Источник

93. В неделю 23-ю по Пятидесятнице

«Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас: Божий дар». (Еф.2:8).

Итак, по словам Апостола Павла, мы спасаемся не исполнением закона, не верой, не добрыми делами; но только одной благодатью, которая есть дар Божий. Потому-то и Ап. Иоанн говорит: «От полноты его (Иисуса Христа) мы приняли благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа»49. Почему же мы не можем спастись ни исполнением закона, ни верой, ни добрыми делами, но одной только благодатью?

Закон, данный через Моисея, был плотяный, полагал пределы или преграду наружным делам нашим, действиям тела нашего, но не простирался на дела души нашей: он запрещал иметь других богов, кроме одного Бога; но о боготворении страстей наших ничего не говорил. О том, чтобы человек не убивал человека дубиной или камнем он говорил; а о том, что я могу ближнего убить словом моим, взором, гневом, скупостью, – о сем закон не говорил. О том, чтобы человек не прелюбодействовал ясно сказано: «не прелюбодействуй»; а о том, чтобы человек не питал вожделения и похоти к жене ближнего не сказано ничего. Сказано: «не укради», а не сказано в законе: «и не желай чужой вещи». Кто же восполнил закон, данный через Моисея? Господь наш Иисус Христос, который дал закон евангельский; но поскольку и тот, и другой закон труден для исполнения; ибо закон тот плотян, а сей духовен; то по причине немощи человеческой ни тот, ни другой не удобоисполним без помощи и благодати Божией. Неисполнение же закона угрожает проклятием и смертью, но не дает жизни человеку. Что сказать о вере? Она спасительна только тогда, когда сопровождается добрыми делами, и все же, когда оживляется благодатью, – тогда она животворна и сверхъестественна; ибо без благодати она не дает человеку жизни. Вера – великий дар Божий, и если человек верует и трепещет, верует и надеется, верует несомненно и имеет добрые дела; то имеет право на милость к нему Божию; но и вера, и добрые дела, не освященные благодатью, не могут быть совершенны, не спасут человека. Бог-Творец может требовать от нас и веры, и добрых дел, и веры, и любви; но не освященные благодатью и та, и другая останутся безжизненными, не благовонными, не освященными, не плодотворными, бессильными. Благодать Божия есть жизнь, свет, сила Божия, милость Божия, – есть цвет, разливающий благовонный запах на все силы души нашей, – на веру нашу, на любовь и на все дела наши. Благодать Божия дает другой дух, другой вид, другую силу и красоту, другое достоинство всем силам души и всем делам нашим. Если бы спасение наше зависело от исполнения закона, от веры и добрых дел; то зависело бы не от Бога, а от нас: а поскольку зависит от благодати; то значит от Бога, а не от нас: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего»50, – сказал Апостол, – и еще говорит: «оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни»51. Станем же, христиане, заботиться о стяжании благодати и о умножении ее, и на нее единственно надеяться будем, а не на слабую нашу веру, и не на нечистые дела наши. От Бога все, а от нас ничего.

Господи! Умножи в нас благодать – пресвятого Духа Твоего. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle