«Войди в самого себя – ищи усердней, в сердце у тебя хранится сокровище. Войди в себя, живи в себе самом, в прекрасной клети духа твоего – и там ищи царствия, как научил нас Спаситель. Царствие это в тебе. Войди же в себя, пребывай в сердце твоем, ибо там Бог»
Царство Божие внутрь
Для Господа только тот Свет – кто непрестанно молится, и по мере того, как к нерассеянной молитве доходит.
Благословен путь молитвы, без него невозможно шествие по пути Господнему; но молитва усваивается по мере очищения нашего сердца. Молитва действенна, когда за ней жизнь, трудом, светом старающаяся насадить (…) и побороть все греховные (…)
Красота ума нетленная богозданная в цельности, в отсутствии дурных мыслей и возрастании добродетелей и рассудительности…
Да, предстояние Одному Господу, только Его взор ощущать – это желаний край и вожделенно.
Сознать, что хорошо быть с Богом можно только на основании опыта. Да, познать это – нерассеянною молитвою, в ответ на ……… Господь зажигает внутри человеческого существа зарю умной радости и успокоения. Ах, это дивное состояние тихой молитвы тихих сердец – оно от Господа на нерасплесканную устремленность к Нему… «Возжада тебя, душа моя, прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.»
Сладость общения с Господом – сокровенное и в простоте вокровенное наипаче. Простота восприятия Бога – ах, это драгоценное. Господь в гласех лада только. И в простоте.
О, действительно в простоте это полнота жизни нашей (творить У. молитву). Вот она где (в неспешной молитве глубокая основа покоя. Да, сладостно паче меда и сота (молитву (…))
Для молитвы надо уйти во внутреннюю клеть, питание (…) Внутри себя. Значит, чтобы всегда было хорошо, надо всегда быть внутри себя и там, извнутри, устремлять неразвлекаемый взор к Господу. Начать надо с внимания себе, чтобы потом вкусить сладости Богообщения, постепенно научитьсся вкушать ее всегда.
Вот так – когда все сокровенное внутри, только Господь (…)
(…) Будем какая есть земля уготовлять се (внутренние комнатки!). Она непременно должна храмом соделаться. Надо мысленно заботиться о ее ощущении, освещении.В душевном доме и клети внутренней должно быть все уготовано. И д. там Хозяин, именно Хозяин, чтобы Его было все, Ему принадлежало, и Его там все (…)
Время и Воля Божия ведут нас к созданию Храма Спасителя в душах наших, участвуют в строении только два – Бог и ты.
Тогда и бывает истинное общение с Господом и близость к Нему, и возникают внутренний мир и сладостная тишина. Так и красота души человеческой должна быть постоянной, открытой лишь для ока Божьего, да сокровенного сердца человека.
16) Красоту-то нужно иметь, но внутреннюю, и ее вожелать.
Вся слава дщери Царевы (=царя Христа) внутрь.
1) Жизнь души, подлинная жизнь может быть только внутри – в создании там храмины – и тоже не пустой, а полной Господом, Ему (…) лежащей, а тебе бы только, только служить Ему.
2) Надо неуклонно строить внутреннюю клеть свою…
3) Если не устроишь свою естественную, хоть самую маленькую сокровищницу – то будешь несчастным, ее устроение – наше прямое дело.
Как же это быть действительно с Богом и (…) Богом, значит не одна, а прежде всего внутренне не одна, не одинока, а с Богом, значит в силе высшего ощущения любви.
20) Светлые мгновения еще выше и чище в Божественном отражении и возвышении над жизнью и переживаемым.
14) В утреннюю комнату – келью, никто не должен войти кроме тех (дух. отца и Христа), кому должно в ней быть. Первый по необходимость как служитель, лишь входящий. А Второй – Он должен быть там всегда, и не Гостем, а постоянным жителем.
Да, любовь к Господу – высшая ступень, но и на низших ее можно ощущать, когда почва души разрыхлена. Да, хорошо бы было, если бы всегда было это тепло внутри к Творцу, ко всем и ко всему. И его надо таить в себе (всю полноту его), да не хочется тогда общения с людьми, хотя полная готовность должна быть послужить им всем, чем только можешь, именно так, не надо ввязываться, но быть готовым.
* * *
Надпись на кресте: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, трепещущего словес моих» и «Блаженны кроткие»: очень хорошо.
Молитва за усопших богоугодных людей приносит пользу особенную нам.
Вот правильное отношение к усопшим (ощущать присутствие, дух усопшего, близость). Вот истинное их восприятие, но так могут ощущать только души, восшедшие на духовную высоту.
Да, совершенно верно, – полезно для собственной души помолиться за души богуугодившие. Думаю, что это наполняет душу особым удовлетворением.
Мне в эти минуты становится хорошо! (У жертвенника, пред В. входом) (29 VI 31)
В это время (при воздоянии рук) забываешь все и молишься этим воздаянием точно поднимаемым… (19/VIII 31)
30) Здесь (во время тебе поем) я бы считал и неуместным иное, как только распростертие всего себя пред Господом в одном чувстве хваления и благодарения и после этого душа обращается к молитве за тех, за кого ……..… Евхаристия и прежде всего за старца… (1/I 33)
Господи! Сподоби нам быти и пребыти неосужденны пред Тобою! (18/XI 28)
20) В момент возгласа «Благодарим Г-да» нужно благодарить за Его должготерпение и милосердие, и милости многие и всякие…
«Благодарим Г-да из тьмы призвавшего в чудный свой свет» (8/XII 30)
28) «Приидите поклонимся»… Да, приидите, поклонимся Ему, Ему одному Господу. И принесем всех себя, хоть и плохих, но с желанием служить Ему. (21/XI 27)
31) Во время задостойника мерно созерцать вхождение во храм Пр. Девы (21/XI 29)
«Свят. Свят. Свят. Господь Саваоф» тут надо взлетать ввысь, можно увидеть в ослепительном сиянии небо и ангелов славословящих. (21/XI 30).
Господи, царствия Твоего достойны сотвори великие ………………… твоей милости (28/XI 27)
33) Во время «Да исправится молитва моя» – молиться, чтобы Господь по своему милосердию Самоукрепил в самоукорении (не уклони), внимании к себе и Господу (12/II