Источник

Письмо 275

Хотя я и писал к тебе, на прошедшей почте, в игуменском письме; но надобно и ещё написать, и хорошенько побранить тебя, за приписываемые мне похвалы и излишние достоинства, которых совсем во мне не обретается. Ужасно подумать даже, что ты пишешь, – не обретается, или едва остается таковый. Для желающих спастися – это и пред Богом погрешительно, и для меня неполезно; хотя я по бедственному моему устроению, и вижу себя далеко отстоящим от приписуемых тобою мне достоинств, но паче ещё требующа самого врачевания греховным язвам, но всё надобно иметь опасение, потому что похвала мужу пагуба; и: горе вам, егда рекут вси человецы добре (Лк.6:26). Св. Исаак Сирин пишет, что едва обретается кто в человецех могий носити честь, аще и нравы равноангелен будет (сл. 1). На что ж нам добровольно подвергать себя такой опасности, и не воспятить тебе? Ежели ты пользуешься чрез мои письма, – благодари Бога, вразумившего меня, по вере твоей; не силен ли Он и других вразумлять: да, есть у Него много людей, пасущих стадо Его, коих я ниже след видети достоин. Перестань пустословить!

Упомянула ты о соблазне...., – но сколько раз ныне нам твердит Церковь: «Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это почаще в уме обносите, и избавитесь от оного зазрения. Куда же идти? Здесь одно блазнит, а в другом месте многое предстанет не по-нашему; и горшая брань будет; и здоровье, и силы истощены, а привычка к обрядам, и ко всему, много значит. Когда уже во время бури ладья твоя удержалась, и не погрязла, то в тишине не надобно плещи давать, на посмех врагу; да где нынче найдешь пристанища? Всюду волнение.

О происках, или подарках, к исканию ... аз вещи не имам, и не знаю, что рещи; прочти у Никиты Стифата 2-й сотницы главу 58; это к тому же относится; и, по-моему мнению, не надобно бы предварять подарками, но в последствии, в виде благодарности, и в духе первого расположения, как ты описываешь, можно подарить.

Матери М–ии да упокоит Господь душу в царствии небесном. – Ты упоминаешь и о себе: да, этот путь неминуем для всех, но неизвестен конец; для того-то Господь и повелел нам бдеть, яко не вемы часа онаго смертнаго (Мф.24:42, 43; 25:13 ); а ты видишь и сознаешь себя плохо внимающею сему; надобно же воспрянуть от сего нерадения и помышлять о грехах своих; то, может быть, и сокрушится сердце и смирится; а сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (Пс.50:19), и близ Господь сокрушенных сердцем и смиренные духом спасет (Пс.33:19).

О–е потерпи, пока хотя не совсем соглашаясь на её волю, а руководствуйся главами св. Марка Подвижника, о коих я тебе писал. Когда уже для вас невыносимо её делание, то лучше отпустите её, пусть поживет по своей воле; приход же её в наши места не может ей принести пользы. Болезнь разве скорее её воспользует, или другое какое искушение.

Да помилует Господь сестру X., и соблюдёт её от прелести вражией: где богатство, там и татие приходят. Паче всего толкуй ей о смирении чрез которое благодать Божия всегда будет ей вспомоществовать. Какие бы то ни были действия: теплота и прочее, ежели ум славит – яко от благодати, то воистину прелесть есть; но когда вменяет себя недостойною посещений благодати и действий её, а видит грехи свои, то можно принять за благодатное действие; слава Богу, что она удостоилась получить желаемый образ, а с ним и то, что вам Бог открыл.

Мы с тобою, видя свою нищету, больше должны смирять себя; подобно нищим, зрящим богатые царские одежды и утвари, и от того более познающим свою нищету.

Благодарение Господу, я чувствую себя лучше, или просто совсем здоров; только иногда случаются слабость и нерадение, леность и прочее; что́ всё сродно нашей немощи, и летам, хотя ещё и не так старым, но и не молодым.

А вам кто-то насказал о предсказании батюшкином о моей смерти: а у нас этого и слуху нет: ежели бы и случилось так, то буди воля Божия; только бы даровал Господь с покаянием отойти отсюда, в надежде Его милосердия. Многогрешный И. М. 16 марта 1843 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle