Источник

Похвальное слово на Преставление Святой Владычицы нашей Богородицы. Святого Климента, епископа Величского

Ликувствуя ныне светлое празднество, приидите, возлюбленные, насладимся предивного этого чуда и, отвергши мрак житейский, просветим чувственные очи и подвигнемся умом, дабы видеть предивное Успение Матери Господней и учеников на облаках собранными к погребению пречистого тела, воистинну, Пречистой и Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Матери. Ибо Тою обновился обветшавший грехом род человеческий, Тою отверзт Едем, в древности заключенный Евой. Тою клятва разорена, а благословение процвело; и живот бессмертный исшел оттуда, откуда вселилась смерть в нас. Та явилась новым небом, понесши Творца неба и земли; Тою обожилось человечество, так как Христос возлежал во святых Ее ложеснах. Ибо, видев нас прелестию диавола впадшими в смерть и в тлю, Господь Бог наш, нетерпя видеть обветшавшим образ создания Своего и впадшим в такое зло, но, по милосердию Своему, умилостивившись над нами, преклонив небеса, сошел, как дождь, на руно, вселился во чрево Девы, покрыв плотию Божество Свое, и был вкупе Бог и человек сугуб естеством, почему и наречена Рождшая Его Богородицею, Святое Успение Которой ныне почитая, мы светло радуемся.

Если же кто, помышляя неподобное в уме Своем, скажет: «не прилично было Ей, породившей Жизнодавца Бога, вкусить смерть», то мы таковым дадим следующий ответ: пoелику Адаму по преступлении было сказано: яко земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19), и пoелику от того мы имем начало бытия, а равно и кончину: то и Господь наш Иисус Христос пришел на землю и принял смертную плоть, и ради нас вкусил смерть плотию, а не Божеством: ибо Божество всегда было бесстрастно и бессмертно. Но пoелику Он сугуб естеством – Бог и человек, то Он вкусил смерть человечеством, а не Божеством и, как бессмертный, воскрес и воскресил с Собою Адама первозданного и прочих праведников, умерших после него. Поэтому и сия пречистая Госпожа и Приснодева Мария, Матерь Божия, плотию смерть вкусила. Сам Господь Бог сошел к Ней с небес, со множеством бесплотных Сил, и пречистыми руками принял Пресвятую Ее душу; по молитве Ее со всех стран, силою духовною, на облаках собрались апостолы не только те, которые были живы, но и которые уже преставились, для проводов честного тела Пречистой Матери Господней. Внесли Ее в Гефсиманию и, сотворив здесь целование и хвалы, положили Ее в гробницу и оттуда Она в третий день восстала из гроба: ибо подобало Ей быть исхищенною из гроба, и Матери быть у Сына. Итак, в настоящий день преставилась Матерь живота, отверзшая роду человеческому входные двери в вечную жизнь. В настоящий день Матерь Господа Бога нашего восходит из нижнего Иерусалима в горний, небесный град вечного царства Христова. Ныне пресветлое облако восходит к неприступному свету бесплотных Сил.

К Ней припадая, ныне мы велегласно говорим с похвалами: «радуйся, Источившая бессмертие роду человеческому. Радуйся, новый кивот, понесший не скрижали каменные, но родившая Самого Законодавца Христа, Спаса мира. Радуйся, купина неопалимая, носившая Огонь Божественный в пречистом Своем чреве. Радуйся, Гора несекомая, из Которой отсечен Камень разумный – Христос, сокрушившей идольские капища. Радуйся, пресветлое облако, понесшее мысленное Солнце – Христа во чреве Своем. Радуйся, радость бесплотных Сил, бессеменно зачавшая и больше слов родившая Творца ангелов и всей твари Содеятеля. Радуйся, пророческое событие и совершение нашего обновления. Радуйся, апостольская радость и мучеников твердое стояние. Радуйся, пространное вместилище невместимого естества. Радуйся, приявшая в Себя светило незаходимого Света, весь мир богоразумно озарившая и освещающая присно Своими молитвами. Радуйся, трапеза духовная, приявшая в Себя хлеб небесный, давший Себя всем во спасение и дающий живот верным. Радуйся, обновление Адамово и разрешение Евино. Тобою, Госпоже, мы избавились от идольской лести, Тобою снова мы обрели возвращение в первую жизнь. Тобою, Пречистая Госпожа, мы нарицаемся сынами Божьими, верою крестясь во Святую Троицу. Тобою супостат наш диавол, быв побежден, осужден во огнь вечный с бесами своими. Тобою побеждаются ереси всякие и противники христианские. Тобою, Пресвятая Дево, болезни и страсти наши отгоняются. Тобою великие смиряются и нищие обогащаются, хранимые благодатию. Тобою, Пресвятая Госпоже, рай отверзт, и царство небесное туне даруется верою исповедающим Тебя Материю Божией: Ты явилась для печальных заступлением, для больных – исцелением, пoелику понесла Понесшего на Себе естеством болезни и страсти наши. Тебя славят, Дево Богородице, архангельские и бесплотные лики, Тебя хвалят патриархи и пророческие чины, Тебя чтут апостольские соборы и мученические полки. Ты – архиереев венец и человеческому роду спасение.

Ты и ныне непрестанно молись за нас, почитающих Святое Твое успение, всякие страсти отгоняя и болезни исцеляя, напасти расточая, ереси потребляя, мир и здравие подавая, испрашивая царство небесное у Сына Своего и Господа Бога нашего и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и с Пресвятым благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь180.

* * *

180

См. «Торжественник» Соловецкой библиотеки XV века, № 369; ср. Православн. Собеседник 1881 г., III, стран. 225–228.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle