Источник

Поучение 41. В неделю 16 по Пятидесятнице

Из нынешнего Евангельского чтения видно, что Бог не всем из нас дает равные таланты или дарования: одному десять, другому пять, а иному один. Отчего так, спросишь? Разве не одинаковые, неравные люди? Люди равны, да таланты неравные: один разумен, а другой скудоумен, один богат, а другой беден, один здоров, а другой слаб. Но не на то смотри: много ли у тебя талантов, мало ли, а на то: куда их давать, на что их употреблять? На что разум, если он не в и не до дела? На что богатство, если оно лежит в сундук! Грешит тот человек, у которого есть таланты, да он их закопал в землю: есть и разум у иного, да учиться не хочет; есть и богатство у иного, да он употребляет его на пищу страстей – на пьянство, на сласти; есть и здоровье, да на грешные дела его растрачивает; есть и красота, да только для того, чтобы человека соблазнить, прельстить, искусить, к погибели привести. Мало ли убивают талантов одним пьянством? Мало ли богатства проживают без ума? Бог знает, кому и сколько дать талантов, только ты старайся употребить их в дело. И глупец между разумными людьми становится разумным; и бедняк между богатыми наживает богатство. Но то горе, что и разум нажитый проживают, и богатство не употребляют на пользу, а на погибель. Не на то смотри: мало ли, много ли у тебя талантов, а на то, куда ты их употребляешь, на что иждиваешь? И две лепты пойдут в дело, если ты с разумом их употребишь; и тысячи погибнуть, если ты без разума их проведешь. Бог дал тебе и богатство, и разум, и всякое дарование, да доведешь ли ты эти таланты до добра, употребишь ли в пользу ближнего? Напротив, великие таланты и дарования весьма опасны. Не говоришь ли ты: хороший сапожник, да пьяница; знаток по бумагам, да пьет, богат, да не в дело употребляет богатство. Талант не всегда дает счастие чаловеку; великие таланты ведут часто к великому безумию. У кого много талантов, верно у того и грехов много. Соломон имел великое богатство, великую премудрость, которую ему Сам Бог дал, – да он все это на роскошь променял; погубил себя и Бога крепко оскорбил. Хитро другой иной богатство наживает, да безумно проживает, на положение бедняка внимания не обращает, на дело Божие не дает. Тебе Бог не откажет и в дарованиях, пошлет хороший урожай хлеба, или успех в твоем ремесле, – да на доброе ли дело все это ты употребишь? Другой не раз бывал в жизни и богат и беден; но верно при богатстве больше грешил, нежели в бедности. У тебя бедняка хоть долгов мало, а посмотри, пораспроси, сколько богатые наживают долгов? Богатство – это зверь лютый, не насытимый, а бедность делает человека смирною овцою. От великого ума, от больших дарований люди и в церковь не ходят, посты презирают, Бога не знают и знать Его не хотят, а бедность заставляет и до Бога чаще воздыхать, и церковь Божию знать. Кто в церкви: не бедняки ли? Не им ли царство свое Бог обещал, а имеющие дарования на земле, – и разум, и богатство и силу – с трудом войдут в рай; разве покаются в грехах своих, разве одумаются и переменять свою греховную жизнь. Часто конец их жизни бывает самый несчастный, неразумный. Не хвали прежде смерти человека и его разум, и его богатство: ибо не знаешь, какой его будет конец; а хвали лучше бедняка, боящегося Бога, да знающего церковь Божию. Сердце радуется, когда поговоришь с благочестивым бедняком, у него и слезы бывают на глазах, и теплота веры в сердце; а от богатого так холодом и несет, потому что он высоко о себе думает, – думает, что Бог ему дал богатство потому что его больше любит, а это великое заблуждение и слепота. Честный человек не наживает богатства, а только тот наживает его, кто грешные проценты да лихвы берет. Честного человека и Бог любит, и люди любят. Поэтому не плачь, не скорби, что ты беден, что не дает тебе Бог много талантов, много дарования, не скорби, что всю жизнь горюешь; за великие таланты, великий ответ Господь потребует; благодари Бога, когда есть у тебя насущный хлеб, здоровье. Христос Сам был беден, ничего на земле не имел, милостынею жил; зато бедных Он любит и бедным обещал царствие небесное, а о богатых сказал, – что им трудно в царствие Божие войти. Ты плачешь, да рай себе выплачешь; а другой веселится, да за то вечное горе себе наживает. «Горе богатым, горе смеющимся ныне»33, – сказал Христос Господь; не на земле горе им, а там в аду, в преисподней. Я не говорю, что все они туда пойдут; а говорю, что им трудно в рай войти. Бедняку и умирать легче, потому что на нем не лежит тяжелый камень многих и великих грехов. Не будем же скорбеть, что мы бедны и что нас богатые презирают; а будем благодарить Бога, что мы мзды не берем, лихвы не берем с других, на чужое добро рук не простираем, гордости такой, как у богатых, не знаем, зависти не имеем, за безумною игрою ночей не проводим, роскошных столов и напитков за безбожную цену не покупаем, а живем, по Божьему, как нам Бог дал. Станем лучше любить Бога, чтоб Он нам дал насущный хлеб и здоровье, а прочее все, что нам нужно – Бог дает, если мы будем по праздникам ходить в церковь Божию и исполнять св. посты, утром и в вечеру молиться Богу прилежно; если мы будем любить друг друга, подавать посильную милостыню, не будем осуждать ближнего, никому ни завидовать, никому не делать и не желать зла и любить Бога всею душею и всем сердцем.

Господи! Вразуми нас творити волю Твою святую и совершенную. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle