Источник

Слово на славное Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Иоанна Дамаскина

Нет земнородного, хотя бы он имел тысячи языков и уст, который по достоинству мог бы восхвалить священный исход Богоматери; даже если бы соединились языки людей, рассеянных по всему миру, то и они не могли бы произнести приличных Ей похвал: ибо Она превосходит все законы хвалений. Однако, пoелику Богу приятно то, что приносится нами по любви и усердию, а Богоматери приятно то, что любезно и угодно Сыну Ее: то мы приступим к похвале Ей, призывая помощь Того Слова, Которое воплотилось от нее и наполняет всякие, отверзаемые к Нему, уста и Которое одно было для нее всеславною похвалою.

Ныне святой и одушевленный кивот живого Бога, чревоносившая Своего Создателя, упокоивается в нерукотворнном храме Господнем; и играет Давид, праотец Ее и Богоотец, ликуют ангелы, плещут архангелы, торжествуют престолы, славят силы, сорадуются начала, веселятся власти, радуются господства, поют херувимы, славословят серафимы. Ныне Едем принимает рай нового Адама, в котором разрешено осуждение и насаждено древо жизни, – в котором покрыта наша нагота, ибо мы не наги более и не лишены одеяний: Сам Единородный Сын Божий сделался человеком, и я, смертный, делаюсь бессмертным и снимаю с себя кожанные ризы; я совлекся тления, а облекся в одеяние Божества. Ныне непорочная и непричастная земным страстям, но питавшаяся небесными помыслами Дева, отходит не в землю, но, как одушевленное небо, помещается в небесных скиниях: пoелику Владыка земли и небес и Создатель всякой видимой и невидимой твари в Ней соделал Себя бессеменно младенцем и явил Ее сокровищницей Своего неописанного Божества, бесстрастно составившись в Ней и оставаясь невместимым. Ныне сокровище жизни, бездна благодати (не знаю, как произнести это дерзновенными устами) покрывается живоносною смертию и бестрепетно приступает к той, Сокрушителя которой родила, если только можно назвать смертию священное и живое отшествие Божией Матери. В самом деле, как могла покориться смерти Та, Которая родила жизнь для всех? Правда, Она уступает закону, положенному Рожденным от нее, и, как дочь Адама, подвергается отеческому осуждению: пoелику и Сын Ее, Который есть сама жизнь, не отверг сего закона. Но, как Матерь Живого, Она переносится к Нему, ибо если Бог говорит: да не прострет (первозданный человек) руку свою, и возьмет от древа жизни, и снест и жив будет во веки (Быт. 3:22): то как могло быть, чтобы не жила вечно Та, Которая родила жизнь непрестающую, не имеющую ни начала, ни конца?.. Прародителей, увлекшихся преслушанием невоздержания, омрачивших око души и уснувших сном смерти, Господь Бог, лишив рая, древле изгнал из Едема. А Ту, Которая победила всякий прилог греха и принесла плод послушания Богу и Начальнику жизни всех, неужели ныне не примет рай? Ужели Ей не отверзет с радостию двери небо? Ева, предавши слух вещанию змия и разнежив свое чувство прилогом льстивой сладости, вместе с Адамом осуждается на смерть и водворяется в преисподнем аде. Но как смерть пожрет эту Блаженнейшую, Которая обратила Свой слух к слову Божию, была исполнена действия Святого Духа, имела во чреве Отчее благоволение, родила Бога Сына без естественных болезней и вся соединилась с Богом? Как примет Ее преисподняя? Это совершенно не сродно и чуждо богоносному телу и душе. Вида Божией Матери убоялась и смерть: пoелику, прикоснувшись к Ее Сыну, она была научена тем, что потерпела, и, научившись опытом, умудрилась. Она (Богоматерь) не проходила по страшным и мрачным стезям ада, но Ей был уготован прямой, широкий и легкий путь на небо: ибо если Христос сказал: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет, – то не тем ли больше вселится с Ним Матерь Его? Без болезней Она родила: безболезненно и отшествие Ее. Смерть грешников люта (Пс. 33:22); но что скажем о Той, Коею умерщвлено жало смерти – грех? Смерть Ее – не начало ли новой и лучшей жизни? Воистинну, честна смерть преподобных Господа Сил, пречестно же преставление Богоматери. Да даруются ныне небеса, да веселится ныне земля, да взыграют человеки.

В славнейшем граде Давидове, в котором исполнился закон письменный и дан закон духа, в котором Агнец Божий подъял грехи мира и заклал Себя, как упитанного тельца, в котором Христос был видим апостолами по воскресении из мертвых, в котором Всесвятой Дух в виде огненных языков излился на апостолов, в котором жила Матерь Божия по восстании Христа из мертвых, – в видимом Сионе блаженная Дева возлежала на блаженнейшем одре. Какими же почестями Она была украшена от Того, Кто повелел воздавать честь родителям? Тех, которые для уловления людей были рассеяны по всему миру и многими языками духа извлекали людей из бездны заблуждения к духовной трапезе небесного Жениха, – тех со всех концов земли собрало облако, как сеть неких орлов: идеже бо труп, тамо соберутся орли (Мф. 24:28) (хотя эго изречение было произнесено о втором и славном пришествии Изрекшего это, тем не менее, не неуместно и здесь воспользоваться сладостию его). Итак, прибыли самовидцы и служители Слова, дабы по долгу послужить и его Матери и получить от Нее, как пречестное и драгоценное наследие, благословение: ибо кто сомневается в том, что Она – источник благословения и излияния всех благ? Прибыли также последователи и преемники их, дабы принять участие в служении и вместе в благословении, так как у кого – общий труд, у тех – общие и плоды. Предстал и богоизбранный чин иерусалимлян: надлежало, чтобы участие в погребении приняли отрасли древних патриархов, предвозвестивших плотское рождение Слова Божия для нашего спасения. Не осталось безучастным и собрание ангелов: пoелику все, что достойно чести предстоять Всевышнему Царю, должно дориносить его Матерь по плоти, всеблаженную и высшую всякой твари и всех родов. В светозарном сиянии Духа предстояли Ей все те, которые взирали на нее чистым оком с благоговением, страхом и непоколебимою любовию. Тут последовали богоприличные исходные песни: ибо надлежало воспеть беспредельную благость, бесконечное могущество, безмерное снисхождение к нам, – воспеть то, что Бог стал человеком и пребывает тем и другим, – что, наполняя все и нося всяческое глаголом уст Своих, Он обитает в тесном месте. Тогда Адам и Ева, праотцы рода нашего, возгласили радостными устами: «Блаженна Ты, Дщерь, разрешившая наказание нашего преступления. Ты, унаследовав от нас тленное тело, родила нам, одеяние нетления. Ты, заимствовавшая из наших чресел бытие, воздала нам благобытием, разрешила болезни, раздрала смертные пелены, возвратила нам древнюю жизнь. Мы затворили рай, а Ты отверзла его древом жизни. Чрез нас из благ произошли печали: чрез Тебя из печального пришло к нам великое благо. И как вкусила Ты смерти, Непорочная? Ты – мост к жизни и лествица к небу; смерть для Тебя будет плаванием к бессмертию. Воистинну, блаженна Ты, Всеблаженная». При этом рукоплескал весь лик святых, говоря: «Ты исполнила наши предречения, Ты принесла ожидаемую радость. Чрез Тебя мы освободились от уз смерти. Прииди к нам, Божественный и живоносный сосуд. Прииди к желающим Тебя, исполнившая наше желание». Собрание святых, еще пребывавших на земле, окружавших Богоматерь, так же говорило Ей: «пребудь с нами, единая отрада наша на земле. Не оставляй нас сирыми, Матерь благого и милосердаго Бога, чадами Которого мы именуемся чрез Тебя. Ты можешь остаться, если хочешь: и для Тебя нет препятствий отойти, если Ты стремишься. Если Ты отойдешь, скиния Божия, пусть отойдем и мы, ставшие Твоим народом чрез Твоего Сына. Счастие – и жить с Тобою живою, и умереть с Тобою умирающею». Подобное сему говорили блаженной Деве апостолы; когда же они увидели, что Богоматерь поспешает к исходу, то, побуждаемые Божественною благодатию, обратились к исходным песням. А когда все сплели многоцветный венок священных песен, то принесли благодарение, произнося последние и приличные умирающим слова, которыми выражалась скоротечность сей жизни, а также возвещались тайны будущих благ.

Затем совершилось пришествие Самого Царя к Своей Матери, дабы Божественными и пречистыми руками принять Ее святую и непорочную душу. Сама Она изрекла: «в руце Твои предаю дух Мой. Приими Мою, любящую Тебя, душу, которую Ты сохранил невинной. Тебе, а не земле, Я предаю Свое тело: сохрани целым сие тело, в котором Ты благоволил обитать, и которое Ты по рождении сохранил девственным. Перенеси Меня к Себе, дабы, где Ты, плод утробы Моей, там и Я сожительствовала Тебе: ибо Я стремлюсь к Тебе, пришедшему ко Мне. Будь утешением для возлюбленных чад Моих, которых Ты благоволил нарицать братиями. Приложи им благословение на благословение чрез возложение рук Моих». При этом Она, поднявши руки, благословила собравшихся. По произнесении таких слов, Она услышала: «Прииди, благословенная Матерь Моя, в покой Мой. Восстань, прииди, ближняя Моя, добрая в женах: ибо вот настало время собрания плодов. Прекрасна, ближняя Моя, и порока нет в Тебе. Воня мира Твоего паче всех аромат» (Песн. 2:10,11; 4:7,10). Услышав это, Пресвятая предала дух в руки Сына. И что происходит при этом? Одни из ангелов дориносят непорочную душу и восходят с восходящею к небу, другие окружают святое тело и ангелоприличными песнями воспевают Богоматерь. А предстояние пресвятому телу со страхом и любовию радости окружают всеблаженное селение, обнимают и лобызают его, от прикосновения к телу исполняясь освящением и благословением. Тогда отбежали болезни, воздух и небо осветились восхождением духа, а земля – положением тела; не лишилось благословения и естество воды: ибо (тело) омывается водою чистою, не очищающею, но очищаемою. Тогда возвращался слух глухим, восстанавливалось зрение у слепых, расторгались рукописания притекавших с верою грешников. Что потом? Тело обвивается чистыми плащаницами, и Царица снова полагается на одре; ангелы своими языками воссылают приличную им песнь, апостолы с богоносными отцами возглашают гимны боголепные, внушенные Духом Святым. И тогда отходящий от горы Сиона кивот Господень, носимый на досточестных плечах апостолов, чрез посредство гроба переносится в небесный храм. Несут его посреди города, как невесту, украшенную неприступным Сиянием Духа, и так вносят в священнейшее место Гефсимании, причем ангелы текут впереди и сзади и осеняют его своими крылами; сопутствует и весь сонм церковный. Царь Соломон, при перенесении кивота в созданный им храм, собрал на Сион всех старейшин израилевых, дабы перенести кивот завета Господня из Сиона; и подняли священники кивот и скинию свидения, и вознесли ее священники и левиты; а царь и весь народ шли пред ковчегом и приносили бесчисленные жертвы; и, наконец, священники внесли кивот завета на место его во Святое святых, под крыла херувимов (3Цар. 8:2–7). Так и ныне при перенесении кивота (не завета Господня, но) Самого Слова Божия, новый Соломон, Князь мира и высочайший Зиждитель мира собрал вместе, как вышние чины премирных Сил, так и первенствующих мужей Нового Завета, т. е., апостолов со всей иерусалимскою церковию, и вводит душу чрез ангелов в истинное и первообразное Святое святых, помещая ее под крыла четверовидных животных и посаждая на Своем престоле во внутреннем завесы, куда Предтечей телесно взошел Сам Христос... Нелишне присоединить к слову здесь и то, что когда несшие блаженное тело Богоматери пришли к подножию горы, то некий еврей (раб греха, заключивший завет с ложью), подражая служителю Каиафы, ударившему Христа в ланиту, сделался орудием диавола и, возбужденный внезапным сатанинским внушением, бросился к тому Божественнейшему селению, к которому не без страха приступают и ангелы, и, схватив обеими руками одр, хотел совлечь его на землю. Но плоды предшествовали делу, и он сорвал горькую лозу, достойную его намерения: он был лишен рук, и того, кто своими руками совершил преступление, можно было видеть безруким дотоле, пока он не переменил своего намерения на веру и покаяние. Тотчас остановились несшие ложе, и тот несчастный, приложив руки к живоначальному и чудотворному гробу, из безрукого снова стал здравым, так как несчастие обыкновенно рождает спасительные намерения...

Но возвратимся к предмету. Переносят тело к священной Гефсимании. Снова – лобзания и объятия, снова – хвалы и священные гимны, снова – воззвания и слезы. Всесвятое тело полагается во всеславном гробе, но оттуда в третий день возносится к небесам: ибо этому Божественному жилищу, этой неоранной ниве небесного хлеба не подобало быть удержанной в пещерах земли. Но как Бог воскресил из гроба в третий день святое и непорочное тело, соипостасное Богу Слову: так и Матери надлежало быть похищенной из гроба и переселиться к Сыну; и как Сам Он сошел к Ней: так и Ей подобало вознестись в лучшую скинию, в самое небо. Той, Которая приняла Бога Слова в дом чрева Своего, надлежало водвориться в Божественных селениях Своего Сына; и как Господь говорил, что Ему достоит быти, в тех, яже Отца Его (Лк. 2:49): так и Матери приличествовало пребывать в царстве Сына, т. е. в доме Господни, во дворах Бога нашего. Надлежало, чтобы Сохранивший девство Ее, в рождестве сохранил тело нетленным по смерти. Надлежало, чтобы Носившая в объятиях Творца, как Младенца, жила в небесных скиниях. Надлежало, чтобы Видевшая Сына Своего на кресте и Принявшая тогда в грудь Свою меч (страданий), которого избежала при рождении, видела Его сидящим с Отцом. Надлежало Матери стать почитаемой от всех тварей: ибо хотя всегда наследство переходит от отца к сыновьям, но ныне реки возвращают свое течение: пoелику Сын вручил Матери все сотворенное. Итак, приидите, будем и мы праздновать праздник исхода Божией Матери. Ее восхвалим ныне мы, обогатившиеся тем, что мы есть мы и именуемся народом Христовым. Почтим чистотою душевною и телесною, усладим Ее, воистинну, по Бозе чистейшую из всех. Послужим Ей милостью и состраданием к бедным: ибо если мы ничем не угождаем Богу так, как милостию, то кто будет спорить, что то же угодно и Матери Его? Она явила несказанную бездну любви Божией к нам: чрез Нее нам дарованы мир и благодать, от Нее мы получили гроздь жизни, с Нее сорвали отрасль бессмертия, в Ней Бог стал человеком и человек – Богом. Что дивнее, что блаженнее этого? Души отроковицы, с пророчицею Мариамью, составим лик, умерщвляя уды, яже на земли (ибо это – таинственный тимпан); воскликнем при кивоте Господа душ, и падут стены Иерихонские, т. е., враждебные твердыни противных сил. Духовно взыграем с Давидом: пoелику упокаивается ныне кивот Господень. Возопием вместе с Гавриилом, предстателем ангелов: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Радуйся, неисчерпаемое море радости. Радуйся, единое уничтожение скорби. Радуйся, врачевство, исцеляющее печаль всякого сердца. Радуйся Ты, Которою отгнана смерть и дарована жизнь»... «А ты, святейший из святых гробов, после живоначального гроба Владыки (говорю с тобою, как с живым)! Где – чистое золото, которое скрыли в тебе руки апостолов? Где – бездна благодати? Где – море исцелений? Где – живородящий источник? Где – многолюбезное тело Богоматери»?.. «Что ищете во гробе Ту, Которая вознеслась к небесным селениям? Ответствует гроб. Как я мог удержать Ее? У меня нет силы противиться Божьим повелениям. Оставив плащаницу, то святое тело, сообщившее мне святость и соделавшее меня Божественным храмом, будучи восхищено отсюда, отошло горе, дориносимое ангелами, архангелами и всеми небесными Силами. Ныне меня охраняют ангелы; ныне во мне обитает Божественная благодать. Я – вечный источник исцелений; я стал градом убежища для притекающих. Приидите с верою, людие, и черпайте текущие рекою дарования. Приходите, стяжавшие несомненную веру. Жаждущие, приидите к воде, убеждает Исаия; неимущие сребра, приходите и покупайте хлеб без цены (Ис. 55:1). Я по–евангельски восклицаю всем: жаждущий исцеления недугов, освобождения от страстей, разрешения от грехов, упокоения в небесном царстве, приходи ко мне с верою и почерпай из потока многосильной и многополезной благодати (так как благодать благодетельствует различно и сообразно с нуждою каждого). Не из своего естества я приобрел благодать. Всякий гроб полон зловония, а я принял драгоценное миро и приобщился благовония; и это миро приносит плод неотъемлемый. Я принял в гости источник радования и обогатился вечным потоком его».

Вот что, возлюбленные отцы и братие, говорит нам всеславный гроб. И что это так, видно из Евфимиевой истории, где написано следующее. «Когда в Константинополе, во Влахернах, созидался (в первые годы блаженной памяти императора Маркиана) храм Всехвальной и Всесвятой Богородицы и Приснодевы Марии, то император Маркиан и императрица Пульхерия искали святейшее тело, приявшее Христа, и, призвав иерусалимского патриарха Ювеналия и епископов Палестинских, находившихся тогда в городе по случаю созвания Халкидонского собора, говорили им: «Мы слышали, что в Иерусалиме есть храм в честь Богородицы и Приснодвы Марии на месте, именуемом Гефсимания, где было положено тело Ее; поэтому мы хотим перенести сюда сии останки, дабы они были охранением всего государства». На это Ювеналий ответствовал так: «Хотя о событиях при Успении Богородицы нигде не написано в богодухновенных книгах, однако же, мы знаем по древнему и вернейшему преданию, что ко времени этого блаженного Успения собрались в Иерусалим все святые и апостолы, проповедывавшие в разных странах мира Евангелие, быв восхищены в одно мгновение по воздуху. Здесь представилось очам их ангельское зрелище, и слышалось Божественное пение горних Сил. Так с небесною славою Она предала святую душу в руки Божии. Богоприемное тело Ее, с пением ангелов и апостолов, было погребено в Гефсимании, и на этом месте целые три дня ангелы непрестанно пели; когда же прекратилось это пение, Апостолы, присутствовавшие там, открыли гроб, потому что один из них, именно Фома, не бывший при погребении и пришедший на третий день, желал поклониться Богоприемному телу. Но священнейшего тела не нашли: лежали только погребальные пелены, и от них исходило неизреченное благоухание, – и опять закрыли гроб. Пораженные удивлением к такому таинственному событию, Апостолы pешили между собою, что Слово Божие и Господь славы, благоизволивший воспринять плоть и человечество в единство Своей ипостаси и сохранивши девство Матери Своей, – и поисшествии Ее восхотел, прежде общего воскресения, почтить чистое тело Ее нетлением и преложением. Были тогда с апостолами и святейший и первый Ефесский епископ Тимофей и Дионисий Ареопагит, а также блаженный Иерофей, как об этом пишет сам Дионисий». Услышав это, цари просили Ювеналия, чтобы он запечатал и прислал к ним ту священную гробницу вместе со святыми пеленами Богоматери; и когда оная гробница была получена, то ее поставили в чтимом храме Пресвятой Богородицы во Влахернах.

Что же мы скажем в ответ гробу? Твоя благодать обильна и вечна. Божественная сила не ограничивается местами: так же и благодеяния Богоматери, потому что если бы они ограничивались гробом, то лишь весьма немногие получили бы их; ныне же они независтно раздаются во всех концах мира. Итак, постараемся, чтобы наша память была хранилищем Богоматери. Каким образом? – Она – Дева и любит девство; Она была чистота и любила чистоту. Итак, если с телом мы очистим и душу, то будем озарены Ее благодатию: пoелику Она убегает страстей, отвращается скверных помыслов, не допускает бесчеловечия и свар, отвергает суетное тщеславие, противоборствует гордым, всякую злобу считает смертоносным ядом. О посте, воздержании, о псалмопении Она радуется; чистотою, девством, целомудрием насыщается: с ними Она хранит вечный мир и любезно лобызает их; мир, любовь, милость, смирение Она обнимает и принимает в объятия, как Своих питомцев. Кратко сказать: печалясь и негодуя на всякий порок, Она радуется всякой добродетели, как собственному дару. Итак, если мы уклонимся от пороков и возлюбим добродетели и стяжем их своими собеседниками, Она часто будет приходить к Своим служителям, привлекая с Собой обилие всех благ, – возьмет с Собой и Сына Своего Христа, всех Царя и Господа, дабы Он обитал в сердцах наших, Ему же со Отцом и Всесвятым Духом слава, честь, власть, величие, великолепие ныне и присно и во веки веков. Аминь176.

* * *

176

Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. XCVI, col. 721–754; сравн. «Церковн. Ведом.» 1900 г. № 33, стран. 1305–1311.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle