Источник

Слово на Благовещение Богоматери. Святителя Илии Минятия Кефалонитского

Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лук. 1:31–32).

Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, решил наконец, что в мире, под солнцем, нет ничего нового: ничтоже ново под солнцем (Еккл. 1:10). Но Бог сотворил теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие: это – дело, совершившееся в Благовешении благодатной Марии, Деве и Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей православной веры. Дева и Матерь! Что более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать? Одно превышает пределы природы и eщe не было подобного ему; другое восходит на вершины Божественной благодати и подобного ему быть не может. То – великое чудо, а это – выше чуда: оба непостижимы и оба вполне Божественны. Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его (Лук. 1:31–32). Об этом новом чуде, или лучше об этих двух чудесах, одном – о Деве и Матери, другом – о Деве и Матери Божией я хочу сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как по Евангельской истории они совершились.

Когда настало исполнение времени, в которое Бог Отец определил ниспослать сюда на землю Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, Гавриил, предстатель Ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами: радуйся, благодатная, и сказать Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. В начале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лук. 1:34). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно, силой всемогущей благодати Св. Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лук. 1:38), – и тотчас сошел на Нее Св. Дух, боголепно приготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего, «укрепив Ее, учит Афанасий Великий, чтобы, запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимого в Ней невидимого Бога, и образовала зачинаемого Младенца». Вот – то новое чудо, которое явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешнего празднества.

Все обстоятельства вполне соответствовали этому Божественному Благовещению: во-первых соответствовало лицо благовестника, Архангела Гавриила, так как эта тайна есть не что иное, как сверхъестественное соединение двух естеств – Божеского и человеческого в единую Ипостась Божеского Слова, совершенного Бога и совершенного человека; а (имя) Гавриил переводится (словами): «человек Бог». Приличествовало место, – город Назарет, так как следствием этого таинства было освящение человеческого рода причастием Божественного естества; а имя «Назарет» значит «освящение». Приличествовало и время – месяц март; в это время совершилось творение мира, в такое же совершается и воссоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела (растения); а теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала.

Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – это Сама Дева, принявшая благовестие. Дева и Матерь, и это в особенности приличествует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было – и осталось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, а осталась, какою была, соделавшись Матерью и пребыв Девой, как прежде. Божественное Слово стало Сыном, родившись без Отца, а Мария стала Матерью без мужа, родивши неискусомужно.

Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны дева и матерь! Но Дева, ставши Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну Ипостась! Божественная (природа) усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек соделался совершенным Богом. Точно также, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матера чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная, как луна, как называет ее в Песни Святой Дух (Песн. Песн. 6:9). Чревоношение, с другой стороны, дало девству благословение, которое должна была иметь Дева (сообразно тому), как приветствовал (Ее) Архангел: благословена Ты в женах. Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, также чудесное, – Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения» (возглашает небоявленный Василий). У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой.

И это таинство не могло совершиться иначе; один и тот же Богочеловек – Тот Сын, Который вечно рождается от присносущного Отца, и во времени рождается от жены. Один Сын, – и знает на небе Отца, а на земле Мать, но на небе, где Он имеет Отца, нет места матери, и на земле, где Он имеет Мать, нет места отцу. Нет места матери на небе, – и (Сын) рождается бесстрастно; нет места отцу на земле, – и рождается бессеменно; таким образом отношение Лиц сохраняется совершенным. Един Сын, и у Единого Сына – Един Отец, одна Мать, по естеству неискусомужная Дева.

Теперь, христианин, и я тебе говорю, как Исаия говорил царю Ахазу: «попроси себе знамение в глубину или высоту»; посмотри сюда вниз, на землю, взгляни вверх, на небо, исследуй настоящие и прошедшие века, и ты не найдешь другого знамения, как это, за много веков открытое Богом устами того же Пророка (в словах): се Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7:14), и сеннописанное во многих прообразах: в неопалимой купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в заключенных вратах, обращенных на восток, чрез которые вошед и вышел один Господь. Как же Соломон говорит, будто нет ничего нового под солнцем? Вот – новое чудо, подобного которому еще не было: Дева и Матерь, но Матерь Божия. И это новое чудо такое, подобного которому не может быть.

Матерь Божия! Исповедую истину, что не могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого достоинства. Обращаюсь к святым отцам, чтобы (хотя) некоторым образом понять, но нахожу, что и святые отцы так же недоумевают и обходят это молчанием. Сами ангелы, если бы и хотели объяснить нам, остаются безгласными: и даже Дева, ум Которой был просвещен для созерцания несравненно более, у всех ангелов, (Дева), исполненная Св. Духа, чревоносящая Божественное Слово, объясняет его нам общими словами: сотвори Мне величие Сильный (Лук. 1:49), и ничего более.

Если бы Она была матерью Мессии (как в Него веровали Евреи), то есть только человека, а не Бога, и если бы родила чаяние веков, Сына благословение, Избавителя Израиля: (то и тогда), как мать такого главного царя, вследствие этой чести и счастья, Она превосходила бы всех матерей мира, и по одному этому Ее должны были бы ублажать все роды. Но быть Матерью Бога, родить Спасителя всего мира, родить во времени Того именно Единородного Сына, Которого Бог и Отец рождает вне времени, – это честь, которая делает Ее богоподобной. Денница, увидевши эту честь, когда в начале веков ангелам было открыто великое таинство домостроительства о воплощении, тотчас был поражен завистью, помыслил суетное, отступил от Бога и, как молния, ниспал с небес. Таково мнение Максима Исповедника, основанное на известном изречении (Апостола) Павла: егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вcu ангелы Его (Евр. 1:6; вопросоответ 42 на Евр. 30).

Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – беспредельное величие, которое возводит Ее до высочайшего престола Трисиятельного Божества и приближает Ее к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на высоту, христиане, и помыслите с одной стороны – предвечного Отца, с другой – благодатную Марию и по средине Единородного Сына, воплощенного Богочеловека. Он имеет две природы: Божескую и человеческую; Божеская – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии; Сын Божий, как Бог, – Сын Марии, как богомужное чадо. Но этот Сын имеет одну только Ипостась, Которая содержит неслиянными две природы. Ипостась нераздельна, поэтому не два Сына, один – (Сын) Бога и Отца, а другой – (Сын) Марии Девы. Это – единое Лицо, в Котором, хотя неслитно и различаются особенности двух естеств, однако в этой различимости сохраняется нераздельность и в двойстве – единство; един только Иисус Христос, вместе Бог и тот же – человек. Отец – (есть) Отец Христа и Отец Бога и человека; Мария – Матерь Христа и Матерь человека и Бога, – так что, какое отношение к Единородному Сыну имеет Бог Отец, такое же к Тому же Сыну (имеет) и Дева Мария, Которая поэтому в рождении Богочеловека Сына имеет славу, подобную (славе) Бога Отца. Это Гавриил хочет выразить словами: се зачнеши во чреве, и pодuшu Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Той бо спасет люди Своя, и будет велий, Сын Вышняго наречется (Лук. 1:31, 32; Maтф. 1:21).

Может ли ум измыслить более высокое величие?! Теперь перенесите ваш взор с такой высоты в дольний мир, на все прочии разумные создания, столь далеко от Нее отстоящие, насколько отстоит небо от земли, и посмотрите, какой малой и недостаточной является вся благодать, вся слава Пророков и Апостолов и Мучеников по сравнению с благодатью и со славой Богоматери. Что говорит Соломон, будто нет ничего нового под солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь – (вот чудо), подобного которому еще не было. Дева – Матерь Божия – чудо новое, подобного которому не может быть. Дева и Матерь – чудо, которое для Девы есть величайшая благодать. Матерь Божия – чудо, которое для Матери есть высочайшая честь. Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.

Богоневестной Владычице восприимшей благодать быть Девой и Матерью и честь – быть Матерью Божией вполне свойственно быть и Матерью христиан одесную Божественного величия восседает Царица неба и земли, как видел Ее Пророк: предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10). Она – Матерь Бога, Который – Ее Сын естественно по рождению, и Матерь христиан, которые суть также Ее чада по всыновлению. Ходатайствуя пред Богом за христиан, Она ходатайствует пред Своим Сыном за Своих (же) чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое прилично Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей прилично питать к Своим чадам. Но дерзновение и любовь такой Матери беспредельны: что может Она когда-нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога!

То, что сказал Александр Великий о своей матери (Олимпиаде), именно, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», скажем мы с большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи пред Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий.

Такую веру, такую надежду мы имеем на Тебя, Всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем (о Тебе, как) о Матери Бога, признаем Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего спасения. О Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь153.

* * *

153

Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского (епископа Керникского и Калавритского). Новый перевод с греческого. Издан. Св. Тр. Сергиевы лавры. 1902 г., стран. 253–259.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle