Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
21 ноября/ 4 декабря
Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых.
Задостойник
Как Пресвятая Дева вошла во Святая Святых, об этом в Священном Писании нет сведений. Нет сведений и о Ее пребывании при храме. В Священном же Предании сохранились следующие подробности о Ее вхождении во храм.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года от рождения, Ее родители – праведные Иоаким и Анна – решили посвятить Ее на служение в храме согласно данному обету. На торжество посвящения были приглашены родные и знакомые Иоакима и Анны и много юных дев, сверстниц Девы Марии, которые должны были сопровождать Ее в храм.
При пении псалмов и священных песнопений с зажженными свечами в руках сопровождавшие юную Деву привели Ее к крыльцу Иерусалимского храма и поставили на первой ступени. Окрыленная Духом Святым, Мария быстро и бодро взошла на самый верх храмового крыльца, имевшего пятнадцать ступеней.
У входа в храм Ее встретил первосвященник Захария и ввел Ее во Святилище и потом во Святая Святых, куда, по закону Моисееву, никто не имел права входить. Только один первосвященник раз в год, в день очищения, входил туда с жертвенной кровью.
До четырнадцатилетнего возраста Пресвятая Дева жила при храме, молилась, читала Священное Писание и занималась рукоделием. По описанию блаженного Иеронима, Ее обычный день проходил так: с утра и до девяти часов Она молилась во Святая Святых, с девяти и до двенадцати занималась чтением Священного Писания или рукоделием, с двенадцати часов и до вечера опять становилась на молитву.
На рукоделии Она пряла лен и шерсть, любила вышивать шелками особенно священнические одежды и была очень искусна. Впоследствии Она выткала для возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа хитон настолько прекрасный, что распинатели Христа пожалели раздирать его на части, а бросили жребий, кому он достанется.
Когда умерли родители Пресвятой Девы – сначала Иоаким, а потом вскоре за ним и Анна, – Она оставалась еще при храме. Таким образом, Та, Которой суждено было впоследствии стать любвеобильной матерью всех сирот рода человеческого, Сама испытала сиротство в юном возрасте, когда дитя еще растет и ищет нежного взора и ласки матери, как молодое растение ищет живительных лучей солнца.
После смерти родителей Ее уже ничто не могло привязывать к земле, и Она всецело предалась Богу, давши обет навсегда остаться девою.
Когда деве Марии исполнилось четырнадцать лет, священники объявили Ей, что, по закону Моисееву, Она должна оставить храм, возвратиться в свой дом и выйти замуж. Она ответила, что, будучи с малых лет посвящена Богу, дала обет навсегда остаться девой.
Такой ответ поставил священников в затруднение: с одной стороны, закон требовал, чтобы девицы, вышедшие из отроческого возраста, не оставались при храме, с другой стороны – нельзя было отдать Пресвятую Деву кому–либо в замужество и тем нарушить Ее обет девства. Чтобы выйти из этого затруднения, священники решили испросить у Бога разрешения своего недоумения. Собравшись перед Святая Святых, они усердно молились Богу, чтобы Он открыл им Свою волю.
После этой молитвы первосвященнику Захарии явился Ангел и сказал, чтобы он собрал всех неженатых мужчин из колена Иудова и отобрал у них жезлы: на чьем жезле будет знамение Божие, тому и поручить Деву Марию в соблюдение Ее девства.
Захария так и сделал: отобранные жезлы были внесены во Святилище. Когда жезлы вынесли из Святилища, то оказалось, что жезл Иосифа, восьмидесятилетнего родственника Пресвятой Девы, расцвел. Первосвященник, подавая жезл Иосифу, сказал: «Приими к себе в соблюдение Деву».
С этого дня Иосиф принял к себе Деву Марию. Вот все, что мы знаем из Священного Предания о введении Божией Матери во храм и о Ее пребывании в храме.
Воспитание Богоизбранной отроковицы при Иерусалимском храме служит большим уроком для всех современных родителей. Благочестивые люди посвящали своих детей на служение Богу, воспитывали их при святом храме в постоянной молитве и чтении Священного Писания.
А что можно сказать о теперешнем воспитании детей? Современные нам дети в большинстве ни молитв не знают, ни о Священном Писании понятия не имеют, ни в храме Божием не бывают. И результаты такого безрелигиозного воспитания налицо: дети наши живут исключительно животной жизнью. Они не испытывали на себе благотворного действия благодати Божией, не пережили блаженного состояния в молитвенном единении с Богом, и сердца их огрубели.
А между тем в жизни каждого человека бывают такие минуты, когда можно найти утешение только в молитве и нигде больше. Самое дорогое, самое ценное – это смирение и покорность воле Божией. У наших детей нет этих качеств. Отсюда непочтительное отношение детей к родителям и вообще к старшим. Отсюда своеволие наших детей, дерзкое и даже безнравственное их поведение и хулиганство.
Человек, не научившийся с малых лет обуздывать свои животные инстинкты, неизбежно становится черствым эгоистом в своей личной жизни, неуживчивым в семье, человеконенавистником в обществе.
Подумайте, родители, какая страшная ответственность возлагается на вас и перед Богом, и перед собственной совестью за ваше нерадение о христианском воспитании детей. Не на радость и утешение вам вырастут ваши дети, а на великую скорбь и горькие слезы.
Дерзкие дети – это тяжелый крест для родителей. «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» (Лк.23:28–29). Так говорит Христос женщинам, идя на вольные страдания.
К сожалению, часто приходится слышать жалобы родителей на своеволие непочтительных детей.
Забыта пятая заповедь Закона Божия, обязывающая детей почитать родителей, – и нет в семье взаимной любви и мира, нет радостей жизни.
Дай Бог, чтобы для родителей не приходили тяжелые, безотрадные дни скорбей и обид от родных их детей.