Источник

Похвальное слово на Благовещение Богоматери. Святителя Илии Минятия

Се зачнеши во чpeве, и родиши Сына (Лук. 1:31).

Из светлых врат прекраснейшего востока исходит светозарная вестница солнца, светоносная заря. И как только она начинает на блестящей поверхности неба указывать близость золотого солнца, многообразный лик звезд спешит скорее скрыться; совершенно исчезает густой мрак темной ночи; смущенный рогатый месяц, не вынося такого яркого блеска, закрывается от стыда. В ярко-зеленых лесах раздаются стройные звуки приятных голосов различных птиц; люди от глубокого сна пробуждаются к разным занятиям. И вообще, как приятнейший вестник, она возглашает миру на все четыре стороны: «вот, близок уже день, вот он уже настал!» Точно так же из светлых, как солнце, врат небесных сегодня исходит огнезрачный Архангел Божий, светлый и чистый Гавриил. И в тот же час, как только приветствием: радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лук 1:28), он возвещает пришествие незаходимого Солнца правды, тотчас начинает поспешно убегать богопротивное многобожие суетных идолов, совершенно скрываются прикровенные символы древнего закона; нестройная толпа неверных, не вынося далеко сияющего света истины, в молчании закрывает свои нечестивые лица; уста святых учителей не перестают воспевать вечные славословия; человеческий род, погруженный в cон неведения, пробуждается к христианской жизни в православной вере. Вообще, чрез богодухновенную трубу благодатного благовещения, Архангел объявляет во всеуслышание всему миру: се зачнеши во чреве, и родиши Сына.

О, неизъяснимая радость! О, невыразимое чудо. Радость, ибо сегодня предвечный Бог отверзает недра Свои и дарует нам Единородного Сына Своего. Сын воплощается содействием Всесвятого Духа. Дух нисходит на Деву, и Дева бессеменно зачинает. Чудо, поскольку бессмертное соединяется со смертным, второе Лицо Пресвятой Троицы воспринимает естество человеческое, вечное и временное пребывает в одной Ипостаси. Радость, ибо разрешается осуждение первозданного Адама, и даруется нам благодать к стяжанию рая, из которого преслушание изгнало нас. Чудо, поскольку бестелесный, бесплотный и невешественый Бог благоизволил принять тело, плоть и вещество. В одном существе соединяя совершенное человечество и совершенное Божество, без изменения природы, без преложения естеств, без слияния лиц. Безначальный Сыне и Слове пребезначального Отца, образ присносущия Его живый Источниче премудрости! Своим чудесным всемогуществом даруй и ныне силу моему разуму, разум душе моей, душу слову моему, слово устам моим, дабы я мог провозгласить сегодняшнее великое таинство. Из уст младенец и ссущих совершающий Себе хвалу (Пс. 8:3)! умудри мой неискусный язык, излей благодать Твоего благословения на уста мои, дабы и я с Гавриилом приветствовал Деву словами: радуйся, благодатная Мария: Господь с Тобою (Лук. 1:28).

Се зачнеши во чреве, и родиши Сына.

Премудрый Творец всего, Бог, создав невещественные чины небесного, священноначалия, сотворил небо, возжег на нем яркие звезды, основал землю, украсил ее благоухающими цветами, обогатил ее сладчайшими плодами, оросил ее прозрачными источниками текущих вод, разлил в воздухе легкий ночной и утренний ветерок, нарек свет днем, а тьму – ночью, после того, как с таким благолепием создал прекрасный строй неба и земли, наконец, взяв персть от земли, создал первого человека, Адама. Своим животворящим дуновением Он дал ему душу по Своему образу и поставил его в раю сладости, чтобы, как царь, он имел власть и могущество над всем бесконечным миром. Но так как Адаму не обретеся помощник подобный ему, посему наложи Бог изступление на Адама. и усне: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребра, еже взя от Адама, в жену (Быт. 2:20–22). Созданная таким образом эта святая двоица сияла, как солнце и луна, среди неувядающих красот paя. Но прошло немного времени. – и по диавольскому обольщению она подверглась мрачному и всегубительному лишению: зная все, она из желания узнать еще более впала в такое несмыслие, что приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:21).

Чудесно устроилось создание праматери, но еще чудеснее и благодатнее настоящее воплощение Сына и Слова. Там Адам, после того как из его ребра создана Ева, остался цел, каким был и прежде; здесь Дева. когда от Нее восприял плоть Сын Божий, до, во время и после рождения пребыла Девой. Там душетленный диавол ядом своей лести: будете яко боги – умертвил весь род человеческий; здесь Архангел Гавриил благовестием: радуйся возвестил спасение. Там Ева, по своей великой гордости вкусивши от древа познания, утратила божественную благодать; здесь Дева по глубокому своему смирению: се раба Господня – сталa Матерью Божией. Там Ева услышала: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16); здесь Дева: се зачнеши во чреве и родиши Сына. О, Божественное воссоздание! О, святое восполнение! О, спасительное благовещение! Удивляйтесь, люди, бесконечному милосердию, благоутробному снисхождению Бога, Который не только украсил человека столь многими дарованиями, но и обогатил его славою, покорив под ноги его овцы, и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския (Пс. 7–9:9). Но так как, (обольщенный) коварным советом диавола, он из блаженства впал в бедствия, из бессмертия – в смерть, из цветущих красот рая – в терния и волчцы земли: то Бог определил еще послать Сына Своего Единородного, чтобы Он принял от жены человеческое естество, возвел человека в прежнее состояние, возвысил его в прежнюю честь, даровал ему прежнее бессмертие. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть (Ин. 3:16). Итак, когда настало исполнение времени, должен был совершиться предвечный совет, должно было исполниться это Божественное решение. Но поскольку это таинство было так высоко, сокровенно и непонятно, что если бы Дева просто и как бы случайно зачала Сына Божия, не зная предварительно об образе зачатия, неподготовленная к такому бессеменному зачатию словами Ангела, то оказалась бы в великом страхе и волнении, – поэтому на такое дело избран великий чиноначальник небесных сил, молниезрачный Гавриил: в месяц шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога (Лук. 1:26). С благоговением войдя в жилище Девы, он так приветствовал Ее: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, как бы желая этим сказать: «я, Ангел – благовестник, пришел с небес к Тебе, чистой и непорочной Деве; я тот, кто вместе с невещественными чинами предстою пред страшным престолом Божиим и воспеваю непрестанные славословия Святой Троице; я – тот, кто возвестил о Твоем зачатии Твоим родителям, Иоакиму и Анне; когда Ты, воспитанная не столько земною пищей, сколько благодатью Духа, посвятила Себя храму Божию, я питал Тебя небесным хлебом; я и теперь послан от Всевышнего нашего Творца и Создателя благовестить Тебе предвечный совет, определенный Его бесконечным милосердием ради общей пользы человеческого рода. Радуйся, чистейшее зерцало девства; радуйся, одушевленный образ Божий; радуйся, богозданное изваяние чистоты и, как солнце, прозрачный престол, на котором воссядет Царь веков; благодатное, одушевленное сочетание добродетелей и чудный венец всех дарований! В Тебе я вижу девство, чистейшее кринов земли, жемчужин моря и звезд небесных; в Тебе – премудрость столь обильную, что ею просвещается весь лик небесных чинов; в Тебе – смирение столь глубокое, что в нем исчезает всякий ум; в Тебе я вижу любовь столь теплую, что все огни, горящие в душах прочих праведников, кажутся малыми искрами в сравнении с пламенем Твоего святого сердца; в Тебе вижу высшую святость, высотой своей превосходящую небеса. Чего более? Господь с Тобою. Вижу, что вся полнота Божества обитает в Тебе, что все дарования Пресвятой Троицы сосредоточены в Тебе. Благословена Ты в женах; Бог одну Тебя благословил, Тебя освятил, Тебя возлюбил, Тебя, при воздействии Божественного Своего благоутробия, избрал из всех жен в собственное Cвое обиталище. Поэтому, излив на Тебя все сокровища Своего всемогущества, Он явил Тебя миру, как самое чудесное и необыкновенное создание вседержительной руки Своей. И я с великою радостью говорю Тебе: се зачнеши во чреве. Хотя Ты – чистая Дева и мужа не познала, тем не менее Ты зачнешь во святом Своем чреве Сына Божия бессеменно, неискусомужно; в Своей святой утробе вместишь Того, Кого не вмещают и небеса. И родиши Сына. Когда настанет определенное время для рождения, без повреждения утробы, без нетления Твоего девства, во тьме ночной без отца родится от Тебя Тот, Кто без матери рождается от Бога во светлостях святых, единый Ипостасью и сугубый естеством, весь на небе одесную Отца и весь на земле во святых Твоих объятиях. И наречеиш имя Ему Иисус. По прошествии восьми дней, дабы Законодатель выполнил закон, Он, как младенец, будет обрезан, и так как Он будет Спасителем человеческого рода, то и будет назван Иисусом, что значит спасение. Сей будет велий. Когда это незаходимое Солнце начнет распространять лучи Своего Божественного всемогущества, изгоняя лжеименное многобожие идолов, Оно возжет в омраченных человеческих душах живоносный свет истинной веры, и хотя Он – малый младенец, тем не менее, как лев, Своим громогласным учением обличит юродивую мудрость Иудеев, изгонит нечестие, устрашит весь ад, и, отверзши сокровища небесных сил, преложит воды в сладость, дарует слепым свет и хромым исправление, недугуюшим – исцеление, мертвым – жизнь. Его имени будут трепетать все демоны, стихии подчиняться Его словам, природа будет взменять свои законы по всякому Его повелению. И Сын Вышняго наречется. Но если даже при всех этих чудесах (рождения) трудно-покоряющийся весь Иудейский народ не уверует в Него, как в истинного Бога, на Иордане сойдет Дух Святой и во всеуслышание провозгласит Его Сыном Божиим, соприсносущим, сопрестольным и собезначальным Отцу. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. Царь, восседающий на кресте, как царском престоле, увенчанный тернием, Он изречет Свой страшный приговор против душетленного диавола. Своим последним вздохом одушевит погребенного Адама и от смерти воздвигнет его к прежнему бессмертию. И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. 1:33). Пройдет немного времени, и Он, как Владыка жизни и смерти, сокрушив железные врата зла, победоносно воскреснет и славно вознесется на небеса, где, восседая одесную Отца, будет царствовать во веки, и царствию Его не будет конца. Такой святейший плод произрастит Твое бессеменное и чистейшее чрево; такого благословенного Сына родишь Ты, благословенная Матерь, и родишь, пребывая Девой, как и прежде. Не удивляйся этому, потому что Бог, по повелению Которого жезл Аарона пророс без орошения, холодная вода истекла из твердого камня пустыни, скрижали Завета обрелись написанными без участия человеческих рук, – Он Сам сохранит Твое девство в чистоте по рождении.

Эти слова Архангела, хотя и сообщали радость благовещения, однако вызывали в сердце Девы великое волнение; но, будучи мудрой, разумной, Она сначала успокаивает Свое сердце от страха, как говорит блаж. Феофилакт Болгарский. Дабы успокоившись, услышать Божественный ответ и, не как неверующая, но желая узнать об образе вещи, Она сказала Ангелу: како будет сие, uдеже мужа не знаю? «Ты, богоподобный дух, в образе человека говорящий Мне слова, превыше природы человека, скажи Мне: как дева может родить? Как может Господь войти в Меня? Господь – быть со Мною? Бог, высочайший, неописанный, безначальный, бесконечный, – это чистейшее Естество, никогда не родившееся, вечно живущее и никогда не стареющееся, никогда не умирающее, как Он соединится со Мною, немощным, смертным существом? Како будет сие, чтобы со Мною, тленной былинкой, соединился огонь Божества? С творением – Творец, с девою – Сын Божий? И что особенно волнует Мой ум и повергает Мое разумение в бездну, это твои слова, что Я, дева, должна родить? И кто видел когда-либо плод без корня, колос – без посева, реку – без источника, сына – без отца, мать – без мужа? Како будет сие, идеже мужа не знаю? Объясни Мне, Ангел, это таинство: скажи Мне образ этого бессеменного зачатия, како будет сие»?

«Не исследуй, Дева, образ таинства, ответил Ей Ангел: чем больше в него вникать, тем более оно неизреченно, – и чем больше испытывать его, тем сильнее оно смущает ум. Только одно я скажу Тебе: Дух Святый найдет на Тя. Дух Святой, благий, господственный, мысленный источник мудрости, сокровище дарований, творящий пророков, совершающий Апостолов. Он чудесным действием внидет во святую Твою утробу и из девических недр Твоих образует пречистое тело Богочеловека Слова. И сила Вышняго осенит Тя. А, поскольку Ты, как человек, немощна, то Тебя осенит сила Божия, укрепит и освятит Тебя, чтобы Ты стала достойным обиталищем Божества. Так определено на вечном совете небесном, так предопределил Предвечный Отец, чтобы Бог восприял от Тебя, Дева. подобие человеческое, дабы человек возвратил себе утраченный образ».

Дева, убежденная такими и подобными рассуждениями, отверзает наконец Свои чистые уста и с великом смирением отвечает Гавриилу: се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему, – как бы желая этим сказать: «Архангел, ты – вестник истинного Бога; конечно, необходимо, что и слова твои истинны в твоих, текущих медом и млеком, устах не может быть яда, обмана; поэтому, хотя Я и недостойна содержать Держащего все, родить Своего Творца и быть Матерью Своего Создателя, однако склоняюсь со всем смирением, и да напишется во Мне Божественное Слово. Я – сухое руно, и да снидет на Меня роса Всессятого духа. Я – чистая Дева, пусть предвечный Бог восприимет от Меня человеческую плоть. Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».

О, глубина смирения, возводящего нас на небеса!

О, чудесная сила девственной Дщери. Одним – (да будет) подвизающая Бога к изменению земли и звезд. Почто Ты, всечистая Дщерь, богомудрая Maрия, ныне возводимая в такое величие и честь, подвергаешься в столь глубокое смирение? Разве не подобает Тебе прослезиться после того, как Ты стала достойною обителью Божества и, как солнце, лучезарным престолом Царя славы? Ты теперь – Матерь Божия, и как глашаешь Себя рабой Господней? Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. Но мнится мне, что Дева убедительно же отвечает, что Она прилично смирилась, ибо в Ней вселился Господь, Который гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3:34). Знай, что близГосподь сокрушенных сердцем (Пс. 33:18). – Она должна была со всем смирением приготовиться к приятию Божественного Слова.

Если человек гордится, то в него никогда не может вселиться благодать Всесвятого Духа, ибо нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5). Вот поэтому всенепорочная Дева, слыша чрез уста Ангела от Святого Духа: Дух Святый найдет на Тя, прилично со всем смирением ответила: се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему, и этими кроткими словами привлекла с небес на землю Сына Божия, и неслыханным дотоле образом восприяла в Свои девические и непорочные недра Слово, пребывающее в лоне Отца. На это сокровенное таинство Божественного домостроительства указывали прообразы, притчи и речения богоносных отцев и пророков. Это предвозвестила купина, которую видел Моисей: мимошед увижду видение великое сие, яко не сгорает купина (Исх. 3:3): ибо и Дева приняла внутрь Себя огонь Божества без вреда для Ее чистого девства. Предвозвестила это и лествица Иакова, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней (Быт. 26:12), ибо и чрез Марию Бог сошел на землю, соделался смертным человеком, а человек взошел на небеса и стяжал прежнее бессмертие. Предуказал это и нерукосечный камень Даниилов: видел еси, царю, дóндеже отторжеся камень без рук (– 2:34), ибо от чистой плоти Девы безмужно родился таинственный Камень, а Камень был Христос. (1Кор. 10:4). Это ясно видел пророк Иеремия в доме того скудельника, который делал разные сосуды на круге и, когда один из них разбился, снова сделал его, но еще красивее: и снидох в дом скудельнич, и се той творяше дело на каменех. И разбися сосуд, еюже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно во очию сотворити (– 18:3, 4). Кто – этот скудельник, как не Вседержитель Бог и Отец? «Един художник и Создатель – Бог». Кто – это колесо, как не предвечное Слово? – Им Он создал все сосуды, все творения: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3). Итак, в виду того, что один из таких сосудов, праотец Адам, разбился по своему преслушанию и бедственно омрачил Божественный образ, Бог сегодня возобновляет его в еще лучшем виде, чрез воссоздание нового Адама: первый человек от земли перстен, вторый человек – Господь с небесе (1Кор. 15:47), как возвещает богодухновенная Труба Церкви. Это обозначала и радуга, о которой Бог сказал Ною, что с тех пор, как она появилась в облаках, между Богом и людьми будет согласие и любовь: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечною между Мною и землею (Быт. 9:13). Сегодня, когда появилась таинственная радуга, когда воплотился Сын и Слово Божие, сегодня утвердилась любовь между Богом и человеком. Тоя бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый (Ефес. 2:14). Это благовествует и Гавриил Деве в словах: се зачнеши во чреве, и родиши Сына.

Теперь я понимаю то страшное чудо, которое на солнечных часах Бог показал пророку Исаии при исцелении больного царя. Царь Езекия лежал на своей царской постели, пораженный смертельным недугом, и, услышав от Пророка страшный приговор о своей смерти, плакася плачем велиим (4 Царств. 20:3), как говорит Святое Писание, или не признавая, кроме собственных слез, дрѵгого врачевства, или, может быть, надеясь этими горькими слезами погасить пламя горечи, сожигавшее его сердце. Но среди этих мрачных облаков печали засияло радостное знамение его исцеления; это было солнце которое, обратившись назад на девять ступеней к большой <слово нераспознанно>, опять взошло от нее и своим новым восходом даровало Езекии исцеление: во днех его воспятися солнце, и приложи жития цареви (Сирах. 48:26). Больной Езекия – это человеческий род, который, изможденный неверием в Бога, лежал в глубочайшем непробудном сне упорного греха, но, видя несчастное состояние, в которое впал, поднял наконец очи к небу и от всей души воскликнул: доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице Твое от Мене (Пс. 12:2)? Исцели мя, Господи, и исцелею: спаси мя (Иер. 17:14). Тогда предвечный Бог, не терпевший видеть в руках диавола Свой образ в подобие, явил радостное знамение человеческого спасения. И таинственное Солнце правды, Единородный Сын Его, обратившись назад на девять степеней, то есть прошедши девять чинов Ангельских, сошел в великую тень, во чрево Приснодевы Марии, как свидетельствуют обо этом Ангельские слова: и сила Вышняго осенит Тя. Чрез некоторое время Он из Нее взойдет, как солнце, и Своим новым восходом исцелит все наши недуги и оживотворит нас, мертвых сущих в прегрешениих (Колос. 2:13), как избранный сосуд. О сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир, да живи будем Им (1Ин. 4:9). И Архангел говорит: се зачнеши во чреве, и родиши Сына.

Радуйся же, радуйся, естество человеческое: ибо сегодня начинается спасения твоего главизна; сегодня полагается конец твоим страданиям; сегодня отверзаются тебе светлые двери рая, которые заключило пред тобою преслушание; сегодня ты получаешь то бесконечное блаженство, которого лишил тебя обман диавола. Опять тьма рассеивается, опять является свет; опять Египет покрывается тучами, Израиль просвещается столпом. Где теперь – богопротивное многобожие идолов? Где – всемирное владычество диавола? Древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор. 5:17); буква отступает, дух входит в силу; тень проходит, и наступает истина. Радуйся, ибо теперь разрешается грех первозданного Адама, разгоняется тьма прегрешений, оканчивается изгнание блаженных душ из земного рая, даруется нам окончание страданий, и сообщается благодать к стяжанию вечного блаженства. Сегодня Божество соединяется с человечеством, человек – с Богом, вера – с сердцем. И Ты, Преблагодатная Дева, обогатившая нас такою славою, прославившая нас такою честью, почтившая нас столькими дарованиями, обрати ныне, молим Тебя, Cвой милостивый взор на нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, приносящих Тебе самих себя в чистую жертву. Правда, мы знаем, что ничто не смущает так Твою всесвятую душу, как приносимые Тебе похвальные песни; однако, чтобы мы не явились совершенно неблагодарными на беспредельные милости, которыми Ты обогатила весь наш род, соблаговоли принять и наше приветствие по примеру Ангельского – «радуйся», которое сделалось началом всякой радости. Радуйся же, Богоневестная Мария, багрянородная Царица Ангелов. Радуйся, сребропозлащенный крин чистоты. Радуйся, благоцветнейший рай блаженных сладостей. Радуйся, украшенная златом и багряницею храмина небесного чертога. Радуйся, как царское прозябение от корня Иессеева, родившаяся от бесплодного чрева и узревшая свет блаженства ранее света солнца, ставшая душою обитательницею неба ранее, чем телом – земля, дщерь предвечного Отца ранее, чем – Иоакима и Анны, и прежде чем ступить на землю, поправшая главу ядовитого дракона. Радуйся, дивным образом зачатая в бесплодной утробе и воссиявшая во чреве матери, как жемчужина в раковине. Ты родилась как утро, украшенная цветами небесных добродетелей; взошла как солнце, увенчанная лучами Божественной благодати. Радуйся, одна изо всех жен удостоившаяся стать Матерью Единого Бога и содержать в чистом Своем чреве Того, Кто всемогущей дланию Своей содержит весь круг вселенной. Радуйся... но что же еще я скажу? Какой вития, хотя бы имел в своих устах целый златоструйный поток красноречия, может когда-либо изъяснить славу, в которую возвел Тебя Бог? или благодатные дары, которыми обогатило Тебя небо? Какой человеческий язык может наследовать величие, которым Всесвятой Дух украсил святую Твою душу? Так глубоко и непроходимо море Твоих похвал, в котором исчезает ум даже блаженных Ангелов! Поэтому, благодатная Дева, и я обхожу молчанием чудесные Твои добродетели, удивляясь им только в своем помышлении. И припадая к пречистым стопам Твоим, прошу у Тебя только непобедимого Твоего предстательства, к помощи и сохранению христолюбивого воинства, к изгнанию и истреблению богопротивного тирана. Доколе пречистая Дево, несчастный Греческий народ будет томиться в узах невыносимого рабства? О Дево, помяни, что в Элладе раньше, чем где-либо, воссиял живоносный свет истинной веры; Греческий народ первым отверз свои объятия и принял Божественное Евангелие Единородного Твоего Сына, первым признал Тебя, истинную Матерь Богочеловека Слова, первым противостал тирану, который тьмою пыток силился изгладить в сердцах верных Твое честное имя. Он дал миру учителей, которые светом своего учения просветили омраченные помышления людей. Он дал пастырей, которые пастырским жезлом изгнали из церковной ограды кровожадных волков. Он дал делателей, которые плугом креста в поте лица возделали сердца и, посеяв Евангельское семя, пожали души для небесной житницы. Он дал мучеников, своей кровью окрасивших багряницу Церкви. Молим Тебя, благосердная Мария, ради приветствия – „радуйся“, которое даровало нам радость, ради Ангельского благовещения, которое стало началом нашего спасения, (молим Тебя), даруй ему прежнюю честь, воздвигни его из праха рабства на престол царского достоинства, от уз – к скипетру, от пленения – к царству. И если не преклоняют Тебя на милость эти мольбы, пусть склонят Тебя эти горькие слезы, льющиеся из наших очей. Но если и они бессильны, пусть подвигнут Тебя голоса и мольбы святых Твоих, которые непрестанн взывают со всех стран несчастной Эллады: взывает Андрей из Крита, Спиридон из Каира, Игнатий – из Антиохии, Дионисий взывает из Афин, Поликарп – из Смирны, Екатерина – из Александрии; зовет Златоуст из царствующего града, и, указывая Тебе на жестокое мучительство безбожных Агарян, от Твоего крайнего благоутробия ожидают избавления Греческому народу. Прими же, Всесвятая Дева, наши слезы. Даруй силы благочестивейшему нашему вождю на человекоубийственных и кровожадных варваров, чтобы еще ярче засиял животворный луч таинственного Солнца, чтобы по всему миру распространилась сила Креста, и всеми было прославляемо Твое святое имя со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и во веки. Аминь154.

* * *

154

Это похвальное слово Илия Минятий произнес в Венеции в 1688 году, 25-го марта, в бытность еще воспитанником Флангиановской школы, на 10 году от роду. См. проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского (епископа Керникского и Калавритского). Новый перевод с греческого. Издaниe Св.-Троицк. Сергиев. Лавры. 1902 г., стран. 379–390.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle