§ 22. Боговдохновенность Библии
Три чудесный черты библии служат основанием для предпочтения библии всяким другим книгам и для веры в нее, как слово Божие: 1) универсальность, 2) единство, 3) могущество.
1.Библия пригодна для всех мест, времен и народов. Лучшие книги переводятся на европейские языки: на немецкий; английский, французский, итальянский, русский, пожалуй, также на датский, шведский и др. Редко случается, чтобы сочинение какого-нибудь знаменитого писателя было переведено на 10 языков, между тем, библия переведена более чем на 400 языков, и с каждым годом число переводов увеличивается. В наши дни воочию сбывается пророчество Господа: «и проповедано будет Сие евангелие царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам» (Мф.24:14). Библия пригодна для всех племен одинаково, – как стоящих на самой низкой ступени умственного развития, так и для образованных. Куда ни проникает библия, она скоро делается книгою народною и самою распространенною. Множество книг умирают от внутренней своей слабости сами собою, а об эту книгу, как о скалу, разбиваются предрассудки и равнодушие, огненная ненависть и злоба неверия. В конце 18-го в. Вольтер предсказывал, что библию забудут, и что она сделается редкостью, которую можно будет найти у старьевщиков и в музеях древностей; а на деле 19-й Век оказался веком чрезвычайного распространения библии, какого мир прежде не видел, и как говорить, в том самом доме, где некогда Вольтер писал свое предсказание, помещается теперь Лондонское Библейское Общество.
2.Библия написана не одним автором в течение нескольких лет, но произошла мало по малу в течение времени около 1600 лет. Она состоит из 65 отдельных книг; в составлении её участвовали около 40 различных авторов, людей самого разнообразного общественного положения, ученых и неученых, царей и рабочих, духовных и земледельцев, государственных мужей и пастухов... Содержание библии чрезвычайно разнообразно. Но от первой до последней страницы библию проникает один и тот же дух, одни и те же основные взгляды наблюдаются во всех книгах библии. Даже различия между в. и н. заветом, доходящие иногда, по видимому, до противоречий, оказываются при ближайшем рассмотрении различными ступенями единого процесса развития. Если бы переплести в один том какие-нибудь другие сочинения, хотя бы лучшие сочинения по медицине, появившиеся в течение 1600 лет, и потом лечить по этой книге больного, то никому от такого леченья не поздоровилось-бы. То же самое, и еще более, должно сказать о других сочинениях, напр., по философии. А, между тем, библия, представляет яркий образец органического единства. Приведем пример в пояснение этой мысли. В истории грехопадения по первой книге библии земля проклинается; соответственно с этим в последней книге библии высказывается ожидание новой земли и нового неба. Так удивительно согласованы друг с другом начало и конец библии.
3.Могущественное действие библии на жизнь, на душу человеческую, действенность библии, её способность давать утешение во всяком страдании, мир душе, силу сопротивления греху и возрастанья в добре – все это делает из библии живую «силу Божию» (Рим.1:16), книгу жизни.
В благоговейном изумлении перед библией, как книгою книг, склоняются н величайшие гении человечества, и хвалу ей воздают знаменитые ученые, писатели, художники, поэты, государственные люди, не только верующие, но даже и неверующие.
Представитель современного французского рационализма известный историк религии Альберт Ревилль в своей статье в «Revue des Deux Mondes» 1864 г. рассказывает: «однажды в обществе поднялся вопрос, какую книгу каждый из присутствующих выбрал бы себе, если бы его присудили к пожизненному заключенью и дозволили взять с собою в камеру только одну какую-нибудь книгу. Тут были католики, протестанты, неверующие философы и даже материалисты; но все они без колебаний сошлись в одном, что выбрать можно было бы только библию». Эта маленькая история лучше длинных разъяснений показывает, насколько библия превосходить все другие книги.