Беседа на Евангелие двадцать седьмой недели по Пятидесятнице
Исцеление скорченной женщины (О недостойном провождении праздников)
Что читалось сегодня из Евангелия?
О исцелении Иисусом Христом в субботу скорченной женщины (Лк. 13:10–17. Зач. 71).
...
«В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга своего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При сем начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.»
...
Нынешнее Евангелие всё почти понятно без объяснения. Для полного же понимания его требуется только разрешить один вопрос: почему это начальник синагоги (а что синагога есть доме молитвенный, это, думаю, вы, братие, помните) был не доволен тем, что Иисус Христос исцелил больную женщину в субботу?
Евреи ошибочно понимали 4-ю заповедь – думали, что всякое дело, даже и доброе, как, например, лечение или исцеление больных, составляет грех против неё.
Что особенно поучительного можно нам, братие, вывести из сегодняшнего Евангелия?
Начальник синагоги негодует на Иисуса Христа за то, что Он совершил исцеление в субботу. Это, конечно, было нехорошо со стороны начальника – делать добро до́лжно всегда, но особенно в праздники, почему Господь Иисус Христос и пристыдил начальника синагоги вместе со всеми его приверженцами, когда они негодовали на Него. Но вообще, что касается до хранения еврейского праздника субботы и всех других еврейских праздников, то к чести Евреев должно сказать: они – строгие исполнители своего закона.
Посмотрите на них вечером под субботу, посмотрите утром в субботу – что они делают в это время? Обыкновенно в своих домах занимаются молитвою, чтением Священного Писания и благочестивыми разговорами и молятся по своим синагогам. И уже только к вечеру в субботу увидишь Евреев, идущих или на прогулку или на работу. Это – истинное провождение праздников. Такому провождению праздников следует поучиться у них и нам – христианам.
Посмотрим, что у нас делается по вечерам под праздники? Колокольный звон призывает ко всенощному Богослужению, но все ли внимают сему звону и идут в храм для молитвы? С горечью сердца нужно сказать: сравнительно очень и очень немногие. Что же делает эта бо́льшая часть из нас? Иные продолжают еще обычную свою работу или спешат окончить не оконченную в продолжение недели работу; другие заняты сбором на увеселье или уже отправляются на увеселенья в театр, клуб, в частные дома на вечеринки. Они, обрадовавшись, что завтра по случаю праздника им не идти на службу, на ученье, и спешат употребить более свободное время на удовольствия.
Но, может быть, утро праздника проводится у нас как до́лжно? Опять со скорбью нужно сказать, у многих из нас бывает не совсем так, как до́лжно. Из людей рабочих многие просыпают раннюю обедню, веселившиеся с вечера просыпают и позднюю обедню. У иных идет работа и в праздник как в будни. И преимущественно по утрам праздников, особенно же (опять же, опять-таки), торговля: воскресные-то, например, дни у нас – и торговые дни. Иные же из нас, хотя и помолятся в Церкви за службами в праздники, но затем в эти дни предаются совершенному безделью, а многие – разгулу, даже греху, так что другой целую неделю столько не нагрешит, сколько нагрешит в один день праздника.
Так ли, братие, должно нам проводить праздники? Так ли следует святить их по предписанию 4-й заповеди? Господь дает нам для работы и для невинных удовольствий в неделе шесть дней, а себе, или лучше, не «себе», а «нам же» – нашей душе, берет один день! А мы и его-то отнимаем у Бога и у своей души и отдаем своему телу и даже посредством грехов врагу Божьему и врагу своей души – дьяволу.
Это, братие, и недобросовестно, и погибельно! Не оттого ли и осуждают наши православные праздники неправославные христиане? Не оттого ли многие желают сокращения числа праздников? Но праздники ли виновны в том, что во время их происходит у нас много худого? Не мы ли сами виноваты тут виноваты тем, что не умеем употреблять их во благо, как они назначены, а по большой части злоупотребляем ими? Велик ответ мы, братие, должны будем держать пред Богом за неправильное провождение праздников!