Источник

Слово во славу Благовещения, когда Св. Дева получила радостную весть, и проклятие было снято. Императора Льва VI Мудрого

Солнце, рожденное из девственной утробы, Христос Бог, освятил сегодня область нашего cepдцa и вменил мне в обязанность принести Ему, как бы некие цветы, мою речь. Распрострите же для молитв свои сердца, как распростираете свои руки, если кто-либо привлекает ваш взор, чтобы воздать тем свою благодарность Богу, от Которого вы получили для своей пользы столь прекрасные дары. Он вменил, говорю, в обязанность нам, как от себя почтить торжество сие, так и исполнить долг нашей духовной любви к вам, (слушатели), средоточию всей нашей любви. Но снизойди сюда, начальник вышегорних Сил, и, оставив небо, служи Деве! Теперь надлежит тебе быть послану не в иудейскую провинцию, Назарет, но в истинное государство Царя и Господа, и Божественный храм славы Его наполнить радостными восторгами и похвалами. Теперь надлежит тебе в палатах Единородного прославить исполнение того, о чем некогда возвестил Ей, или лучше чрез Нее всей земле. Теперь скажем Ей громким и звучным голосом: «Радуйся, Благодатная».

Радуйся! Ты, чрез Которую Отец и Бог исполнил то, что решил по предвечному Своему совету, именно искупление и примирение людей, ниспослав нам Своего возлюбленного Сына и Святого Духа. Некогда эта радостная весть заставила Св. Деву усомниться в ее истинности: эта весть показалась Ей и странной, и противоречащей всякому понятию о природе вещей. Поэтому тебе, небесный вестник, прилично было произнести это: «Радуйся» с некоторой робостью; теперь же нет ничего, что препятствовало бы свободе твоей речи. Итак, тебе уже не придется вторично смущать Св. Деву и повергать Ее в оцепенение своею речью: поскольку Св. Дева теперь уже видит исполнение Того, о чем ты возвещал Ей. Приступай и говори – не те древние слова: «зачнешь во чреве и родишь Сына», – обо это уже исполнилось; но скажи Ей: «Ты зачала во чреве и обняла Того, Кто обнимает все. Тебе было дано вместить Того, Кого не вмещает ширь неба. Ты родила Того, по произволению Которого рождается все. В весьма недавние времена Ты родила Того, Когo предвечно родил Отец». Присоедини также, если угодно, и хвалебное приветствие жены. «Блаженно чрево Твое!» Поистине, блаженна родившая Того, Кто словом Своим сотворил все: блаженна Та, по ходатайству Которой указ о ссылке виновных в непослушании уничтожен, и сделано постановление, по которому им представляется возможность возвратиться в cвое отечество. Теперь уже не говори Ей, что значит То Имя, Которым Он <слово нераспознанно>, но скажи Ей: «Вот, на самом деле совершилась та радостная весть, в которой Ты тогда усомнилась: она (весть) прославляется во всем мире. Ибо все концы земли хвалятся прославлением Твоего Сына, в Котором только и нашли свое спасение».

Но неужели ты минуешь молчанием трон прародителя Давида? Или, может быть, прежде всего вспомнишь о нем? – «Видишь ли, Дева, та, о чем и некогда возвещал Тебе? Видишь ли, с какою славою Сын Твой владеет родительским престолом? Он имеет под Своею властью не один народ, не одну провинцию, заключенную в малых пределах; нет, Он владеет всем небом, всею землею, всей преисподней». – Итак, что же? Присоединишь ли ты, небесный глашатай, свою главу к нашей? Или, может быть, зная, как еще блистательнее украсить свое прославление, ты совершенно не позволишь унизить столь великое общением с нами, грешными? Ведь, ты можешь сказать нечто такое, что трудно для нашего понимания, омраченного земною тьмою, но что ты, свободный от всякого мрака и освещаемый первобытным светом, от восприятия которого тебя не удерживает никакой материальный нарост, легко можешь уразуметь. И мы охотно примиримся с тем, как тебе будет угодно воспеть эту похвалу. А как же мы сами? Ужели только ему, одному, по тому превосходству, каким он отличается от нас, поручим ублажать похвалами Царицу, рожденную от нашего корня? Или, может быть, и мы, сколько будет нам доступно, откроем свои уста для Ее прославления? Я, по крайней мере, склоняюсь к последнему.

Архангел, без сомнения, более искусный художник в составлении похвалы, однако самую приятную похвалу Царица может получить только от тех, которым Она родственна по происхождению. О чем я говорю, знают, те, которые берегут эти родственный узы чистыми и непорочными.

И так, и мы в девственном чертоге воспоем брачный гимн. Нет никакого препятствия приветственную песнь ангела положить как бы во главу этого гимна. Да Гавриил и не станет оспаривать это право у нас, так как свою песнь он сам получил от Сына Царицы, Который соединен теперь с нами родством, и получил ее для того, чтобы петь ее для нас. Воспоем же согласно с ним: «Радуйся, чрез Тебя Господь – с нами». Изменив несколько слова, воспоем: «Радуйся, ибо Ты расцвела, как лилия», среди ископанного поля человеческих страстей! Посему Царь, нисходя со Своей высоты, обитал с нами, не восприняв первородного греха, когда создал в Тебе дом Свой. Радуйся, открывшая нам небесную жемчужину, за которую мы освобождены от прародительского убожества! Радуйся, сохранившая семя спасения и обновления мира для человеческого рода, погибавшего в волнах нечестия. Радуйся, жезл, чрез который второй Моисей, или лучше Тот, Кто древнее древнего Моисея и Господь его, и преследователей потопил, и спас тех, кого снедали глина и кирпич греха. Радуйся рай, плодом которого (насытившись) мы освободились от смертоносной ржавчины и превращены в цветущий и нестареющий вид. Позволь нам, для продолжения похвалы Тебе, воспользоваться тем, что Отец Твой, в роде <слово нераспознанно> за Твою свадьбу, подарил нам чрез истолкователей, вестников Святого Духа. Разумеется, это и можно, и позволительно. Радуйся, купина, чрез которую постигается превысшее небес таинство, ибо тот невыносимый огонь Божества, охватив человеческую плоть, чтобы дать ей общение со светом, не сжег и не уничтожил природы. Радуйся, свещник, из которого воссиял блистающий свет Отца, чтобы посвятить этот мир в храм Творца. Бог освятил мир светом Своего рождества. Радуйся, крепчайшая скала, из которой проистек источник жизни, не только напоивший умиравших от жажды получить спасение, но и омывший всю грязь, которою они запятнали себя на пути прегрешений. Радуйся, облако, из которого явилось Солнце правды, рассеявшее мрак неверия, разлитый по всем пределам земли, и осветившее божественными званиями тех, глаза которых не ослепились от восприятия Божественного света. Когда Ты была еще в отеческих чреслах, Твой праотец воскликнул Тебе: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11). И Ты, мудрая Дочь, действительно вникла в наставление Отца и забыла народ, и наследство, и дом отца Твоего; наследство, сказал я, т.е. ту участь, которую оставила прародительница Ева всему человечеству: именно, она оставила нам тьму страданий как бы по праву наследства. Ничего из этого Ты не внесла в Свой дом: посему-то Царь, удивляясь прелести души Твоей, избрал Тебя Своей Невестой.

По этой причине мы и служим ныне Тебе, как Царице, и молимся Твоему изображению, обильно обогатившись Твоей славой. Вот – все роды, как Ты сказала, ублажают Тебя, ибо Тебя возвеличил Всемогущий, исходящий из Тебя, как бы в прикрытии плоти, низлагающий сильных и превозносящий слабых. Он возвеличил Тебя не только среди людей, но возвысил славу Твою и на небе. Уже для сонмов ангельских приятно приносить Тебе хвалу, и, как Мать Царя, именовать Тебя блаженной; они не знают ничего лучшего, как служить Тебе, ибо они ясно знают, что это почитание переходит к Твоему Сыну. Благословляют Тебя все, единую благословенную, сладкое рождение Которой уничтожило горький плод неповиновения – проклятие. Благословляют Тебя ангелы, весьма любящие людей, поскольку видят, что человек, низринутый обманом с высоты блаженства, теперь не только снова призван к этому блаженству, но даже воссел на Божественном троне. Кто же мог бы вполне измерить величие Твоей славы? Думаю, легче сосчитать звезды небесные, чем объять в речи эту славу. Ты, действительная Матерь, исключительно обладая в излишке этим небесным могуществом, – Ты дала нам способность высказать все то, что мы сказали (в изложенной речи). Моего нет ничего и язык, и речь, и царство, и все остальное считаю даром Tвoей заботы и Твоего благословения. Посему, присвояя Себе Свое, даруй мне силы направить стадо Твое на луг спасения, чтобы незнание обязанностей правления (ибо Ты знаешь, что такое – я) не принесло чего-либо вредного для стада, и чтобы не представилось никакой опасности моим или, лучше, Твоим стадам. И меня, неопытного пастыря, и стадо управь выше всех козней и пересели нас из этого мира в бессмертное бытие, дабы и там насладиться нам Твоим предстательством, по благодати и человеколюбию Единородного Сына и Господа нашего Иисуса, Которому слава во веки веков. Аминь150.

* * *

150

Curs. Соmрl. Раtrоlog. Migne, series graeca, tom. CVII, col. 21–25; cp. Исследование И. Попова: „Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении“. Москва. 1892 г., стр. 273–277.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle