Источник

Похвальное слово на Успение Святой Владычицы нашей Богородицы. Св. Феодора, игумена Студийского и Исповедника

С трудом проходя чрез слабый орган нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается в гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащего и потрясающего концы земли. Но Царица и Госпожа всего взирает на одно намерение души. Итак, прииди ко мне, все поднебесные, все архиереи и иереи, иноки и миряне, цари и князи, мужи и жены, юноши и девы, колена и языки из всякого рода и племени, прииди, светло радуясь, дабы праздновать праздник Матери Господа, Марии, погребение и переселение Ее. Ибо Она отходит от земного и приближается к горам вечным, будучи истинно горою Сионом, юже благоволи Бог обитати в ней, как гласит лира Псалмопевца (Пс. 67:16–17). Ныне земное небо, облеченное одеждою нетления, переносится к лучшему, вечному жилищу. Ныне духовная и освещенная Богом луна, шествуя навстречу Солнцу правды, лишается настоящей, временной жизни, и вместе с тем, восходя, просвещается славою бессмертия. Ныне позлащенный и Богосделанный ковчег переселяется из земной скинии в небесный Иерусалим, в покой бесконечный, о чем нам и Богоотец Давид, воспевая как бы на кифаре, говорит: приведутся Царю девы (Пс. 44:15), т. е., души после Нее принесутся Тебе.

Итак, теперь Богородица, смежив вещественные очи, приносит нам великие, никогда не заходящие, духовные светила, бодрствование и ходатайство за мир пред лицом Божьим. Теперь, когда молчат Ее Богодвижные уста, издававшие членораздельный голос, Она открывает Свои присноглаголющие, умоляющие за весь род (наш), уста. Ныне, опустив Свои телесные руки, которыми носила Бога, Она, став бессмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворного лобызания и приличествующего поклонения, хотя еретики и не хотят этого. Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами духом; быв возведена на небо, Она отгоняет демонов, является ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась чрез праматерь Еву; ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери Ее, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо бесчестия. Да радуется освободившаяся от клятвы Ева, пoелику она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственного источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне. Таково воспеваемое, что дал нам корень Иессеев, принесший цвет – Христа, священный жезл Ааронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветущая и боговозделанная ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол Царя всех, дом полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснувшая в мире и правде, говорю: «уснувшая», а не: «умершая» потому, что Ты перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобного себе или сходного с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел. Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слыхал ли кто когда либо, чтобы Дева зачала бессеменно? О, чадо! Матерь рождающая есть в тоже время нетленная Дева, потому, конечно, что Рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела.

Но пусть уже Сион поведает нам чудеса сего дня. Исполнен был предел жизни, наступал час разрешения. Святейшая Матерь Божия предвидела, как подобало, время Своего преложения. Ибо кто, христолюбцы, не припишет этого Матери Божией и Начальнице пророков, в большей мере, чем какому-либо пророку, находящемуся в рабском состоянии? Что же Она сказала после того, как узнала и почувствовала это? «Наступил час исхода Моего, приспело время преселения Моего к Тебе. Да будут, Господи, при Мне люди, которые совершили бы погребение Мое; пусть присутствуют служители, которые похоронили бы Меня, и Я в руки Твои предам дух Мой, а в руки учеников неприкосновенное и богоприятное тело Мое, из Которого воссиял Ты, Бессмертный. Пусть предстанут для утешения Моего рассеянные по концам земли проповедники и служители Евангелия Твоего. Ибо если праведного Еноха, живущего доселе, Ты по Своей благости изволил перенести (Быт. 5:24) и Илию Фесветанина на огненной колеснице унес из сей известной в неведомые страны (4Цар. 2:11), обоих ожидающих Твоего славного и страшного пришествия; если, кроме того, Ты соделал, что Аввакум в одно мгновение был чудесно перенесен от Иерусалима до Вавилона и возвращен назад (Дан. 14:36–39): то что невозможно Тебе, когда Ты возжелаешь» ? Лишь только всехвальная Дева изрекла это, явились, всякий из Своего места, двенадцать апостолов, как облака, на крыльях Духа несомые к облаку света, пока не стали там (на землю) твердою ногою. А что им сказала Богоименитая, многопленная и носящая великое имя? Посмотрев вокруг, со Своего ложа, и видя ожидающих учеников, Она сказала: «да возрадуется душа Моя о Господе, и да будет для Меня славой и величием во всех языках земных, что Он собрал ко Мне основания Церкви, князей вселенной, славных служителей Моего погребения. О, великое чудо! О, дар сыновей любви! Небо, содержащее в себе светила мира, является жилищем для Меня. Кров небесный отверзается, принося Мне таинников и священнослужителей. Иудейское соборище уже не будет неистовствовать против Меня; священнический совет уже не вооружит дерзновенной руки для убийства Моего. Прежде сии кровожадные старались погубить Матерь и Младенца; но не достигли цели: ибо им воспрепятствовало высочайшее провидение. Я переселяюсь к безопасным жилищам, к покою чуждому тревог и скорби, где лукавый не простирает сетей своей злобы, где Я буду наслаждаться сладостями Господними; и Я, бывшая светлым храмом Его, узрю храм Господень».

Но что отвечали Деве блаженные апостолы своими или пророческими словами? Они говорили: «радуйся, лествица, простирающаяся от земли до неба, как видел патриарх Иаков (Быт. 28:12). Радуйся, предивная купина, из которой явился ангел Господень в пламени огненном, – купина, которую не сжигал пылающий огонь, как было показано высочайшему зрителю Бога Моисею (Исх. 3:2). Радуйся, богоприятное руно, из которого истекла небесная роса, чаша полная воды, по дивному Гедеону (Суд. 6:37). Радуйся, град Царя великаго, который, удивляясь, величают цари, как изображает песнописец Давид (Пс. 47:3). Радуйся, мысленный Вифлеем, дом Евфрафов, из которого вышел Царь славы, дабы быть князем во Израиле, его же исходи из начала от дней века, как говорит Божественный Михей (Мих. 5:2). Радуйся, приосененная гора девственная, из которой явился Святый Израилев, как взывает богодухновенный Аввакум (Авв. 3:3). Радуйся, златый и светоносный светильник, из которого излился неприступный свет Божества сидящим во тьме и сени смертной, по богодухновенному Захарии (Зах. 4: 2). Радуйся, общее очищение смертных, чрез Которую от востока солнца и до запада имя Господне славится между народами, и во всяком месте приносится фимиам имени Его, по святейшему Малахии (Мал. 1:11). Радуйся, легкое облако, на котором воссел Бог, согласно священногласному Исаии (Ис. 19:1). Радуйся, священная книга заповедей Господних, новописанный закон благодати, которым мы познаем угодное Богу, как сказал многоплачевный Иеремия (Вар. 4:1). Радуйся, дверь затворенная, чрез которую вошел и вышел Господь Бог Израилев, по Боговидцу Иезекиилю (Иез. 44:1–2). Радуйся, невозделанная высочайшая Гора, от Коей отсечен краеугольный Камень, как говорит высший среди богословов Даниил (Дан. 2:3,4).» И какой ум вместит? Какое слово сравнится с тем, что воспевали и говорили там, как ублажали Ее богословцы?...

Но когда они свято совершили должное и святое, предстал Сам Господь со славою силы Своей и всем воинством небесным. И незримо совершали служение бесплотные, а телесно – апостолы, явившиееся песнопевцами Божественного величия. Смешанное было собрание, и лик состоял из небесных и земных (пусть никто не дивится нашему слову, возвещающему дела достойные Бога), ангелов, архангелов, господств, престолов, начал, властей, сил, херувимов, серафимов, апостолов, мучеников, праведных, из которых одни шли впереди, другие навстречу, одни вели, другие следовали, – все же единогласно с радостью взывали: «Пойте Господу! Хвалите Господа! Благословен Господь на праведной горе святей Его! И да воздвигнется небо в высоту!»... Итак, христолюбцы, слышал ли кто от века подобную песнь? Видел ли кто такое погребальное шествие? Знал ли кто-либо когда такое переселение, какого удостоилась Матерь Господа моего». И это не несправедливо: ибо кто выше Той, Которая выше всех? Ужасается дух мой, когда размышляет о величии исхода Твоего, о, Дево! Изумляется ум мой, рассуждая о дивном успении Твоем; связуется язык мой, когда повествует о таинстве Твоего воскресения. И подлинно, кто достойно слышаны сотворить вся хвалы Твоя, и кто возвестит все чудеса Твои? Какой высокий ум выскажет, какой красноречивый язык передаст достоинства и дела Твои, представит и изобразит Твои таинства, славы, праздники, хвалы? Ты превосходишь, несравненно превышаешь величием, всякую высочайшую часть неба, сиянием святости – свет солнца, заслугами – достоинство ангелов и бесплотное существо всех разумных и умопостигаемых Сил.

О, светлое и славное торжество Твое! – так скажу я, радуясь. – О, дивное и полное знаменательностью прешествие Твое! О, погребение Твое, дающее нетленную жизнь, Родительница света!.. Но, проходя облака, и восходя на небо, и войдя во Святое Святых во гласе радования и исповедания, удостой, о Богородице, благословить земной круг, спасительно умеряя Твоими молитвами растворение воздуха, даруя дожди во благовремении, управляя ветрами, делая плодородной землю, церковь спокойной, утверждая православие, охраняя царство, покровительствуя всему народу Христову, прощая, наконец, и мое дерзновение. Ибо это было Твое слово: Ты, Матерь Божия, пророчествовала о будущем: се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1:48). Итак, пoелику слова Твои не могут не исполниться, то приими и сие слово недостойного раба Твоего, которое я произнес соответственно силам моим, и воздаждь ми радость спасения Твоего. Силою молитв Твоих укрепи меня с подчиненным мне стадом во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и честь и владычество со Всемогущим Отцом и животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь179.

* * *

179

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne tom. XCIX, col 720–730.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle