Источник

Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы. Святейшего Фотия, патриарха Константинопольского

Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил (Псал. 83:1), воскликну я в настоящее время вместе с пророком Давидом, видя дворы церкви переполненными сонмом разумных овец, собравшихся в многоцветном украшении и разнообразии. Поистине, коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю? яко дубравы осеняющыя, и яко садие при реках, и яко кущи яже водрузи Господь, и яко кедри при водах (Числ. 24:5–6). Хорошо и справедливо изобразил и это Пророк, хотя пророчествовал о нашем положении, находясь вне нашего двора. И я, с радостью видя, что боговдохновенные глаголы, сказанные в древности, вполне осуществляются ныне на деле, сам громогласно и с веселием возглашаю их теперь в начале своего слова, ибо действительно кущи нового Иакова, удостоенного видеть Бога во плоти, приятны для созерцания и вполне достаточны для того, чтобы вознести на высоту Божественной любви душу тех, внимание которых, возбуждаемое прекрасными для телесного взора зрелищами, может направляться к духовной и Божественной красоте. По почему вы, народ Божий, с таким усердием и так торжественно украсили сей священный и Божественный храм? какая причина настоящего вашего стечения, и что за радость у вас? что за торжественное собрание? Конечно, вы пришли сюда прославить Благовещение Дщери человеческого рода и сорадоваться радости Матери Слова, – вы, как показывает прекрасное и величественное украшение ваше, соревнуете друг другу в праздновании начала Божественного основания общего нашего спасения. Ибо, поистине, Благовещение Приснодевы есть основа нашего спасения, которая поддерживает не кровлю какого-либо одного здания, уходящую в высоту, и служит твердой почвой не для селения или какого-либо города, находящихся на земле, но исправляет, обновляет и укрепляет все человеческое естество наше, пораженное великим грехом. И как после заложения хорошего и прочного основания для дома радость и веселие наполняют души всех тех людей, которые имеют надежду поселиться в этом доме, и избавляют их от прежних тревог: так и после того, как Творец – Слово мудро и богоприлично положил основание нашего спасения и создал для нас начало радости и торжества, человеческое естество обновляется и, избавившись от наказания за преслушание, т. е. от болезни, приводившей к смерти, приобретает бессмертие, как новый образ свой. Итак, человеческое естество справедливо наследует радость, поскольку в нем водворяется благодать богоподобия, и оно, избавившись от греховного влечения к нечестию, как от жала демонского, приводится к Единому Жениху своему, Творцу и Создателю. Справедливо человеческое естество торжествует, так как получает благовестие, что одна из дщерей его назначена избранною невестою для Творца; справедливо человеческое естество возвеличивается, ибо получила весть о примирении с Господом и сбрасывает с себя ненавистное иго рабства.

Итак, настоящее торжество есть начало всех торжеств, поскольку служит для нас залогом небесного обогащения и все снабжает нетленным богатством явления среди нас Господа, соделывает очищение нашего естества и дарует нам наслаждение благами вечными. В этом торжестве с радостью участвует сонм пророков, укрепляемый даром боговидения и осеняемый крылом невещественного жития, которое они, хотя проводили эту бренную жизнь, уразумели лучше, чем жизнь по человеческому естеству, и, громко возвещая истину пророчеств, уготовляют брачный чертог Господа. Сюда стекается и собор апостолов, которые, прошедши концы вселенной и огласив их проповедью о спасающем Слове, чистыми руками показывают богатство Невесты-Девы. На это торжество собираются и хоры мучеников и своею кровью, пролитою во время подвигов и страданий, украшают порфиру царского чертога. Здесь присутствуют и чины бесплотных Сил и, воспевая вместе с архангелом Гавриилом пребывание Господа среди людей, дориносят его снисхождение, и – земная жизнь обращается в небесный мир. Ныне Дева от лица всего человеческого рода становится Невестою общего Господа, и – человеческое естество, отвергнув союз любострастия и рабского греха, опять, после продолжительного времени, обращается к супружеской и дружеской добродетели и благоразумно, а вместе и с радостью приобретает любовь к такому сожитию. Ныне Дева приносится от людей Господу как начаток, и – чудесным образом совершается великая и от века тайна человеческого воссоздания. Ныне дщерь Адама, спасшись от падения праматери Евы и оставшись чистою от происходящей из сего скверны, является пред Создателем прекрасною и цветущею и устрояет человеческому роду спасение. Ныне Архистратиг бесплотных Сил, слетевши с небесных кругов, является к Марии и, возвещая Деве благую весть о пришествии Господа, начинает ее величественным словом: радуйся, благодатная: Господь с Тобою (Лук. 1:28), и – вся тварь чрез нее наполняется радостью. Архангел является к Марии, благоухающей и безгрешной отрасли из рода Давидова, к преславному, великому и богосозданному украшению человеческого естества. Ибо сия Дева, так сказать, от первых дней Своей жизни обратилась к добродетели и, преуспевая в ней, проводила на земле жизнь неземную и, открывши врата пути к добродетели, соделала невозможным этот путь для подражания тем, у кого существует неугасающая любовь достигнуть небесного чертога. Кто же бывает еще с детства так воздержан в отношении к удовольствиям? Конечно, не те жены, которые, презревши брачные узы, стремятся лишь к собственным удовольствиям, или же, сохраняя писанные законы, увлекаются однако житейскими течениями и все помыслы свои направляют к развлечениям. Но блаженная Дева не позволяла склоняться Своим мыслям ни к одному в сих дел, а была всецело предана Божественной любви и этим, равно и всеми прочими делами Своими показывала и возвещала, что Она, поистине, была обречена в невесты Творцу всего даже прежде рождения Своего. И самое сердце Свое связавши, как некоторого страшного зверя, бесстрастием ума, как бы неразрывными узами. Она крепостью Своих помыслов всю душу Свою соделала священным храмом кротости и никогда не обнаруживала проявления надмения, никогда не возгордилась и даже не произнесла ни одного слова порицания и негодования во время страдания Господа, при котором Она присутствовала, тогда как матери, при подобных страданиях своих детей, обыкновенно выражают свою скорбь. Такая сила есть достаточное свидетельство разума и от начала присущего Деве терпения и доброго направления мыслей. И крепость Ее души создала прекрасный плод: делами и словами правильного уразумения и чистой мысли Она получила такой дар, посредством которого легко и многоразлично противостояла всем возмущениям и испытаниям жизни, которые воздвигала сила злых духов, и даже на короткое время не позволяла приражаться к ней действию зла. Таким образом, когда Дева, при содействии указанных средств, оказалась достойною небесных чертогов и Своею красотою облистала нашу безобразную природу, которую осквернил грех прародителей, тогда предстал пред Нею Гавриил, провозвестник тайны явления Царя, и свободно и громким голосом воскликнул: радуйся, благодатная: c Тобою Господь, избавляющий чрез Тебя весь род человеческий от древней печали и гибели. Посему и праотец Давид, взявши духовные гусли, радуется духом благостью Дщери своей и, ударяй пророческими перстами по звонким струнам, начинает играть радостную песнь, достойную девственного чертога и спасительную для всего мира. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея, зане moй eсть Господь твой (Псал. 44:11–12) и всех нас, и мы и вся тварь благоговейно покланяемся Ему, как общему Господу и Творцу всего. Слыши, Дщи, и склони ухо Твое к словам Гавриила, ибо посредством пречистого его благовестия Тебе мы избавились от греха преслушания, который совет змия, достигший слуха Евы, излил, как яд, на весь род человеческий, и теперь мы можем слушать и повиноваться только повелениям Создавшего нас. Слыши, Дщи, и покорно прими благовестие зачатия, поскольку постоянное и совечное Слово Отца, не лишаясь собственного существа и не изменяясь в самую плоть (ибо это было бы крайним оскорблением Божественного существа и неудобоносимо для человеческого естества), но неслитно и нераздельно сохраняя то и другое естество, пришедшее в единение, богоприлично избрал пребывание в Тебе для моего воссоздания и человеколюбиво отверз нам небесные обители для жительства.

Что же может быть приятнее этой радости? Что торжественнее настоящего празднества? Что выше нынешнего торжества? Мы удаляемся от земли и возносимся на небо, избавляемся от тления и облекаемся в нетление, избегаем трудов и терний проклятия и обогащаемся благими плодами благословения. Но, обогатившись благами Божественной благодати, принесем плоды и своей собственной жизни: пусть наша душа украшается брачным украшением и сияет великолепием, не увлекаясь никаким делом прелюбодеяния и тьмы и не омрачая блеска тела собственною нечистотою. Часто города разделяют свою славу с другими соседними городами, а равно отдельные семьи заключают друг с другом брачные союзы и призывают к себе всех, находящихся с ними в родстве, и все с радостью стекаются на брачное торжество, хотя им и нет никакой пользы от этого брака: ибо какая польза для них может быть от того, что другие вступают в брак для того, чтобы иметь детей, которых пока еще нет? Однако каждый с большою готовностью приносит невесте брачные дары, один золото, другой серебро, иной ожерелье из жемчуга, а другие то, что имеют у себя пригодного для украшения и обогащения. Но чему мне уподобить то, что ни с чем несравнимо? Как изобразить то, чему от века не было примера? Или мне не следует ничего бояться и совсем не должно изумляться, хотя у меня и нет подобного примера? Ибо Бог, благоволивший жить среди людей, Сам человеколюбиво даровал мне возможность приводить это в пример. Итак, когда гражданка выдается замуж, сограждане приносят ей дары, а кроме того возжигают светильники, поют иногда брачную песнь, рукоплещут, сопровождают брачующихся и делают все то, что приятно и угодно пригласившим их на брак. Мы же, вся совокупность человеческого рода, – поскольку непорочная Невеста, Приснодева Мария, чистая дщерь нашего рода только одна избирается Невестой Всецаря и Господа всего и при том не от одного города и не от одного народа, но из всех дев всей вселенной, – что мы можем совершить достойного сего брачного союза? Какой можем принести дар, приличествующий настоящему торжеству? – Вы желаете знать, и – я скажу вам, но пусть никто не оправдывается трудностью: людям нерадивым может быть тягостен всякий совет, но не повеление исполнить, насколько возможно для человека то, что свыше возвещено и заповедано; посему предстоящая речь не моя, но основывается на учении Духа Святого. Итак, те, которые не вступили в брак, пусть принесут Деве в дар свое девство: поскольку Приснодеве ничто не может быть так угодно и приятно, как девство. Находящиеся в браке пусть принесут опыт жизни, который должны передавать своим детям, целомудрие, содействующее спасению (1Тим. 2:15), и снисхождение к вступившим второй брак: ибо целомудрие, хотя и далеко отстоит от девства, но родственно с ним как потому, что исполняет благословение Божие касательно рождения детей, так и потому, что предохраняет человека от необузданности. Допустившие падение в одном из сих (в девстве и целомудрии) пусть принесут покаяние в содеянном, слезы, прощение должникам и милосердие к бедным, потому что все это есть прекрасный дар Господу. Другие пусть принесут справедливость и пощаду врагов: ибо зачем стараться делать ближним то, от чего ты сам плачешь и стенаешь, когда тебя теснит и мучит другой? Иные пусть несут терпение и мужество в несчастиях, ибо и такой подвиг не оставляется без награды. Другие пусть приносят в дар кротость и странноприимство, поскольку и это служит причиною Божественного к нам снисхождения. Вообще каждый из всех, собравшихся в этот небесный и царский брачный чертог, пусть принесет дар, приятный Деве и достойный столь великой Невесты: ибо, сколько бы даров ни принесено было Ей, Жених и Бог наш будет радоваться им. А кто ничего не принес в честь Невесты, тот, как оскорбивший Жениха, будет строго изгнан из брачного чертога.

Если же обратить внимание на архистратига Гавриила, служителя тайны Девы, благовестника и изъяснителя спасения, и если уразуметь, что он наблюдает за всяким даром, посылаемым Господом каждому: то всем вам станет понятно, что немалая борьба предстоит нам и немалый подвиг предлежит каждому в попечении о душе. Он исчисляет и исследует всех собравшихся на торжество: и тех, кои приносят дары, он признает достойными брачного чертога и священной тайны, а ничего не принесших он удаляет и изгоняет. Итак, я весьма боюсь и трепещу, что он, оказавшись и ныне среди нас (ибо невозможно служителю Божественного брачного союза не присутствовать на этом торжестве) и явившись для наблюдения и испытания всех нас, одних признает достойными брачного чертога, а других далеко отгонит от дверей его. Боясь за вас и за себя, я, как и прежде часто внушал вам быть готовыми, так и теперь не уклоняюсь от свойственных и доступных мне увещаний. А так как у меня самого не приготовлено никакого достойного дара, то я решил прибегнуть к брачному гимну в честь Приснодевы, коего учителем и вдохновителем я почитаю участника настоящего великого праздника и свидетеля торжества. Может быть, в то время как он поет в честь Девы и внимание всех обращено на него, он пощадит меня и не удалит, не заключит меня в узы, как оскорбителя царского торжества, и не подвергнет каре виновных, но причислит меня к сонму приносящих дары. Для человеколюбивого Судии вполне возможно, чтобы у не имеющих дара для приношения заменяло его искреннее желание, хотя бы они и не совершили ничего достойного их намерения. Посему с великим страхом и любовью, взываю умом и устами: радуйся, Дево, убежище моей слабости и скудости. Радуйся, благодатная, Коею болезнь исцеляется, разрушение упраздняется, виновник гибели умерщвляется, диавол низвергается и попирается. Радуйся, благодатная: ибо жестокое осуждение человеческого рода уничтожается сладостью Твоих благовестий, и мы, освободившись от злых последствий преступления, увенчиваем себя украшениями, созданными происшедшим из Тебя Богоявлением. Радуйся, благодатная, разумное и богосозданное зерцало сокровенного ведения боговдохновенных пророков, в коем они таинственно созерцали снисхождение к нам Слова и, как трубы, вдохновляемые Духом Святым, во все концы земли возвестили о Твоем зачатии и рождении. Радуйся, благодатная, прибежище радости всего мира, в коем низвергнуто осуждение первого наказания и создана через Тебя великая радость. Радуйся, благодатная, доброты Коей, сохранившей и душу, и тело и помыслы в чистоте, возжелал Царь всех для обновления и воссоздания образа, обветшавшего вследствие коварства и многоразличных нападений лукавого. И сему лицу Твоему помолятся богатии людстии (Псал. 44:13), обогатившееся чрез Тебя благочестием и избавившиеся от безобразных пороков прежнего образа. Радуйся, даровавшая Творцу плоть, освободившая нас от скудости, не лишившаяся ключей девства и истребившая рукописание греха (Колосс. 2:14). Радуйся, одушевленный ковчег Божий, в котором поселился второй Ной и спас человеческое естество наше, почти все затопленное волнами греха, и даровал нам образы и примеры иной, Божественной жизни. Радуйся, изготовленная Богом пещь, в коей Творец, очистив наше естество самым чистым девственным смешением, избавил от оной гибельной тягостной ветхости, воссоздав человека в новую тварь.

Но зачем стремиться высказать подробно в слове то, чего не могут изъяснить и ангелы, пред чем слабеет сила речи, всякий порядок похвал оказывается недостаточным, всякий ум смущается в самом начале размышления, отказывается его продолжать и сознает свое бессилие? Посему лучше почтить нынешнее таинство благоговейным молчанием, чем дерзновенным словом. Уже и Жених, уготовав время всеобщего пира и призвав на таинственную и подающую бессмертие трапезу и тех, кои, по своим делам, не вполне достояны ее, по Своему человеколюбию дает возможность и нашему смирению нести священное служение Богу, призывая к совершению таинства, коего без суда да удостоимся все, по ходатайству Приснодевы и Богородицы. Ея молитвами Христос истинный Бог наш, родившийся от Нее непостижимым для нашего ума образом, явивший благочестивого и верного царя нашего страшным для врагов, да покажет Его любезным народу и да удостоит вместе с нами небесного чертога, ибо Его есть царство и Ему славу воссылаем с Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь149.

* * *

149

Эта беседа произнесена знаменитым <слово нераспознанно> греко-восточной церкви 25 марта 870 года в Константинопольском храме Святой Софии, в присутствии византийского императора Василия Македонянина. Греческий текст беседы опубликован в журнале „Ἐκκλησιαστικη Ἀλἡϑεια“ за 1883 г. (№ 21, стр. 308–312), а с этого текста сделано настоящее переложение беседы на русский язык; сравн. „Церковн. Ведом.“ 1900 г., № 11, стран. 419–426.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle