Источник

Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Преподобного Иоанна Дамаскина

Люди, питающие любовь к какому-нибудь предмету, имеют обыкновение всегда говорить и помышлять о нем в уме своем, днем и ночью. Поэтому пусть никто не укоряет меня в том, что после двух прежних слов я предлагаю теперь третье в похвалу Матери Бога моего, как бы некоторый дар Ее успению; и предлагаю не с тем, чтобы преподать то, в чем бы Она нуждалась, но чтобы себе самому и вам, предстоящим здесь, божественный и священный собор, преподать душеполезную и спасительную пищу, приличную этой священной ночи и доставит духовное веселие. У нас нет яств, как вы сами видите, а потому я поспешно приготовил пиршество, которое хотя и необильно и недостойно Той, Которая созвала нас сюда, но, в случае нужды, может утолить голод. Для Матери Божией не нужны похвалы наши; но мы имеем нужду в Ее славе. В самом деле, как прославить то, что уже препрославлено? Как сделать источник света еще светлее? По истине, мы, совершая это празднество, сами соплетаем себе венец: живу Аз, глаголет Господь, зане прославляющия Мя прославлю (1Цар. 2:30).

Сладко, воистинну, сладко вино и питателен хлеб, который мы вкушаем; первое веселит, а последний укрепляет сердце человека. Но что сладостнее Матери Бога моего? Она пленила мой ум, увлекла язык; о Ней я помышляю и днем и ночью. Она – Матерь Слова, и подает слово; Она – плод от неплодной, делающий плодоносными бесплодные души. Ныне мы празднуем священное и Божественное Ее преставление. Приидите же, востечем на таинственную гору, превыше житейских и вещественных помыслов, и, вошедши в Божественный и непроницаемый мрак во свете Божием, воспоем беспредельную силу: как Тот, Кто с превыспренней, духовной и недосягаемой высоты, не оставив недр Отчих, сошел в утробу Девы, был зачат Ею, воплотился, добровольно подверг Себя страданиям и смерти и опять вознесся к Отцу с плотью, созданной от земли, стяжав тлением нетление, привел к Отцу Своему и Матерь Свою по плоти, и Ту, Которая была земным небом, перенес на небесную землю.

Ныне умственная одушевленная лествица, по которой Вышний, сошедши, явился на земле и пожил с людьми, взошла от земли на небо посредством смерти, как бы некоторой лествицы. Ныне земная трапеза, неискусобрачно носившая небесный хлеб жизни, уголь Божества, взята от земли на небо, и врата Божьи, зрящие на востоки (Иез. 43:2), сделались вратами небесными. Ныне одушевленный град Божий из земного Иерусалима прелагается в Иерусалим небесный; родившая из Себя первенцем и единородным Того, Кто перворожден всея твари (Кол. 1:15) и единороден от Отца, водворяется в церкви первородных; одушевленный и умственный кивот Господень вносится в покой Сына. Дверь райская отверзается и приемлет Богоносную ниву, на которой произросло древо вечной жизни, то есть Христос, виновник жизни всех, разрешивший преслушание Евы и поправший смерть Адама; иссеченный вертеп приемлет Гору несекомую, от Которой Камень, отторгшийся без рук, наполнил всю землю (Дан. 2:34, 35). Ложе Божественного воплощения Слова почило в преславном гробе, как бы в чертоге, и из него переселилось в небесный брачный чертог, чтобы славно царствовать с Сыном и Богом, оставив гроб ложем для тех, которые живут на земле. Итак, гроб есть ложе? Подлинно – ложе, и притом светлейшее всякого другого ложа: оно сияет не блеском золота, не чистотою серебра, не светлостью камней, и украшается не шелковыми тканями, не златотканною одеждою и багряницею, но Богосияющим светом Всесвятого Духа. Оно служит не для возлежания любящих землю, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь праведных душ, предстояние пред Богом, которое лучше и вожделеннее всякого блага. Этот гроб прекраснее Едема. Я не буду говорить: о лести, употребленной (врагом в Едеме), – о благовидном, так сказать, совете, зависти, обмане, – о слабости Евы, ее легковерии, сладкой и вместе горькой пище, чрез которую она и сама потеряла ум, и лишила его своего мужа, – о преслушании, изгнании, смерти; не буду говорить об этом, чтобы не сделать праздника поводом к печали; но скажу только, что этот гроб вознес от земли на небо смертное тело, а (Едем) низвел прародителя нашего с неба на землю. Ибо где, как не там, созданный по образу Божию, подвергся осуждению: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19)? Этот гроб важнее и древней скинии, потому что принял в себя умный, одушевленный, Богосветлый светильник и живоносную трапезу, на которой хранились не хлебы предложения, но хлеб небесный, – не огонь вещественный, но невещественный огонь Божества. Этот гроб священнее Моисеева кивота, потому что он заключил в себе не тени и образы, но самую истину. Он вместил в себе чистую и златовидную стамну, которая содержала небесную манну, – вместил одушевленную скрижаль, в которой перстом Божьим, то есть Всесвятым Духом, заключено было воплощенное Слово, Слово Ипостасное, – вместил златую кадильницу, которая произрастила уголь Божества и облагоухала всю тварь.

Да бежат демоны, да возрыдают, подобно древним Египтянам, окаяннейшие Несториане и вождь их – этот новый фараон, жестокий губитель и мучитель: потому что они погрязли в пучине богохульства. А мы, спасшиеся и немокрыми стонами прешедшие сланое море нечестия, воспоем исходную песнь Матери Божией. Церковь – эта Мариам – да возьмет в руки тимпан и да начнет праздичную песнь. Юные девы духовного Израиля да изыдут с органами и да воспоют в ликах; цари земные и судьи с князьями, юноши и девы, и старцы с юнотами да прославят Богородицу; все сословия, все племена и народы, на разных языках и наречиях, да воспоют новую песнь. Да огласится воздух духовными свирелями и трубами, и да озарится спасительный день огненными блистаниями. Веселитесь, небеса, и, облака, дождите радость! Взыграйте, овны избранного Божия стада – божественные Апостолы, которые, подобно великим и недосягаемым горам, возвышаетесь выспренними созерцаниями; взыграйте и вы, агнцы Божии, народ святой, овцы Церкви, которые, подобно холмам, достигаете желанием высоких гор. О чудо! Источник жизни, Матерь Господа моего умирает. Нужно, чтобы то, что составлено из земли, и возвратилось в землю, а потом взошло на небо, приняв в земле чистейшую жизнь, чрез отложение в ней плоти. Нужно, чтобы тело чрез смерть, как бы чрез огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от земной и мрачной тяжести тления, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия.

Ныне давшая начало другого бытия, то есть телесного, Тому, Кто не имел временного начала первому и вечному бытию Своему (хотя имел начало в Отце, как виновнике Божественного Своего существа), получает начало другой жизни от Того же, Кто дал Ей начало жизни первой. Радуйся, Сион – Божественная и святая гора, на которой пребывала гора Божия, одушевленная! (радуйся) новый Вефиль, в котором был помазан столп – человеческая природа, запечатленная Божеством! С тебя, как бы с Елеонской горы, Сын Ее вознесся на высоту небесную. Да уготовятся всемерное и пространнейшее облако и крила ветренные, и да принесут в Сион Апостолов с концов земли! Кто сии, подобно облакам и орлам, слетающиеся к телу – источнику всеобщего воскресения, чтобы послужить Матери Божьей? Кто сия восходящая, убеленная, вся добрая, блистающая как солнце? Да взыграют гусли духовные – уста Апостолов; да звучат кимвалы – верховные богословы! Иерофей, избранный сосуд, освященный Божественным Духом, Божественным вдохновением испытавший и научившийся Божественным предметам, весь да изыдет из тела, весь да воспламенится желанием и воскликнет хвалебные песни. Все народы да восплещут руками, да восхвалят Богородицу; Ангелы да послужат мертвенному (Ее) телу. Дщери Иерусалимские, последуйте за Царицею, и, как ближние Ее девы, юношествуя духом, войдите вместе с Ней к Жениху и станьте одесную Владыки. Сниди, сниди, Владыко, и воздай Матери Своей достойные награды за воспитание Твое! Простри Божественные руки и приими матернюю душу, – Ты, Который на кресте предал дух в Отческие руки! Воззови Ее сладким голосом: «прииди, прекрасная, ближняя Моя, сияющая красотой девства светлее самого солнца; Ты даровала Мне от Себя (плоть): участвуй же со Мною во всем Моем. Прииди, Матерь, к Сыну, прииди и царствуй с Тем, Кто произошел из Тебя и вместе с Тобою терпел нищету. Прииди, Владычица, прииди, не как Моисей, который взошел и умер: нет, прежде умри, а потом взойди. Положи душу в руках Сына Своего; возврати персть персти, чтобы и эта вознеслась с Тобою.

Народ Божий! Возведи очи твои, возведи. Вот, в Сионе – кивот Господа Бога сил: Апостолы телесно предстали пред ним и погребают живоначальную и Богоприемную плоть; Ангелы же невещественно и невидимо окружают его, предстоя Матери Владыки своего со страхом, подобно рабам. Сам Господь присутствует здесь, везде сый и вся исполняющий, все содержащий и никаким местом необъемлемый, потому что в Нем, как в Творце и Промыслителе, всяческая состоятся (Кол. 1:17). Вот, Дева, дщерь Адама, Матерь Божия, плоть возвращает земле чрез Адама, а душу препосылает в небесные обители чрез Сына. Да святится град святой и да получит с благословениями вечное благословение! Да предшествуют Ангелы восхождению Божественной скинии, и да составляют украшение гроба! Да озарится он сиянием Духа! Да уготовится миро, и помажется всечестная и благовоннейшая плоть! Да течет чистая струя и да почерпнется благословение из чистейшего источника благословения! Да торжествует земля, принимая плоть; радостно да подвигнется воздух от восхождения духа: да возвеют ветры, росоносные и исполненные благодати. Вся тварь да восхвалит восхождение Богоматери! Лики юношей да воскликнут; уста риторов да источат песнопения; души мудрых да помышляют об этом чуде; старцы, украшенные сединами, да созерцают его с благоговением. Всякое творение да принесет от себя дань торжеству. Но и после этого еще не будет постигнута высота такого величия.

Приидите, отъидем умственно все с отходящею. Приидите, снидем сердечною любовию все с нисходящею во гроб. Станем окрест священнейшего одра; возгласим священные песни, воспевая так: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1:28). Радуйся, предъуведенная Матерь Божия! Радуйся, предъизбранная прежде веков советом Божьим, Божественнейшая леторасль177 земная, жилище Огня Божественного, священнейший столп Духа Святого, источник воды живой, сад древа жизни, лоза Божественного вертограда, река, исполненная благоволений Духа, нива, произрастившая Божественный клас, роза, цветущая девством и издающая благовоние благодати, лилия, украшающая царское одеяние, агница, родившая Агнца Божия, вземлющего грех мира, палата спасения нашего, высшая ангельских сил раба и Матерь! Приидите, станем окрест чистейшего гроба и почерпнем из него Божественную благодать. Приидите, понесем на раменах души плоть приснодвственную; войдем во гроб и умрем вместе с Нею; умрем для плотских страстей, поживем же с Нею жизнию бесстрастною и непорочною. Приложим слух к Божественным песнопениям, исходящим из невещественных ангельских уст. Войдем и поклонимся, и познаем преславное чудо, как Матерь Божия взята и вознесена от земли; как перенесена на небо; как предстоит Сыну выше всех чинов ангельских, потому что нет преграды между Материю и Сыном.

Матерь Божия! Вот я принес, после двух прежних, третье слово Твоему успению; (принес) с благоговением и любовию к Троице, Которой Ты послужила, по благоволению Отчему и силе Духа зачав безначальное Слово, всемогущую Божию премудрость и силу. Приими усердие, превышающее силы (мои), и даруй (мне) спасение, избави от душевных страстей, уврачуй от телесных болезней, сохрани от бед, подай спокойствие жизни, просвещение духа. Воспламени любовь к Твоему Сыну, устрой жизнь нашу благоугодною Ему, чтобы, сделавшись участниками Его блаженства и видя Тебя озаренною славою Сына Твоего, воспели мы, вечно радуясь в Церкви празднующих достойно Духа, священные песни Тому, Кто чрез Тебя совершил спасение наше – Христу, Сыну Божию и Богу нашему. Ему слава и держава, со безначальным Отцом и всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда, и во все бесконечные веки веков. Аминь178.

* * *

177

Росток, годовой побег дерева. Словарь русских синонимов. Примеч. электронной редакции.

178

Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVI, col. 753–762, сравн. «Избранныя слова свв. отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы» Москва, 1886 г., стран. 113–120; Христианск. Чтен. 1836 г., III ч., 133–146 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle