се не бе, и взысках его смиренною молитвою, и не обретеся во мне место его (Псал. 36:35–36). Потом, если беспокоит тебя помысл честолюбия, ты, находясь на сонмищи и на седалищи, вспомни данное Господом в Евангелии наставление о сем: в собраниях не ищи явиться выше других, и дела добродетели, насколько можешь, твори в тайне, взирая на одного только Бога и видимый Им только одним, – и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве (Матф. 6:4). Если же и после устранения причин каждой из страстей снова станет тревожить тебя помысл, ты не бойся: это обеспечивает тебе венец, потому что помысл не может ни убедить тебя, ни вызвать к деятельности, но страстное движение уже усыплено и побеждено твоим борением во имя Божие. Таково значение креста и такова его великая и поистине божественная тайна, одинаково проявлявшаяся и прежде, и после его исполнения. Какая же именно? – Если судить по человеческому разумению, то кажется, что, кто уничижает себя самого и смиряется пред всеми, тот готовит себе бесчестие, – кто избегает телесных наслаждений, тот оставляет себе труд и скорбь, а кто раздает свое имущество, тот сам становится виновником своей бедности. Между тем, силою Божией бедность эта, скорбь и бесчестие создает славу вечную, радость неизреченную и богатство нерасточимое и в настоящем веке, и в будущем. И тех, которые не веруют этому и делами доказывают свое неверие, апостол Павел ставит наряду с погибшими и с самими еллинами. Мы проповедуем, говорит он, Христа распяша, иудеем убо соблазн, вследствие их неверия в спасительное страдание, еллином же безумие, потому что они, по причине совершенного неверия Божественным благовестиям, ничего не ставят выше временных благ, самим же званным Христа Божию силу и Божию премудрость (1Кор. 1:23). Итак, Божия премудрость и сила проявляются в том, чтобы победить немощью, возвысить смирением и обогатить бедностью. Не только таинство и значение креста столь могущественны, но и изображение креста божественно и достопокланяемо и служит священным и спасительным знамением, которое освящает и совершает чудесные и неизреченные блага, даруемые от Бога человеческому роду, – которое упраздняет наказание и осуждение, избавляет от тления и смерти, доставляет жизнь вечную и благословение. Крест есть спасительное древо, скипетр царский, божественный знак победы над врагами видимыми и невидимыми, хотя еретики и не почитают его, ко вреду для своей души, ибо еще не осуществили апостольского наставления: да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота (Ефес. 3:18); то есть, крест Господа уясняет все домостроительство Его явления во плоти и заключает в себе все это таинство, простираясь во все пределы и обнимая все то, что – вверху и внизу, что – кругом и в середине. Сам Господь именует крест высотою и славою Своею (Ин. 12:32; 13:31) и возвещает, что во время Его будущего пришествия это знамение Сына Человеческого явится с силою и славою многою (Матф. 24:30). „Но, говорят, Христос пригвожден ко кресту: поэтому мы не терпим зреть и то древо, на котором Он умер». А где же пригвождено рукописание, которое написано против нас рукою прародителя, вследствие его непослушания? Как оно уничтожено, дабы нам опять получить благоволение Божие? Чем Христос изгнал, совершенно отразил и торжественно уничтожил начала и власти духов злобы, которые поселились в нас со времени грехопадения чрез древо, а нам вновь даровал свободу? Где разрушено средостение ограды, упразднена и умерщвлена наша вражда с Богом? Как мы примирились с Богом и приняли благовестие о мире с Ним? – Только на кресте и посредством креста! Послушайте Апостола, который пишет Ефесянам: Той (Христос) есть мир наш, средостение ограды разоривый, да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем (2:14–16); и к Колоссянам: И вас мертвых сущих в прегрешениих и в необрезании плоти вашея, сооживил есть с ним, даровав нам вся прегрешения: истребив еже на нас рукописание ученъми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в Себе(–2:13–15).

Итак, не станем ли мы чтить и прибегать к этому божественному знамению обще-человеческой свободы, один вид которого прогоняет, побеждает и подвергает позору виновника зла – змия, возвещая о поражении и сокрушении его, и прославляет и возвеличивает Христа, свидетельствуя миру о Его победе? Конечно, будем. Ибо если бы не признавать креста достойным почитания (как делают еретики) потому, что на нем принял смерть Христос, то и смерть Его не спасительна и не достойна почитания. Но как же, по Апостолу, мы в смерть Христову крестились (Римл. 6:3)? Как мы были бы искуплены и воскресением Его, если бы не были соединены с Ним подобием смерти Его (Римл. 6:5)? Кроме того, если кто покланяется изображению Креста, на котором не написано имя Господне, тот по справедливости заслуживает упрека за то, что поступает вопреки должному: о имени Иисуса Христа всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2:10); а крест имеет на себе это достопоклоняемое имя: значит, не преклонять колена пред Крестом Христовым есть совершенное безумие. Но мы, преклоняя и сердца вместе с коленами, станем с псалмопевцем и пророком Давидом поклоняться тому месту, идеже стоясте нозе Его (Псал. 131:7), где были распростерты всеобъемлющие руки Его, и пригвождено ради нас живоначальное Его тело. С верою покланяясь ему и лобызая, станем почерпать обильное освящение из сего источника и будем хранить его, чтобы во время будущего препрославленного пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, увидев Его грядущим во славе, мы могли вечно радоваться и торжествовать, достигнув стояния одесную, услышав обетованный блаженный голос и благословение, во славу за нас по плоти распятого Сына Божия, Которому подобает слава со безначальным Его Отцем, со всесвятым и благим и животворящим Духом, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь21.

* * *

21

В сокращении. См. Curs. Соmрl. Patrolog. Migne, series grаеса, tom. CLI соl. 123–146; ср. Рукоп. Московск. Синод. библиот. 69–LXX. л.л. 41 – 46: „Св. отца нашего Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского, десять бесед в русск. переводе“. Москва. 1785 г., стр. 35–67; Церк. Ведом. 1899 г., № 11, стр. 441–448.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle