Источник

Слово в неделю Ваий

Множайшии народи постилаху ризы своя no пути, друзие же резаху ветви от древ и постилаху no пути (Мф. 21:8).

По каким побуждениям народ, собравшийся в Иерусалим на праздник ветхозаветной пасхи, при входе Спасителя, встретил Его с пальмовыми ветвями? и для чего мы в настоящие дни так же носим в руках древесные ветви? Пальмовые или финиковые ветви в древности были символом победы. Иудейский народ, быв свидетелем бесчисленных чудес Иисуса Христа, полагал, что когда Он решился наконец, торжественно вступить в Иерусалим, столицу предков своих по плоти: то без сомнения открыто провозгласить Себя ожиданным в течении веков Мессией, и поразив силой своих чудотворений Римлян, поработивших Палестину, покорить под власть Иудеев все народы мира. Уверенный в таком предположении, Иудейский народ и встретил Иисуса Христа, как Победителя. Но Господь наш вступил перед кончиной земной жизни своей торжественно в Иерусалим не для одержанная победы по мирским расчетам, а для одержания крестными своими страданиями и смертью победы над поработившими род человеческий грехом и вечной смертью. В воспоминание такой победы постановила Св. Церковь и нам, сынам своим, в настоящие дни носить древесные ветви, чтобы мы старались соделаться участниками победы Господа нашего над грехом и вечной смертью. Чем же мы можем усвоить себе эту победу? Верой в ту истину, что Иисус Христос удовлетворил за преступление нами заповедей Божиих вечному правосудию, и христианской деятельностью, подавляющей господствующую в нас силу греховную.

В чем состоит победа Иисуса Христа над владычеством в мире греха и вечной смехи? В том, что Господь наш, приняв на Себя ходатайство за грехи рода человеческого, понес за них крестную смерть, и тем удовлетворив за нас вечному правосудию, освободил своей смертью верующих в Heгo от вечной смерти, или от бесконечных мук в геенне огненной. Для чего необходимо усвоить нам верой в Иисуса Христа победу Его над грехом и вечной смертью? Для того, что мы не имеем и не можем иметь другого средства к умилостивлению Бога и удовлетворению вечному Его правосудию за причиняемое нашими грехами оскорбление благости Божией. А разве Богу не свойственно помиловать грешника и простить ему его прегрешения из одного милосердия без удовлетворения правде Божией? Heсвойственно, потому что все совершенства Божии вечные, неизменны: беспредельно Его милосердие, и правосудие Его бесконечно. Из сего явно: какое со стороны твари, дерзнувшей оскорбить Бога, требуется удовлетворение правде Его за преступление Его законов? Требуется удовлетворение именно бесконечное, вечное. Почему? Потому что, и по человеческому суду, чем выше лицо, оскорбленное нами, тем большее требуется наказание за оскорбление его. He достоин ли, например, самого строгого наказания такой нищий, который, получив милостыню, вместо благодарности дерзнул бы ударить в ланиту своего благодетеля? He заслуживает ли гораздо большего наказания строптивый сын, дерзновенно восстающий против отца и матери своей? He подвергается ли тягчайшим наказаниям по законам всех народов мятежный оскорбитель верховной Власти?

Какого же наказания достоин грешник, нарушением заповедей Божиих, оскорбляющий Творца, Господа всяческих, промышляющего обо всех своих тварях, а особенно о человеке, с большей любовью, нежели матерь о своих детях? Очевидно, достоин вечного наказания, как оскорбитель отеческой любви, благости, правды и бесконечного величия Божия. Заслужил ли род человеческий, заслужил ли каждый из нас такое наказание? Заслужил, потому что каждый из нас много сделал зла в нравственном отношении, между тем, как сделанного нами зла мы не только собственными силами, но и силами целого мира не в состоянии исправить и переделах. Может быть человек иметь в себе, в своей природе какое-нибудь средство к умилостивлению Бога и оправданию перед Ним? He имеет никакого, потому что каждый из нас, каждый человек, согрешая во всякое мгновение жизни своей, достоин сам по себе наказания Божия. Быть может из других сотворенных существ какое-либо может ходатайствовать за человека и удовлетворить за нас правосудию Божию? Никто. Вся окружающая нас природа ниже даже человеческой, а посему не заключает в себе ничего такого, чем бы могла умилостивить за нас правосудие Божие. И из Ангелов ни один не мог принять на себя ходатайство и наказание за грехи рода человеческого, потому что и добрые Ангелы утвердились и пребывают в святости по одной благодати Божией, притом же они одарены природой отличной от природы человеческой. Каким же образом совершилось наше спасение? Побуждаемый милосердием единородный Сын Отца небесного, усвоив Себе воплощением естество человеческое, принял на Себя наказание за грехи всего рода человеческого и вполне удовлетворил такой жертвой вечному правосудию. Почему же вера в сию Евангельскую истину очищает нас от греха, усвояет нам праведность Иисуса Христа, оправдывает перед правосудием Божиим, словом: доставляет нам победу над грехом и освобождая от вечной смерти? Потому что вера в Божество Спасителя, уничиженного страданиями до того, что Он, отягченный болезнями, был распят на кресте, смиряя кичливость ума нашего перед непостижимостью тайн Божиих, составляет единственную с нашей стороны заслугу перед Богом!

Но вера в заслуги Спасителя тогда вменяется нам в оправдание перед взором правды Божией: когда мы еще собственной нашей деятельностью усвоим себе победу Иисуса Христа над грехом и смертью. Каким же образом усвояется эта победа нашей деятельностью? Размышлением о крестных страданиях Спасителя, воздержанием, обессиливающим в нас силу греховную, и хранением чувств наших от влияния на нас греховного!

Почему размышление о крестных страданиях Спасителя содействует нам в удержании победы над грехом и освобождает нас о вечной смерти? Потому что, если при виде смертных страданий и обыкновенных людей, греховная сила хладеет в нас до того, что мы, помышляя тогда о ничтожестве нашей природы, ощущаем в себе менее греховных побуждений: то тем паче содействует ослаблению в нас греховной силы представление в уме и сердце нашем крестных страданий Спасителя! Станет ли, например, думать верующий об удовлетворении своим страстям при мысли, что корыстолюбие человеческое предало единородного Сына Божия врагам Его; что за наше пресыщение и пьянство Спаситель напоен быль оцетом, смешанным с желчью; что Haшa гордость и безрассудные помыслы увенчали главу Иисуса Христа тернием; что наши безстудия обнажили и предали Его дозору; что наши страсти пригвоздили Спасителя ко кресту; что за наши беззакония Господь и Бог наш страдал на кресте в лютых мучениях; что за наши вожделения Он прободен был копьем в самое сердце Из чего видно, что воздержание ослабляет в нас силу греховную? Из того, что вожделения и жажда плотских удовольствий преимущественно увлекают нас в грехопадения. Следовательно, для ослабления господствующей в нас силы греховной необходимо привести в бессилие самую плоть нашу. Побуждая нас к такому подвигу, Апостол говорит:       Христу пострадавшу за ны плотию, и вы в myже мысль вооружитеся; зане пострадавый плотию преста от греха (1Пет. 4:1). И так, сколь бы ни томило тебя вожделение, какой бы ни увлекал тебя соблазн, сколько бы ни сильно было предстоящее тебе искушение: не простирай руки на дела беззаконные, удержи ногу твою решительным произволением от путей порочных: загради безмолвием уста твои; да не отверзаются они в осуждение ближнего; да не исходят из них слова праздные, гнилые; почихай себя мертвым для греха, и не только избегай всякого излишества в пище и питии, но умер и обыкновенное их употребление, и ты ослабишь господствующую в тебе силу греховную!

Как достигается победа над грехом через хранение чувств от греховного на них влияния? Заграждая чувства наша страхом суда Божия и покоряя их воле Божией. Положивший завет взору своему не обращать внимания на соблазны мира сего, не допускающий до внутреннего слуха души своей бесед растленных, – не прикасающийся к тому, что запрещено законом Божиим, неугождающий вкусу языка своего и чреву своему удобно может одержать победу над всяким грехом. Большую еще приобретает силу для сей победы тот, кто благодушно и с благодарностью переносить печали, скорби, болезни и всякого рода бедствия, так как они для того и ниспосылаются на нас Промыслом, чтобы побудить нас к очищению от грехов покаянием и к одержанию над грехом победы.

Какая же ожидает награда победителей греха? Побеждающий, по удостоверению Духа Святого, не будет иметь вреда от смерти вторые (Апок. 2:11), или от вечных мук в геенне огненной. Побеждающему Победитель смерти дает вкушать от древа жизни вечной и от сокровенной Sманны (Апок. 2:17) безпредельного блаженства. Побеждающий облечется в белые одежды (– 2:5) оправдания Христова, получить венец (– 2:10) славы бесконечной, так что во веки не изгладится имя его из книги живота (– 2:17). Как же не прилагать всех усилий наших к одержанию победы над грехом: хотя бы для того только, чтобы не подвергнуться смерти второй, вечной! Господи Победителю греха и смерти! Сотвори нас участниками сей победы, да прославляем Тебя во веки веков. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle