Источник

Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Из Пролога

Ныне надобно, братие, велегласно изречь к вам Апостольское слово о великом деле, изреченное чрез святого Апостола Павла Святым Духом: нощь прейде, а день приближися (Римл. 13:12). Ныне Сын и Слово Божие, Господь и Бог наш неизреченно вмещается во чрево Девы, восхотев тварь, создание рук своих, Своим вочеловечением обожить и в древний paй паки возвести. Ныне Несозданный вмещается в Свое создание. Ныне Невместимый вмещается в небеса во чрево Девы. Ныне Невидимый становится видимым. Ныне Неосязаемый зачинается во чреве Девы и бывает осязаем. Ныне Слово Божие приемлет плоть. Сын Божий становится Сыном Девы. Тот, Кто прежде всех веков родился от Отца без матери несказанно и Сый на небесах, ныне дивно и страшно воплощается на земле во чреве Девы, без отца. Он в одно и тоже время – Бог и Человек, – воистину: „с нами Бог!» Но хотя ради спасения человека Он волею пришел на землю, как Бог Он весь со Отцем и Духом пребывает на небесах и весь на земле равно спрославляем и спокланяем. Дивная и страшная тайна! Ибо не иной прежде век родился от Отца без матери, но Тот же рождается от Девы, Единородный Сын Божий, Который воссиял нам от существа Отца. Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, а не сотворенный, Творец Адамов пришел на землю, чтобы найти заблудшего человека: ибо, видев нас впадшими в многобожные имена и поработавшимися им, Он не потерпел зреть стада Своего расхищаемым от диавола. Он прежде посылал пророков, чтобы сии возвестили Его пришествие. Так, чрез пророка Исаию Он говорил: „се Дева во чреве приимет и родит Сына, и наречет имя Ему Еммануил«, что значит: „с нами Бог“. А когда пришло время этому пророчеству исполниться, послал свыше Архангела Своего Гавриила и сказал ему: „иди к Деве Марии и скажи Ей: радуйся, обрадованная. Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! ради Тебя разорена праматерняя клятва. Чрез жену Еву появились все бедствия на земле, а чрез Тебя ныне произойдет всякое благо. Вот, Ты зачнешь и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Вот какую благодать мы получили сегодня, вот каких благ сподобились! Ныне враг наш диавол связан, и все служение бесам уничтожено. Ныне отверзаются райские двери: и пламенное оружие, отгонявшее оттуда людей, отстраняется; и род человеческий, верою во Христа и добрыми делами, опять входит в рай. Ныне Адам ликует, поскольку принимает в свое сродство Самого Создатели своего. Ныне Ева попирает главу древнего обольстителя диавола и призывает весь мир к веселию, говоря: „радуйтесь со мною, ибо ныне мы нашли радость несказанную и освобождение от всех грехов!

Ныне и мы, братия, исполняясь радости и украшая себя добрыми делами, постараемся проводить сии святые дни постные, как должно, воздерживая себя от объядения и пьянства, от плотских похотей, от гнева и клеветы, от обиды и зависти, от долгого сна: ибо такие дела душу помрачают и от Бога удаляют. Итак, отложивши все это, позаботимся сии святые дни провести в мире, чтобы час смертный не застал нас в лености и во грехах. Ведь не ложно сказано у древнего Пророка: „в чем застану, в том и сужу». Посему молю вас и понуждаю с любовью: трезвенно будем бодрствовать постясь, чтобы день смертный застал нас в добрых делах, а не в худых. Вот, предстоит Господь, Раздаятель венцов небесных, и простирает их к тому, кто постится; и веселится Он, когда видит, что церковь Божия каждый день полна народа, что мы один перед другим спешим в нее. А в церкви готова для нас и купель покаяния, чтобы омыть наши прегрешения; уготована и трапеза, имея тельца упитанного, за весь мир закланного Иисуса Христа, Сына Божия, предлежащего на ней и созывающего всех верных на святое празднество и на животворящее брашно, каковое приемлющий с верою жив будет во веки. Сам Господь сказал о сем: „ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. И якоже Аз живу Отца ради: и ядый Мя, вкушающий Тела и Крови Моей, жив будет во веки (Ин. 6:56–58); и через Пророка Он приглашает нас, говоря: вкусите и видите, яко благ Господь (Ис. 33:9). Приступим же к тому, как незлобивые младенцы, держа ветви в руках, то есть добрые дела, и воскликнем Ему: „осанна, благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам!» Аминь152.

* * *

152

Пролог. 1877 г. Москва, под 25-м марта, л. л. 59–60: ср. „Памятники древне-русской церковной учительной литературы“, изд. проф. А. И. Пономарева. Вып. IV Славянорусский пролог; январь–апрель. С.-Петербург, 1898 г., стран. 132–134.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle