92. В неделю 23-ю по Пятидесятнице
Кто мучится страстью, тот мучится диаволом; и если человек имеет в себе много страстей, то имеет в себе много бесов. «Как твое имя?» – спросил Господь бесноватого. Он сказал: «легион», – потому, что много бесов вошло в него48. Легион составляет римский полк в шесть тысяч; такой легион бесов был в бесноватом. Вы удивляетесь этому; не удивляйтесь, а спросите: как в одном человеке может совместиться легион страстей; а страсти – те же демоны? Действительно, иной недугует и сребролюбием, и прелюбодеянием, и гордостью, и многими другими страстями. Такова натура, как страстей, так и злых духов. Сколько же человек должен беречь себя, чтобы и одну страсть не иметь, потому именно, что к одной примыкают многие другие. Сколько же человек должен быть внимателен к своим словам, мыслям и желаниям, чтобы ему не лихословить, не думать ничего грешного. Постом и молитвой весьма полезно ограждать себя от всякого греха и от всякой страсти; но самое лучшее средство – это смирение. Если ты в душе своей будешь считать себя хуже всех людей на свете, не будешь никого оскорблять и ничем не оскорбляться, всякий грех ближнего станешь покрывать, защищать и всячески его оправдывать, а себя во всем будешь обвинять; при этом если всякое свое доброе дело будешь приписывать Богу, а не себе; то ты приобретешь это смирение, этот щит, покрывающий человека от всех соблазнов и искушений диавольских. Нет высшей и более приятной Богу добродетели, как смирение: «на кого воззрю? – спрашивает Господь, – на кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих». Если тебя ближний твой обидел; то ты думай, веруй и говори, что Бог ему велел обижать тебя. Всякий грех ближнего оправдывай и покрывай, помня, что ты сегодня можешь впасть в тот же грех; самые добродетели свои осуждай, находя в них несовершенство. Смирение – легче всех добродетелей; ибо всякая другая добродетель требует чего-либо от нас, например: милостыня требует иметь деньги и вещи, чтоб подавать ближнему, пост сокрушает тело наше, молитва требует трудов, поклонов; а смирение такое сокровище, которое лежит в нашем сердце покойно, только надобно нажить оное, добыть, стяжать, получить. Зато ты всегда будешь покоен духом и сердцем; зато никакая страсть к тебе не приступит, никакой соблазн, никакое искушение, и все стрелы диавола притупятся, и даже не коснутся тебя, как говорят святые отцы. Святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и спросил Бога: «кто же избегнет их?» На это Бог ему отвечал: «смиренные избегнут их», и что более еще удивительно, присовокупил: «они даже не прикасаются к смиренному». Каково дарование, каково достоинство, какова сила сей добродетели! Смирим же себя, христиане, перед Господом Богом и перед нашими ближними. Мир наполнен бесами, искушениями и соблазнами всякого рода; но мы знаем, как их избежать и чем их побеждать. Смирением.
Господи! Помози нам смирить свою гордость. Аминь.
* * *