Слово в неделю Ваий
Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся… Господь близ! (Флп. 4:4, 6).
Едва ли к кому-либо, с большей точностью, можно отнести приведенное изречение божественного Апостола, как к приступающим к божественному таинству Евхаристии. Ибо можно ли вообразить большую близость Господа к человеку, и человека ко Господу, как соединение с Ним, принятием Его под видами хлеба и вина во внутреннюю храмину души нашей? Но недостойное причастие Св. тайн Христовых может и на всю вечность удалить нас от блаженного в ней соединения с Спасителем, если мы приступаем к чаше спасения, не испытывая себя: потому что, таким образом, по слову Апостола, мы причащаемся тела и крови Господа в осуждение себе (1Кор. 12:27)! Из сего явно, что и любвеобильная к нам близость Господа не спасет нас, если сердце наше будет удалено от сего; если, приступая ко Св. причастию, и мысли и желания наши будут блуждать по греховным распутьям! Близок был Спаситель и к жителям Иерусалима, когда торжественно вступал в него перед страданиями своими! Близки, казалось, были ко Господу и жители Иерусалима, восклицавшие с восторгом: осаннна Сыну Давидову! Но как сердце их далеко отстояло от Heгo, то через несколько дней, при виде Иисуса Христа, они вопияли к Пилату: возми, возми, распни Его! а за сие подверглись суду Божию, пo которому царство Христово отнято от них и отдано другим народам! Что же с нашей стороны требуется, чтобы соединение со Христом, в таинстве Евхаристии, принесло отрадный мир совести нашей в настоящей жизни, и было залогом вечного блаженства в царствии небесном? Требуется живое сознание своего недостоинства, и, вместе с тем, пламенное желание соединения со Спасителем посредством причастия тела и крови Его.
Приступая к Божественной Евхаристии, искренно кающемуся естественнее всего размышлять в сердце своем: се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Все созданные Тобой, Боже, творения на небеси и на земле, в морях и во всех безднах с точностью исполняют законы воли Твоей: а я преступник святых заповедей Твоих. Солнце, луна и все светила небесные неуклонно совершают пути, Тобой им предначертанные; Херувимы и Серафимы, горние Силы, и все святые Ангелы неумолкно славословят совершенства Твои; а я, также одаренный способностью прославлять Тебя, своим поведением омрачил в себе святой Твой образ. Посему стал достоин вечного от Тебя отчуждения, достоин геенны огненной! Но я Твое, Боже мой, создание! Помилуй меня ради самого Себя, вспомни меня ради благости Твоей, приблизься ко мне своим милосердием, сниди в храмину души моей, обнови, созижди вновь сердце мое, преобрази меня по Твоему произволению!
И так умоляй Спасителя всем сердцем твоим: се прихожду к бессмертному Царю и Господу моему! Всякое колено небесных и земных, и преисподних со страхом и трепетом поклоняется великому и страшному имени Твоему! От прещения Твоего меркнут светила небесные; трепещут моря и бездны, один взор Твой приводит вселенную в содрогание... Так все покоряется Твоему владычеству, – Тебе беспрекословно повинуется все, что существует, кроме злобного противника Твоего, духа тьмы и творящих волю его. А в моем сердце царствует грех со страстями и похотями, члены тела моего я предал рабству нечистоты и беззаконно, так что они доселе были орудиями греха, которому я повиновался в похотях сердца моего, постоянно увлекаясь плотскими помышлениями. Господи! истреби во мне царствующую силу греховную, да не обладает уже грех существом моим! Посети бедное сердце мое Твоей благодатью, сниди в храмину души моей в таинстве тела и крови Твоей; воцарися во мне, обитай неотступно Твоей силой, и царствуй в сердце моем во веки веков; да удостоюсь и я соделаться наследником небесного царствия Твоего!
Воздыхая из глубины души своей, всего естественнее помышлять еще: се прихожду ко всеблагому Богу, Искупителю моему! Ты прежде бытия моего возлюбил меня, Спасителю мой, и зная, что я буду грешником, источил за меня кровь свою! Ты всего Себя отдал, чтобы всецело спасти меня от сатанинского порабощения, искупил страданиями и кровью своей от вечной пагубы! Так, Ты взыскал меня погибшего, отродил Св. крещением, от утробы матерней не преставал привлекать к Себе, и теперь влечешь меня милосердием Твоим, даруешь мне все необходимое для приобретения вечного спасения... А я доселе неудержимо стремился к своей гибели, отложился от Тебя, Спасителя моего, отпал от завета Твоего, преогорчил благодать всесвятого Духа Твоего, попрал порочным поведением кровь Твою, отчуждился от благодатного царствия Твоего, отторгся от святого стада Твоего, отошел в страну дальнюю, в страну беззакония. Но Ты не престал еще быть моим Спасителем, кровь Твоя еще ходатайствует о мне и громче Авелевой вопиет о моем спасении... В сем уповании обращаюсь, притекаю к Тебе, умоляю Тебя: извлеки меня из бездны греховной, спаси меня ради имени Твоего, ради пречистого тела и крови Твоей, к причастию коих дерзаю приступить в надежде на милосердие Твое!
Наконец, должно молиться всею крепостью сил своих: се приступаю к всеведущему, нелицеприятному Судье моему, который приял весь суд надо мной от небесного Отца своего! Не желая моей пагубы, Ты скрываешь теперь громы правосудия Твоего под таинственным покровом хлеба и вина! О Судья, праведный в суде Твоем, пред взором коего открыты все пути протекшей моей жизни, коему известны и малейшие движения сердца моего! He накажи меня в ярости Твоей, не осуди по делам моим, не вниди со мной в суд, не обличи гнусных движений моего сердца, не воспоминай грехов моих! Но пощади меня еще милосердием Твоим, помилуй благостью Твоей, оправдай крестными страданиями Твоими, омой Твоею кровью нечистоты души моей, удостой меня причастия животворящих тайн Твоих во оставление грехов моих, истреби во мне горечь яда греховного сладостью тела и крови Твоей, оживотвори надеждой на щедроты Твои, прими меня снова во ограду стада Твоего и причисли к лику помилованных вечным милосердием Твоим!
Так, всякого приступающего с размышлением к причастию пречистых тайн Христовых не может не потрясти живое покаянное чувство своего недостоинства; при всем том, ложно то смирение, которое заставляет кающегося отлагать причастие тайн Христовых на дальнейшее неопределённое время: если не воспрещает ему явно Св. Церковь, или духовный отец не удерживает кающегося от Св. причастия. Ибо божественное таинство Евхаристии, по самому существу своему, заключает в себе самые сильные побуждения гореть пламенным желанием соединения со Христом, причащением пречистых тайн Его.
Притом же, с одной стороны, сколько бы человек ни приуготовлял себя к достойному принятию таинства Евхаристии, едва ли когда будет вполне достойным причастником его; с другой стороны, самая Церковь и служители ее удерживают на некоторое время грешников от Св. причастия не потому только, что для приуготовления к сему необходимо продолжительное время; но с той преимущественно целью, чтобы удостовериться: действительно ли кающийся пришел в чувство живого сознания грехов своих; приносит ли он истинное в них покаяние, решительно ли и твердо его предположение не обращаться вперед на путь беззакония? Между тем в таинстве Евхаристии пламенно желающим удостоиться принятия его, и причащающимся с верой и покаянным сокрушением, сообщаются божественные силы к препобеждению искушений, к ослаблению увлекающих нас во грех порочных наших склонностей, свойственных бедной нашей природе, к истреблению в нас яда греховного, к удержанию нас от увлечения в смертные грехи и к утверждению в добре.
Посему, если ты искренно жаждешь спасения, то сколько бы ни ужасало тебя сознание своего недостоинства, приступай с верой, любовью и страхом Божиим к небесному хлебу Евхаристии, всегда ядомому и никогда неоскудевающему и сделаешься достойным любви Божией! Если ты утвердился хотя в одной какой-либо добродетели, приблизься к чаше спасения, да возможешь преуспевать и в прочих добродетелях и всегда быть готовым на всякое доброе дело. Хотя бы ты сознавал, что заслуживаешь осуждение, не страшись соединения со Иисусом Христом причащением животворящих тайн Его, и получишь с ними вечное оправдание и сверхъестественную помощь, положишь благонадежное начало своему покаянию! Если служение миру и его превратным обычаям лишило тебя спокойствия до того, что даже сон бежит от очей твоих, приступи к взывающему из-за завесы хлеба и вина: приидите ко Мне ecu труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Мф. 11:28), и ощутишь благодатный мир в сердце твоем. Если тебя сокрушают горести и печали житейские, припади в таинстве Евхаристии к ногам Того, который весь желание и сладость (Песн. 3:16), и скорби твои усладятся Его любовью. Если тебя смущают искушения, волнуют заботы и суеты века сего: приблизься к Спасителю, укрощающему волны морские, запрещающему бурям, – и волнение духа твоего утихнет в уповании на попечение о тебе Спасителя. Нужды нет, что ты доселе томился в рабстве греховном: притеки к Свободителю душ наших, и насладишься благодатною свободой сынов Божиих. Если ты охладел для жизни по Богу, не ожидай бесплодно, пока ощутишь в себе теплоту благодатную, – приблизься к сему огню Божественному, и он согреет тебя в жизнь вечную! Хотя бы ты до омертвения душевного расслабел от греховных болезней, – животворные тайны Христовы воскресят тебя для жизни Богоугодной. Хотя бы вся душа хвоя покрылась греховной проказой: кровь Христова уврачует тебя и очистить от всякого осквернения; хотя бы ты и ниспал в бездну грехов, Спаситель восстановить тебя своей всемощной благодатью, свет Христов озарит мрак ума твоего, милосердие Его оживотворит тебя надеждой на помилование, пресвятое тело Его напитает тебя бессмертием вечной жизни, кровь Его утолить жажду души твоей, оправдает тебя, освятить и соделает наследником вечного блаженства в царствии небесном.
Так, братья, приближаясь к чаше спасения в чувстве своего недостоинства, с живой верой и страхом Божиим да приступаем вместе с пламенным желанием причаститься толикой святыне, да не живем к тому мы себе, но да живет в нас Бог и Спаситель наш Иисус Христос, коему слава и держава, во веки веков. Аминь.