Источник

Слово в неделю Святых жен-мироносиц

Купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса. И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб. (Мк. 16:1.2).

Влечение сердца к доброму и святому делу часто бывает благоуспешнее мужества, полагающегося на крепость сил телесных. Когда ученики в самом начале страданий Спасителя, рассеялись, подобно овцам не имеющим пастыря; когда апостол Петр трекратно отрекся Господа; когда почти все Апостолы, проникнутые страхом смерти, тщательно скрывались, полагая, что рушились уже все надежды, одушевлявшие их при виде чудес, совершаемых Спасителем: тогда немощные, слабосильные жены, последовавшие Иисусу Христу, как другу грешников, показали на деле, что чувство истинно Божественной любви не только никогда не угасает, но даже бывает источником таких подвигов, которые превосходят дела, совершаемые крепостью сил телесных. Они не отлучались от Heгo во время крестных страданий, не опасаясь ни злобы первосвященников, книжников, Фарисеев и старейшин народных, ни угодливости им Пилата с его слугами, не страшась неистового вопля народа, требовавшего смерти Иисуса Христа, и толпы грубых воинов и мучителей, терзавших Спасителя; но последовали за Ним на Голгофу, были ближайшими свидетелями томительных мук и самой смерти Его, сопровождали бездыханное тело Христово до места погребения Его, со слезами взирая, где полагали Его. Потом, как только позволило время, Боголюбивые жены снова спешат ко гробу Спасителя для изъявления Ему безпредельной любви своей. Этот один подвиг Святых Мироносиц научает нас, что для совершения всякого доброго дела, а тем паче для приобретения душевного спасения, необходимо всеусильное стремление к нему, сопровождаемое бодрствованием над собой.

В одной из Боговдохновенных песней, пламенная любовь души, стремящейся к соединению с Иисусом, изображается бодрствованием ее и в сонном состоянии. Аз сплю, говорит невеста Христова, а сердце мое бдит (Песн. 5:2). Но любовь Мироносиц ко Господу была столь пламенна, что от погребения пречистого тела Его, до самого воскресения Спасителя, не давала им ни на одно мгновение укрепить силы свои успокоением. Образ Иисуса Христа, томившегося в лютых страданиях, умершего на кресте и погребенного в очах Мироносиц, столь живо отражался в их сердце, такой сокрушал их скорбью, что рыдания и слезы отгоняли сон от очей их. Насупившая суббота для первосвященников, книжников и Фарисеев, умерщвлением Спасителя совершивших беспримерное злодеяние, была днем мнимого торжества и злобной радости, – а для святых жен была днем горести и сердечного сокрушения, от того, что обычное празднование Евреями субботнего дня не допускало Мироносиц обнаружить свое усердие к Господу, лежавшему в гробе вне Иерусалима. Настал вечер субботы, настала ночь; но любовь Мироносиц не допускает их и помыслить об успокоении. Как уснуть, когда сердце их горит пламенным желанием хотя однажды еще взглянуть, облобызать и помазать миром тело Спасителя?

He смотря на все затруднения, святые Мироносицы, запасшись драгоценными ароматами, с поспешностью идут ко гробу Спасителя. Куда вы торопитесь, святые жены? И родная мать едва ли решится в глубокую ночь идти на гроб единственного своего сына. Зачем же вы торопитесь? Еще тьма покрывает землю; еще утро не рассеяло ночных ужасов! Сколько бедственных приключений может встретиться вам на пути, сколько раз во мраке вы можете преткнуться и разбить сосуды с драгоценными благовониями! А если и не то, то разве не знаете, что гроб, вмещающий тело Спасителя, иссечен в скале; что в него только одной дверью можно проникнуть; что к устью гроба приложена печать Римского правителя; что при гробе крепкая стража; что он окружен воинами? Кроме сего, разве вам неизвестно, какой злостной ненавистью пылают к имени Спасителя Иудейские первосвященники со своими единомышленниками? He должно ли ожидать, что их злоба и вас может погубить за вашу преданность Иисусу Христу?

Все такие и подобные опасения не могли поколебать и удержать пламенного порыва святых жен изъявить свое усердие к Господу, лежавшему во гробе. Они не словом, а самим делом засвидетельствовали, что их ничто не в состоянии отторгнуть от любви Иисуса Христа: не скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни опасность, ни смерть, ни жизнь, ни начальства, ни власти, ни настоящее, ни будущее (Рим. 8:35, 38).

Таким образом, пример святых Мироносиц показал, что пылавшая в их сердцах Божественная любовь, по выраженно Священного Писания, крепка яко смерть (Песн. 8:6). Но сия любовь и всякое сердце, объятое ею, может побудить к подвигам, превосходящим, по-видимому, силы человеческие: потому что Божественная любовь прогоняет от очей сон беспечности в деле спасения, ограждает душу бдительным вниманием к себе, удаляет от ума суетные помыслы, ограждает чувства от окружающих соблазнов, укрощает превратные желания целомудрием, услаждает сердце вожделенным миром, обогащает добродетелями, увеселяет надеждой благ вечных; потому что, руководствуя человека прямым путем к вечному его назначению, соединяет его с Богом!

Так, хотя святые Мироносицы спешили ко гробу Иисуса Христа, по-видимому, с тем, единственно, чтобы помазать благовониями пречистое тело Его и облегчить на гробе Его слезами стеснение своего сердца: но сверх своего ожидания сделались очевидными свидетельницами столь восхитительных событий, от коих, как от животворного источника, потекли струи радости и небесного веселия для всех верующих, во все страны мира, на все времена, на целую вечность! По немощи своего пола, еще святые жены смущались, недоумевая, как им проникнуть во гроб Господень, к которому был привален огромный камень: кто отвалит нам камень от дверий гроба (Мк. 16:3)? – говорили они. Но приходят ко гробу, видят, что стража рассеяна, камень отвален, все опасения исчезли, и слышать восхитительное благовестие Ангелов о воскресении Христовом. Еще из опасения – не обмануться на счет истины столь радостного события, Мироносицы пребывают некоторое время как бы в недоумении. Но является воскресший Спаситель, приветствует их сладостнейшим словом пренебесного мира, приемлет от них поклонение и делает их первыми провозвестницами своего воскресения! Какое слово может изобразить радость и блаженство, восхитившее Боголюбивых Мироносиц лицезрением Иисуса Христа? Ах, слово наше, братья, не имеет силы выразить радостного их восхищения, тем паче, что, по ожесточению во грехах, мы и не ощущали еще во глубине души нашей радости соединения со Христом. А если бы нам и довелось, по милости Божией, когда-нибудь вкусить хотя каплю подобаемого блаженства: то скажите, как описать радость, которая низводить небо на землю, которая сообщает сердцу блаженство, каким наслаждаются Ангелы, которой ничто в целом мир – ни жизнь, ни смерть нe может отнять от истинных последователей Христовых?

А разве есть такие блаженные? – спросишь. Есть: это те Боголюбивые души, которые всецело обрекли себя Господу, всецело предали себя в волю Его, принесли Ему и чувства, и мысли и способности свои в жертву чисту, святу, благоприятну. Путь, ведущий къ вечному соединению со Христом, далек и труден. Но души, распаленные Божественной любовью, при содействии благодати Божией, достигают цели пламенных своих желаний; несмотря на то, что на пути, ведущем к сей цели, предстоят затруднения, по-видимому, превосходящие силы человеческие. Боголюбивые души превозмогают все препятствия: потому что сила Божия в немощи совершается (2Кор. 12:9). Главное затруднение для души в стремлении ко Христу, состоит в помысле, подобном опасению Мироносиц: кто отвалит нам камень от двери гроба? – Как оставит ту или другую греховную привычку; как освободиться от оков, по-видимому, неразрешимых, того или другого пристрастия? Но если Боголюбивая душа постоянно воздыхает ко Господу о своей немощи; если внимательно наблюдает за всеми движениями своего сердца, стараясь удалять дурные помыслы при первом их появлении; то благодать Божия отъемлет от души камень всякого ожесточения во грехе; благодать Божия искореняет из сердца пристрастие к суете и тлению; сам Спаситель посещает душу таинственным своим наитием, сообщая ей такую сладкую отраду, которая восхитительнее всех удовольствий и наслаждений мирских, о которой плоть и кровь и понятия иметь не могут. Ощутив, хотя однажды, сладость благодатного посещения, душа, в сознании своей нищеты духовной, готова стремиться к соединению со Христом сквозь мечи и костры огненные: потому что Иисус Христос, предавший Себя из любви к нам на крестные страдания, весь желание и сладость (Песн. 5:16). Тем легче уже для душ, пылающих любовью к Иисусу Христу, исполнение обязанностей всякого состояния, в котором поставил их Промысл: потому что с любовью в сердце к Спасителю все подвиги легки, всякое бремя сладостно до того, что возлюбивший Спасителя, подобно святым Мироносицам, быстро стремится на всякое доброе дело, тщательно исполняет обязанности своего звания, не совращаясь с пути своего долга, не страшась ни каких ужасов, потому что Божественная любовь не знает страха.

Так, братья, все Святые не иным чем-либо угодили Богу и достигли вечного блаженства, как любовью, по которой возлюбили Иисуса Христа всем сердцем, всею душой и всем помышлением своим. Ибо исполнение закона, по учению Апостола, состоит в любви к Богу (Рим. 13:10). Так проявляется эта любовь, показывает нам пример святых Мироносиц, которых никакие затруднения не могли удержать от изъявления своей преданности Спасителю, лежавшему еще, как он думали, во гробе. Последуем их примеру, и благодать Божия, восполняющая недостаток сил человеческих, врачующая всякую немощь, поможет и нам достигнуть в вечности соединения со Христом, коему слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle