Источник

Слово в неделю Ваий

Мнози же ризы своя постлаша no пути: друзии же ваия резаху от древия, и постилаху no пути. (Мк. 11:8).

Господь и Бог наш Иисус Христос, во время земной своей жизни всемирно уклонявшийся от мирских почестей, скрывшийся от народа, хотевшего провозгласить Его царем своим, по насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек, перед восшествием своим во Иерусалим на крестные страдания, не только допустил, а даже с благоволением принял от народа столь торжественную встречу, что, казалось, потрясся весь Иерусалим: потому что весь народ его пришел в необыкновенное движение, и многие постилали по дороге, по которой Спаситель ехал на осляти, одежды свои, а иные резали ветви с дерев и бросали по дороге в знамение надежды и ожидания своего, что Иисус Христос, совершивший столь много известных им чудес, победить всех врагов Иудейского царства, воцарится и будет царствовать ко славе его.

Воспоминая сие событие, которое знаменовало торжественную победу Спасителя над грехом, адом и смертью и воцарение Его в дому Иаковле, – в сердцах истинных Боговидцев, – Святая Церковь и нам вручает в настоящий день древесные ветви, внушая, таким образом, чтобы мы всемерно старались соделаться победителями греха, чтобы, удостоившись воздать поклонение воскресению Христову в настоящей жизни, явились мы после всеобщего воскресения с знамениями победы над грехом в царствии небесном.

Каким образом одержать эту победу?

Для приобретения в настоящей жизни победы над грехом, воюющим против нас искушениями мира, плоти и ада, самое верное оружие и самое благонадежное то искусство, коими приобрели такую победу проявленные промыслом Божиим, прославляемые Св. Церковью, благоугодившие Богу своей жизнью святые праведники веры. Посему, для полного успеха в борьбе со грехом, соблазнами мира и искушениями адских духов, требуется постоянно иметь в виду подвиги Иисуса Христа и Его истинных последователей.

Первый и единственный Подвигоположник, победивший грех собственной силой, принесший Себя в жертву за грех в подобии нашей греховной плоти, и поправший смерть своею крестной смертью, есть Начальник и Совершитель нашей веры. Господь и Бог наш Иисус Христос, вместо предлежащей Ему радости, претерпевши крестные страдания и пренебрегши временным посрамлением, воссел одесную Отца небесного, восприял и по человеческой своей природе полное участие в управлении вселенной, что бы давать направление всем происходящим в мире сем событиям ко благу благодатного своего царства, или Церкви святой, пока не низложить Он всех врагов своих под ноги свои, пока не истребить в мире сем и последнего врага своего, смерти, пока не покорить всего противного Его царству и не предаст сего царства Отцу небесному. Посему, неуклонно взирая очами веры на Иисуса Христа, размышляя о Нем, претерпевшем от грешников беспримерное поругание, всякий искренно желающий победить в себе грех, отразить искушения плоти, мира и дьявола, не только не уныет в тяжкой борьбе со грехом и искушениями, не только не ослабеет духом своим, но до крови, до самой смерти не престанет сражаться, подвизаясь против греха, против всяких обольщений и увлечений, пока наконец, при содействии благодати Божией, не получить пальмы решительной победы над всеми греховными искушениями.

Такими победителями греха явились, во-первых, святые Апостолы и пострадавшие за Христа св. Мученики. Проповедуя в мире Евангельское учение, совершенно противоположное растленным обычаям древних народов, ненавистное всеобщему развращению нравов, враждебное омрачившему род человеческий идолопоклонству, св. Апостолы вооружили против себя современных правителей, привели в раздражение целые народы, погрязшие в отвратительных мерзостях, озлобили идольских жрецов, терявших, с распространением Христианского учения, свое уважение и свои выгоды, словом: ополчили против себя весь мир до того, что почти ни один из Апостолов и самовидцев Иисуса Христа не умер естественной смертью, но все, во свидетельство истины проповедуемого ими учения, пролили кровь свою в ужаснейших мучениях. Тем же путем последовали за Апостолами в царство небесное почти все первобытные Христиане, претерпевшие все виды мучений сперва от язычников, а в последствии от еретиков, изошедших из недр Христианства, но не только совершенно чуждых, а даже враждебных ему. Пребывая непоколебимыми в вере, любви и преданности Спасителю, святые мученики превозмогли своим терпением ужасающие самое воображение мучения и пытки, в изобретении коих истощилась злоба мира сего для совращения подвижников веры с пути душевного спасения, препобедили все усилия терзавших их мучителей, восторжествовали над всеми адскими силами и, как победители греха, мира и вечного губителя душ человеческих, с полным торжеством перешли в царство вечного блаженства. Великое множество святых страстотерпцев, наслаждавшихся уже райским блаженством, созерцал еще во время земной жизни своей, в таинственном видении возлюбленный ученик Христов, засвидетельствовав, что никто не в состоянии перечесть великого числа св. мучеников, которых он видел из всех племен и колен, народов и языков, стоявших перед престолом Божиим и внемлющим грехи мира Агнцем, Господом нашим Иисусом Христом (Ап. 7:9).

Но во всякое время борьба с плотью, миром и духом злобы, борьба с помыслами, чувствами и желаниями нашими, борьба с нечестивыми обычаями и соблазнами мира сего, борьба вообще с искушениями, влекущими человека на грех, столь тягостна, изнурительна, мучительна, что подвижники веры, постоянно противоборствующие плохи, миру и духу злобы искусителю, как самохотные мученики, достойны мученических венцов и победной пальмы: потому что борьба с окружающими нас внешними и внутренними, видимыми и невидимыми врагами душевного нашего спасения, сопровождается столь томительными страданиями, которые превосходят и телесные страдания мучеников. И не заслуживают ли сравнения с мучениками, не заслуживают ли того, чтобы в царствии небесном украситься победными знамениями, те доблестные подвижники веры, которые из любви к Спасителю претерпели от мира многообразные виды неправды, посмеяние, бедствия, озлобления, нищету, презрение и лишения? He достойны ли имени мучеников те земные Ангелы, которые, из опасения оскорбить Бога, избегая соблазнов мира сего и поползновения на грех, предпочли жизнь в диких пустынях, жизнь с дикими зверями и пресмыкающимися чудовищами, – опасной по своим обольщениям жизни посреди мира? He заслужили ли победной пальмы те святые труженики, которых жилищем были горные пещеры и ущелья земли, а вместо пищи и пития служили им молитвенные бдения, непрерывный пост и воздержание от всего пряного и усладительного? Может ли быть, чтобы в царстве вечной правды не увенчались нетленными венцами тех, которых мысли, желания и чувства стремились единственно к соединению со Христом, которые были мертвыми для мира, для его удовольствии и наслаждений, так что, казалось, только ногами касались земли, и, не смотря, что весь мир не стоил их, скитались в рубищах, признаваемые миром за сор, попираемый ногами?

Впрочем, на поле брани не лишается имени победителя и победных знаков и тот, кто остался в живых, после одержанной воинством, к которому он принадлежал, полной над врагами победы: хотя бы враги нанесли такому воину тысячу ран, но осталась еще в нем искра жизни. Подобно сему и Спаситель наш, пришедший в мир не праведников взыскать, но грешников призвать на покаяние, приемлет в царство вечной славы своей и тех, которые, хотя по слабости человеческой природы, претыкались на пути ко спасению, и даже низвергались в греховные бездны; но раскаявшись в своих грехопадениях, освободились, при содействии благодати Божией, из пропасти погибельной, возненавидели всей душей и сердцем своим грехи, коими оскорбляли благость Божию, ежечасно о том сокрушаются, мучаются одной мыслью, что грехи их могут на веки погубить их, постоянно из глубины души воздыхают к Богу о своем помиловании, сами карают себя всевозможными лишениями и умерщвлением страстей своих; заглаждают произведенные ими соблазны щедрыми милостынями и всеискренним участием в судьбе несчастных; гнушаются чувственными забавами и наслаждениями мира сего до того, что или забывают вкушать пищу свою, или от горести о греховном состоянии сколько же находят в пище своей вкуса, сколько в пепле, а томимые жаждой растворяют питие свое слезами всеискреннего покаяния. И не достойны ли помилования в царстве вечной любви и милости те, которые, быв научены горьким опытом – сколь мучительно потерять спокойствие совести, до того страшатся греха, что отвращают взор свой от всякой суеты и соблазнов мирских, заграждают слух свой от бесед гнилых и праздных, ежечасно устремляя мысли и сердце свое к Богу Спасителю своему? О кающихся с такой искренностью Иисус Христос, пострадавший ради нашего спасения, радуется, как Отец, встречающий потерянного сына, как пастырь, обретший овцу заблудшую, как отыскавший потерянную драхму, – радуется, и им, как подвижникам веры, так же вручает венец победы над миром, плотью и дьяволом. А вместе со Спасителем ликует об омывшихся слезами покаяния все небо, радуются сонмы Ангелов Божиих и духов, достигших совершенства!

Очевидно, что мы не можем утешаться упованием на приобретение венцов Апостольских или Мученических, что нет основания надеяться получить победные венцы и приобретаемые великими подвижниками веры, которые все сокровища и славу мира сего вменяют в уметы ради приобретения царства небесного. Остается нам пламенно желать и всесильно стараться приобрести победу над грехом и господствующими в членах наших страстями, умертвившими в нас душевные наши силы. О сем должны мы постоянно сетовать, плакать и молиться всей крепостью души нашей: да помилует нас вечное Милосердие, да подаст нам еще время на покаяние, да сокрушит греховное ожесточение сердца нашего, да спасет нас какими Сам знает судьбами. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle