Источник

Беседа на Благовещение Всепречистой Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Исчисляя виды творения и усматривая в них премудрость Божию, псалмопевец Давид, всецело объятый удивлением, воскликнул: яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси (Пс. 103:24)! Какое же слово будет приличествовать ныне мне, приступающему по мере сил к повествованию о пришествии во плоти все сотворившего Слова?! В самом деле, если досточудно сущее и многохвально создание сущего из несущего: то насколько чудеснее и достохвальнее у нас то, что Бог сущего, истинный Бог, приемлет природу нашу, побежденную похотью и за то праведно низвергнутую в преисподняя земли?... Ибо соделать нашу природу Богоподобною и чрез нее даровать нам возвращение к лучшему состоянию столь велико и непостижимо, что это, от века сокрытое, таинство оставалось совершенно неведомым и для святых Ангелов и человеков, и для самих пророков, хотя и предвидевших его чрез Святого Духа. Впрочем, как прежде, так и теперь оно остается таинством, верою приемлемым, но непостигаемым, – поклоняемым, но не испытуемым, – поклоняемым и верою приемлемым чрез одного только Духа Святого: никто же может рещи Господи Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12:3); Дух Святой есть Тот, чрез Кого мы поклоняемся и молимся, по слову Апостола (Римл. 8:26). Что это таинство непостижимо не только для людей, но и для Ангелов и для самих Архангелов, – это ясно показывает празднуемое ныне у нас событие.

В самом деле, Архангел благовествовал Деве зачатие; когда же Она искала объяснения образа (сего) и вопросила у него: како будет сие, идеже мужа не знаю, то Архангел, никак не будучи в состоянии истолковать образ сей, сам прибегает к Богу: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лук. 1:34–35). Подобно тому, как если бы кто спросил у Моисея: „как из земли (образовался) человек? как из персти – кости, жилы, плоть? как из бесчувственного – способность чувствования? как, опять, из Адамова ребра – человек? как кости приведены в порядок, разделены и соединены? как из костей – внутренности и все прочее»? подобно тому как если бы кто спросил об этом Моисея, то он сказал бы не более, как следующее: „Бог взял прах земной и сотворил из него Адама, и, вынув одно из ребер, создал Еву», – то есть, сказал бы, Кто сотворил, а образа (как произошло) не сказал бы. Точно так же и Гавриил сказал, что Дух Святой и сила Вышнего соделают бессеменное рождение, а как, – этого не сказал; и если, в течении речи, напомнив об Елисавете, что и она зачала в старости, Архангел не мог сказать ничего более кроме того, что не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. 1:36–37); то как он мог бы изъяснить образ зачатия и рождения в девстве? Впрочем, и сказанное Архангелом Деве имеет великое значение, но более в таинственном смысле, ибо он говорит: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: почему? – потому что и Рождаемое не – пророк, не – простой человек, как Адам, но „наречется Сыном Божиим“, Спасителем рода, человеческого и Царем вечным. Подобно тому, как упавшие с вершины горы камни, пока движутся до самой подошвы, ударяются о многие утесы; так и мы, отпавшие от Божественной заповеди в раю и чрез то от блаженной жизни и ниспадавшие даже до ада, подвергаемся многим бедствиям. Не только земля, согласно с изреченным на праотца проклятием, произращает чувственные терния и волчцы (Быт. 3:15), но еще гораздо более мы усеяны различными терниями страстей и страшными волчцами греха; и не ту только печаль приял род наш, которую праматерь унаследовала чрез проклятие: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16), но и едва ли не вся жизнь наша соделалась печалью и мучением. Однако, человеколюбивый Создатель наш по множеству милосердия Своего призрел на нас: приклони небеса и сниде (Пс. 17:10) и, от Святой Девы воспринявши нашу природу, обновил и восстановил ее и даже более – возвел ее на Божественную и небесную высоту. Восхотев же совершить это, а наипаче привести в исполнение Свой предвечный совет, Он ныне посылает Архангела Гавриила, как повествует Евангелист, в Назарет, к Деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве, Мариам (Лук. 1:27). Итак, Бог посылает Архангела к Деве, и Ее, пребывающую Девою, соделывает Своею Матерью посредством одного только приветствия: поскольку если бы Он был зачат от семени, то уже не был бы новым человеком, безгрешным Спасителем человеков и Начальником новой жизни; будучи участником древнего падения, Он не мог бы носить в Себе полноту чистого Божества и соделать плоть неисчерпаемым источником освящения (дабы омыть скверну прародителей и всем остальным подать надлежащее освящение). Посему ни Ангел, ни человек, но Сам Господь пришел и спас нас, зачавшись и воплотившись от Матери Девы и пребывши неизменно Богом.

Надлежало, чтобы Дева имела и свидетеля бессеменного зачатия и сподвижника в имевшем совершиться, согласно с домостроительством. В чем это? – в восхождении в Вифлеем, где последовало рождение возвещенное и прославленное небесными Ангелами, – в пришествии во храм, где Младенец от Симеона и Анны засвидетельствован, как Владыка живота и смерти, – в бегстве во Египет от Ирода и в возвращении из Египта, согласно со священными предсказаниями, – и во многом другом. Ради сего был избран обручник Иосиф, и Ангел был послан к Деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф. Изречение: от дому Давидова разумей относительно обоих, поскольку оба – и Иосиф и Дева принадлежали к роду Давидову. И имя Деве, говорится, Мариам, что в переводе значит „госпожа“: оно доказывает и достоинство Девы, и неизменность Ее девства в переменах жизни. Она имела все совершенное стяжание непорочности, будучи Дева телом и душою и обладая всеми чувствами телесными и силами душевными, непричастными никакой скверне, и так ненарушимо во всякое время, как затворенная дверь хранит оберегаемые сокровища, и запечатанная книга блюдет написанное неприкосновенным для глаз: ибо и относительно Ее (Девы) написано, что это есть книга запечатленная (Ис. 29:11), и: врата сия заключенна будут, и никтоже пройдет ими (Иезек. 44:2). Но еще и в другом смысле Дева называется Госпожой: по достоинству, как владычествующая над всеми, как в девстве, по Божественному соизволению, зачавшая и родившая Господа всяческих по естеству. Помимо того, Пресвятая Дева именуется Госпожою не только потому, что Она свободна от рабства и восприяла Божественное господство, но и потому, что Она есть источник и корень свободы рода человеческого, наиболее же всего чрез неизреченное и благодатное рождение: ибо сожительствующая с мужем есть скорее подчиненная, чем госпожа, – особенно чрез скорбное и болезненное рождение вследствие осуждения, наложенного на Еву: в болезнех родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3:16). Освобождая род человеческий от сего осуждения, Матерь Дева ныне приемлет от Ангела радость и благословение, ибо сказано: и вшед Ангел рече Деве: радуйся Благо-датная: Господь с Тобою, благословенна Ты в женах (Лук. 1:28). Не будущее предвозвещает Архангел, говора Eй: Господь с Тобою, но извешает о томъ, что в это время увидел невидимо совершившимся: узревши Ее вместилищем Божественных и человеческих добродетелей и превыше всех украшенною дарованиями Божественного Духа, Архангел наименовал Ее, сходственно с самой вещию, Благодатною. Притом, видя что Дева уже восприяла Вселившегося в Нее, в Нем же сокровища всяческих, и провидя беспечальное плодоношение и имеющее быть безболезненное рождение, Архангел благовествовал Ей радость и подтвердил, что Она едина по достоянию – благословенная и прославленная в женах, так как по превосходству славы, принадлежащей Богоматери Деве, нет никакой другой прославляемой (хотя бы она и была прославлена).

Но Дева, видевши и убоявшись, как бы вестник не оказался каким-либо обольстителем, обманывающим неосторожных дщерей Евы, не приняла приветствия неисследованно; и, явственно не разумея соединения Ее с Богом, о котором благовествовал Ей от Бога Ангел, Она смутися о словеси его и, будучи твердою и совершенною блюстительницею Своего девства, помышляше, каково будет целование сие. Посему Архангел тотчас разрешает благочестивый страх благодатной Девы, сказавши Ей: не бойся Мариам: обрела бo еси благодать у Бога (Лук. 1:29–30). Какую благодать? – такую, которая возможна только Единому Тому, у Кого и невозможное возможно, и которая прежде веков сохраняется только для одной Тебя. И се зачнеши во чреве. Но, слыша о зачатии, говорит Архангел, Ты не подразумевай никакого лишения девства, не огорчайся и не смущайся: ибо, сохраняя девство и пребывая в нем, как и ныне пребываешь невредимою. Ты приимешь плод вo чреве, и родиши Сына Вышнего: об этом и Исаия (провидя сие много лет тому назад) предсказал: се Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7:14), и: приступих ко Пророчице (Ис. 8:3). Как Пророк приступил к Пророчице? – так же, как и ныне Архангел – к Сей Деве: поскольку, что этот сказал, то тот провидел и предрек; а что Дева была пророчицей, имеющей пророческую благодать, доказательством тому служит Ее песнь Богу, помещенная в Евангелии (Лук. 1:46–55). Итак, сказано, Исаия приступил к Пророчице (конечно, пророческим духом), и Она зачала во чреве и, избежав мук рождения, родила Младенца мужеского пола; и ныне Архангел говорит Ей: родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисуc. И как изрек некогда Исаия: Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века, – согласно с этим и ныне говорит Архангел: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лук. 1:32). Почему же Архангел не сказал: Сей „есть“ велий и Сын Вышнего, но: будет и наречется? – потому, что он повествует о человечестве Христовом, указывая вместе с тем и на то, что Он (Христос) будет известен всем и от них Владыкою проповедан будет, как впоследствии Апостол Павел сказал: Бог явися во плоти, проповедан бысть во языцех, веровася в мире (1Тим. 3:16). Кроме того, Архангел сказал: даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. 1:32–33); а Тот, Чье царство пребывает во веки, не имеет предела, – Тот есть Бог. Но Он имеет и отца – Давида, а потому Он – и человек, так что Он есть совершенный Бог и вместе человек, – и сын человека и Сын Божий, по человечеству приявший от Бога Отца непрестающее царство, как это провидел и предвозвестил Даниил, говоря: зрях, дóндеже престолы поставишася, и Ветхий денми седе: и се на облацех небесных яко Сын человеч идый бяше.... и Тому дадеся власть и честь и царство: власть Его вечная, и царство Его не разсыплется (Дан. 7:9, 13, 14). Сядет Иисус Христос на престоле Давида и воцарится в дому Иаковли: поскольку Иаков есть патриарх всех благочестивых, а Давид первый из всех благочестиво и Богоугодно царствовал, во образ Христа, Который и патриаршество и царство соединил в одну небесную и вечную власть.

Благодатная же Дева, услышав обращенные к Ней необыкновенные и чудные слова Архангела: Господь с Тобою и: се зачнеши и родиши Сына, Сына Вышнего, царствующего во веки, сказала: како будет сие, идеже мужа не знаю? В самом деле, если ты приносишь мне весьма духовное и безмерно возвышающееся над плотскими страстьми благовестие, а между тем говоришь Мне о зачатии во чреве, о чревоношении и рождении и присоединяешь к зачатию: се, – то како, говорит, будет сие, идеже мужа не знаю? Говорит же это Дева не потому, что Она не веровала, но потому, что Она искала, елико возможно, изъяснения события, как произойдет оно. Поэтому и Архангел говорит Ей: Дух Святый найдет на Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий (Лук. 1:34–35). „Ты, говорит, Дево, Свята и Благодатна; Дух же Святой найдет на Тебя, чрез вышнее умножение святости приготовляя и предуготовляя к Тебе чудо, и сила Вышнего осенит Тебя, укрепляя чрез осенение и вместе преобразуя человеческое естество, так что Рождаемое Свято есть Сын Божий и Сила Всевышнего, вообразившаяся в человеке. Вот и Елисавета родственница Твоя, всю жизнь пребывшая неплодною, ныне – в старости, по соизволению Божию, чудесно зачала: яко не изнеможет у Бога всяк глагол“ (Лук. 1:37). Что же отвечала на это благодатная Дева? Она в Свою очередь прибегает к Богу и молитвенно поклоняется Ему, сказавши Архангелу: „если Дух Святой, как ты говоришь об этом, снидет на Меня, очищая и укрепляя Мою природу, дабы Я приняла спасительный плод; если Сила Всевышнего осенит Меня, преобразуя во Мне Сущего во образе Божии в человека и производя бессеменное рождение: если Рождаемое – Свято, и Сын Божий, и Бог и Царь вечный, поскольку не изнеможет у Бога всяк глагол: то се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему“ (Лук. 1:38). И отъиде от Нея Ангел, оставивши во чреве Ее соединившегося с телом Творца всяческих и чрез оное соединение (коему он послужил) даровавшего спасение миру.

Сие явственно преднаписал Исаия: ибо он видел, что Серафим не непосредственно взял угль со зримого на небе, жертвенника, но взял его посредством клещей, которыми и прикоснулся к устам его (Исаии), подавая очищение (Ис. 6:6, 7). Это же видение клещей было подобно тому великому видению, которое зрел Моисей, – купине объятой огнем и не сгоравшей (Исх. 3:3). Кто не знает, что сия купина и сии клещи есть Дева Матерь, неопально заченшая в Себе огнь Божества при содействии служившего Архангела, который приобщил чрез Неe человеческому роду Вземлюшего грехи мира и очистившего нас чрез это неизреченное приобщение? Итак, Дева Матерь, Она одна только есть вместилище созданного и несозданного естества: и все узнают, что Она есть вместилище Невместимого, которые уже знают Бога, – и все воспоют Ее о Бозе, которые воспевают Бога. Она – пророков основание, Апостолов начало, мучеников утверждение, учителей твердыня. Она – земнородных слава, небесных радование и всея твари украшение. Она – начало, источник и корень соблюдаемого нам на небесех упования, которое да улучим все мы Ее предстательством за нас, во славу прежде век Рожденного от Отца и в последние времена Воплотившегося от Нее, Иисуса Христа, Господа нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков! Аминь151.

* * *

151

См. Curs. Comр1. Patrоlоg. Migne, tom. CLI, col. 165–178: cp. „Святаго отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, десять бесед». Москва. 1785 г. стран. 108–125; „Радость христианина при чтении Библии, как Слова Божия“. 1901 г., III и IV ч., стран. 241–251.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle