Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
8/21 ноября
Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного.
Небо и земля. Мир бесплотных Сил Небесных и мир телесных людей земных – что между ними общего? Какая может быть связь у бессмертных духовных существ с существами смертными, плотскими, у святых с грешными?
Казалось бы, никакой связи между ними нет и быть не может.
Они, святые Ангелы Божии, по слову Спасителя нашего, всегда видят лице Отца нашего Небесного, а мы – грешные люди, не смеем и очей своих возвести вверх, чтобы видеть высоту небесную от множества прегрешений наших.
И все же Отец наш Небесный по Своему великому человеколюбию посылает Ангелов Своих, чтобы они охраняли и наставляли нас на путь истины и спасения. «Ангелом своим заповестъ о тебе, – говорит пророк Давид, – сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс.90:11–12).
Но если так оберегают святые Ангелы наше земное благополучие, то еще с большим усердием заботятся они о спасении душ наших, наставляя нас на путь правды Божией, охраняя каждого из нас от греховной жизни.
По учению Православной Церкви, каждому христианину при Святом Крещении дается Ангел Хранитель, который у Престола Божия всегда молится за него. Запрещая презирать малых детей, Христос говорит: «Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).
От младенческого и до преклонного возраста на протяжении всей нашей жизни Ангелы Хранители оберегают нас от соблазнов диавольских, располагают к совершению добрых дел, скорбят о наших грехах и радуются, когда мы каемся в них. «Радость бывает пред Ангелы Божиими, – говорит Господь, – о единем грешнице кающемся» (Лк.15:10).
В просительной ектении на каждом Богослужении мы слышим особое прошение об Ангеле Хранителе: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим».
Кроме Ангелов, различаются еще следующие Ангельские чины: Архангелы, Херувимы и Серафимы, Начала, Власти, Силы, Престолы и Господства. Всех чинов Ангельских девять.
Православная Церковь 8/21 ноября совершает празднество в честь Архистратига Божия Михаила с собором, то есть со всеми чинами Ангельскими. Архистратиг Михаил – это вождь всех бесплотных сил небесных. Самое имя Михаил с еврейского языка значит: «Кто как Бог», или «Кто равен Богу».
Все Ангельские чины делятся на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В свою очередь, каждая иерархия состоит из трех чинов. К высшей иерархии относятся шестокрылатые Херувимы, многоочитии Серафимы и Божественные Престолы; к средней иерархии относятся Господства, Власти и Силы; и к низшей – Начала, Архангелы и Ангелы.
Самое название «Ангел» в переводе с греческого языка означает «вестник». Такое наименование дано небесным силам потому, что они являются вестниками воли Божией.
Так, Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира. Он же явился первосвященнику Захарии и возвестил ему о рождении Иоанна Крестителя от Елизаветы.
Ангелы сообщили пастухам радостную весть о рождении Христа в Вифлееме.
Ангел Божий явился во сне праведному Иосифу и повелел ему с Пресвятой Девой и Божественным Младенцем Иисусом идти в Египет от преследований Ирода.
В Гефсиманском саду явился Ангел и укреплял Иисуса Христа во время Его молитвы перед Крестными Страданиями.
Два Ангела возвестили Марии Магдалине о Воскресении Христа.
Ангелы явились к апостолам во время гонений на них за проповедь Евангелия. Являлись они и святым угодникам и подвижникам Божиим, прославленным как во Вселенской Церкви, так и в нашей Русской Православной Церкви.
После смерти добродетельного человека душу его сопровождают Ангелы в место ее вечного упокоения. В притче о богатом и Лазаре по смерти Лазаря душу его Ангелы перенесли на лоно Авраамово. Поэтому в каноне Ангелу Хранителю Православная Церковь возносит ему такую молитву: «Да узрю тя одесную окаянныя моея души предстояща, светла и тиха, заступника и предстателя моего, внегда исчезати от мене нуждно духу моему, и ищущя мя пояти горькия враги отгоняюща» (Канон Ангелу Хранителю, песнь 9).
Будем и мы молить своего Ангела Хранителя: «Покрый мя, хранителю мой, якоже покрывает орел птенцы своя» (Канон Ангелу Хранителю, песнь 3).